Социология этнонациональных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

Содержание

Введение: актуальность темы, цель исследования__________________________2
1. Этническая социология_______________________________________________3
1.1. Предмет и объект этнической социологии______________________________3
1.2. Методология исследований__________________________________________3
1.3. Функции этнической социологии и основные типы исследования___________4
2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация______________________________6
2.1. Взаимодействие этносов____________________________________________9
2.2. Национально-этнические отношения_________________________________10
2.3. Содержание межнациональных отношений____________________________11
2.4. Этноцентризм____________________________________________________13
Межнациональные конфликты в бывшем СССР и России___________________14
Заключение_________________________________________________________18
Вывод______________________________________________________________19
Список использованной литературы_____________________________________19

Работа содержит 1 файл

Социология этнонациональных отношений.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Московский  Государственный Технический Университет  «МАМИ»

Кафедра: «Философия и психология» 
 
 
 
 

Реферат по предмету: «Социология»

по теме: «Социология этнонациональных отношений» 
 

                                                                                                                       

Студент: Ханов  С. А.

                                                                                                                 Группа: 5-АиС-7

                                                                                         Преподаватель: Головко Ю.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011

Содержание:

Введение: актуальность темы, цель исследования__________________________2

1. Этническая социология_______________________________________________3

1.1. Предмет и объект  этнической социологии______________________________3

1.2. Методология исследований__________________________________________3

1.3. Функции этнической социологии и основные типы исследования___________4

2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация______________________________6

2.1. Взаимодействие этносов____________________________________________9

2.2. Национально-этнические отношения_________________________________10

2.3. Содержание межнациональных отношений____________________________11

2.4. Этноцентризм____________________________________________________13

Межнациональные конфликты  в бывшем СССР и России___________________14

Заключение_________________________________________________________18

Вывод______________________________________________________________19

Список использованной литературы_____________________________________19 
 

 

 
 
 
 

Введение.

     Социальная  структура общества вместе с другими  аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации.

     Этническая  социология изучает весьма сложную  сферу национально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей, или этносов. Попробуем разобраться в сути этих явлений и отражающих их понятий, а также в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решении в современных условиях.

Актуальность  темы «Социология  этнонациональных отношений».

     Мой выбор именно на эту пал неслучайно. Выбирая эту тему я хотел затронуть  весьма пикантную тему для нашего с Вами времени, ведь в современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей. Однако не стоит забывать то, что зачастую, сами, так скажем, «пришлые» люди являются «родоначальниками» проблем и конфликтов, появляющихся на межнациональной почве.

     Цель  исследования на тему этнонациональных отношений.

     Проблема  этнонациональных отношений родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. В данной работе попытаемся разобраться, что же на самом деле является причиной межнациональных конфликтов мире, и, в частности, в России.

Этническая  социология.

     Предмет и объект этнической социологии.

     С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения. Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы-этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения. Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

     Этносоциология  формировалась как специальная  социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

     «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», — таким было представление о новой дисциплине.

     Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

     По  существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических  критериев и с применением методики социологического исследования.

     Методология исследований.

     Как и в исследованиях других направлений  социологии, этносоциологи стремятся  осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды — социально-политические и экономические условия в  стране, но и мезо- и микросреды — конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д.

     Этносоциология  — междисциплинарное научное  направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений.

     Применяя  принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания.

     Один  из них — культурологический, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Например, в обществе, где человеческая жизнь ценится очень высоко, террор и убийства будут осуждаться, в то время как среди чеченцев террор может рассматриваться как героическое достижение целей. Другой подход — рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Называют этот подход «коллективистским». Он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты.

     Понять  поведение людей в сферах, затрагивающих  этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Роль — это поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определенную позицию в группе. У человека бывает множество ролей: и в семье, и на работе, и в неформальных образованиях, в каких-то общностях, группах. Наконец, очень важный подход — психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. С точки зрения этого подхода, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияния среды, в том числе этнической, на личность в процессе ее социализации и деятельности.

     Функции этнической социологии и основные типы исследования.

     Подобно другим направлениям социологического знания, этносоциология выполняет теоретико-позновательную, прогностическую, практика-преобразовательную и просветительскую функции. Что касается первой — теоретико-познавательной — функции, то необходимо остановиться на следующих наиболее важных моментах развития этносоциологического знания.

     Научное исследование предполагает изучение конкретного  объекта с помощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Объектом в этносоциологии являются, как уже отмечалось, народы, этнические группы в их социальной дифференциации, а также социальные группы с присущими им этническими особенностями.

     Специфика объекта познания в любой науке  неизбежно ставит перед исследователем вопрос о характере привлекаемых данных, с помощью которых можно получить наиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В этнической социологии, возможно, в силу первоначальных профессиональных ориентацией исследователей, с самого начала привлекались как факты открытого поведения групп, в том числе исторические события, в которых проявились действия этнической общности, так и факты, характеризующие сознание групп.

     Итак, мобилизация необходимого объема знаний как одна из непременных черт научного исследования в этносоциологии имеет ту специфику, что предполагает большее, чем во многих других направлениях социологии, привлечение исторических и этнокультурных данных. Но это одна сторона процесса реализации этносоциологией ее теоретико-познавательной функции.

     Другой  стороной научных исследований в  этой отрасли социального знания служит решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.

     К теоретико-познавательной функции  относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые.

     Следующую функцию социологических исследований в любой области называют практико-преобразовательной. С самого начала в качестве цели исследования ставится не только объяснение полученных фактов, проверка гипотез, но и прогнозирование в будущем новых процессов и явлений, а также тенденций развития существующих, поэтому нередко ученые выделяют в качестве самостоятельной прогностическую функцию науки. Именно процесс объяснения и прогнозирования дает основание для последующей выработки практических рекомендаций (на этом основании некоторые ученые считают возможным вычленить у науки так называемую практическую, или инженерную, функцию).

Информация о работе Социология этнонациональных отношений