Социология Э.Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:19, доклад

Описание работы

В 1887 году Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете в университете Бордо

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..……….. 3

РАЗДЕЛ 1 Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э.Дюркгейма
1.1 Биография Э. Дюркгейма…………….. 4

1.2 Формирование взглядов на основе социальных явлений………………… 6

РАЗДЕЛ 2 «Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного познания общества

2.1 «Социологизм» как философское обоснование социологии………..……8

2.2 Онтологическая сторона социальной реальности…………………………10

2.3 Методологический аспект «социологизма»………………………………..12

РАЗДЕЛ 3 Идея социальной солидарности в социологии Э. Дюркгейма

3.1 От теории разделения труда к теории религии……………………………14
3.Теория самоубийств………………………………………………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 109.50 Кб (Скачать)
  1. социологию религии;
  2. социологию морали;
  3. юридическую социологию;
  4. экономическую социологию;
  5. лингвистическую социологию;
  6. эстетическую социологию.

     Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.

     Дюркгейм, стремясь построить социологию как  специальную научную дисциплину, имеющую свой особый предмет, поддающийся  эмпирическому исследованию, настаивал  на общезначимости ее результатов для всех социогуманитарных наук, поскольку они также в той или иной степени сталкиваются с коллективными аспектами человеческой деятельности, и он решительно отделял «коллективно-всеобщее» от единичного, индивидуально-психологического. 

     2.2 Онтологическая сторона социальной реальности 

     Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто  обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

     Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический.

     Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

     1. Социальная реальность включена  в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

       2. Общество - это реальность особого рода не сводимая к другим ее видам.

     Речь  идет прежде всего о всемерном  подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные представления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

     Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная .

     Социальные  факты, по Дюркгейму, обладают двумя  характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надиндивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

     Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон. 
 
 
 
 
 

     2.3Методологический  аспект «социологизма» 

     Методологический  аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

     1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе- социология - подобна наукам о  природе в отношении методологии.  Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий а его работах, особенно ранних.

     Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

     2. Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее не сводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

     3. Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии  с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

     Те  глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он. по собственному признанию, всегда оставался философом.

     Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании».

     В целом социология Дюркгейма делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

     Социальная  морфология аналогична анатомии; она  исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

     Социальная  физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных  социальных наук. Она включает в себя:

     1) социологию религии;

     2) социологию морали;

     3) юридическую социологию;

     4) экономическую социологию;

     5) лингвистическую социологию;

     6) эстетическую социологию.

     РАЗДЕЛ 3 Идея социальной солидарности в социологии Э. Дюркгейма 

     3.1 От теории разделения труда к теории религии 

     Тема  социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним  общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.

     При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

     Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.

     Для обоснования этого положения  Дюркгейм развивает теорию, которая  сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто экономическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

     Решающую  роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.

     По  его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – «продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт». С точки зрения коллективных представлений рассматривает он происхождение и функционирование религии, религиозных верований. Дюркгейм пишет, что религия вещь, по существу, социальная. Религиозные представления - это коллективные представления, которые выражают коллективные реальности, а обряды - это способы поведения, которые возникали только в лоне собравшихся вместе групп и которые призваны выяснить, поддерживать или обновлять определенное умственное состояние этих групп.

     Оценивая  религию с точки зрения ее социальных функций, Дюркгейм подчеркивает, «истинная функция религии не в том, чтобы заставлять нас думать, обогащать наше познание, а в том, чтобы побуждать нас к действию, помогать нам жить... Первый догмат всякой веры - это убеждение в спасении с помощью веры». Религия, по Дюркгейму, это солидарная система верований и обрядов, которые объединяют всех тех, кто их придерживается, в единое моральное общество, называемое церковью. Развивая мысль о социальной природе и функциях религии, он исключает вопрос об истинности содержания религиозных верований, совершенно справедливо считая, что с религией нельзя разделаться, показав ошибочность ее логических оснований или несоответствие очевидным фактам. Дюркгейм исходит из того, что какими бы нелепыми ни казались те или иные верования или религиозные представления, они имеют глубокие социальные корни, и их в первую очередь должен изучать социолог.

     Дюркгейм  считает, главной силой общественной жизни коллективные представления, обеспечивающие солидарность социальной группы. Любое отношение к социальным ценностям и идеалам, без которых не может развиваться общество, - суть религиозные отношения, поскольку это вопрос веры.

     Дюркгейм  одновременно считал, что между наукой и религией не существует непримиримого противоречия. Наука - отбирает у религии лишь функцию объяснения мира, но не может взять себе функцию веры, ибо «вера это прежде всего порыв к действию». А наука, как бы она далеко ни зашла в своем познании, всегда остается на расстоянии от действия. Поэтому, теории, касающиеся проблем социальной жизни, призванные помогать жизни, побуждать действовать, вынуждены обгонять науку и преждевременно дополнять ее. Естественно, в этих теориях сохраняется роль веры, а следовательно, и религии.

Информация о работе Социология Э.Дюркгейма