Социология и политология

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 08:37, реферат

Описание работы

Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека:
цивилизация, формация и культура.
Понятие цивилизации тесно сопряжено с
понятием культуры,
причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане,
т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техни
ческое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникаль ному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как
упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культу ры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но
такое противопоставление не является адекватным отражением
противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультур ное образование, и этим она отличается от формации, окружающей
систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда
вытекает сама возможность использования понятия цивилизации
для характеристики конкретных пространственно-ограниченных об ществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире сущест вует не одна, а множество
локальных цивилизаций, способных
сохранять свои типичные особенности в различных общественных
формациях.

Содержание

1. Цивилизация и культура.
2. Понятие формации
3. Понятие цивилизации
4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии общества.
5. Заключение
Общественные движения.
Введение
Партии
Профсоюзы
Молодежные организации
Самодеятельные организации
Вывод

Работа содержит 1 файл

социология и политология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Еще более показательна судьба народных фронтов, в деятельности которых наряду с собственно политическими  проблемами ярко проявились и национальные мотивы. Их развитие протекало в достаточно противоречивой ситуации. Определенная непоследовательность, крайности в политических акциях, амбициозность лидеров привели к резкому снижению их авторитета и практически вывели из реальной политической жизни.

Достаточно четко выкристаллизовываются и экологические движения, суть деятельности которых — объединить единомышленников, обеспечить сохранение окружающей среды, сферы обитания человека, здоровья нынешнего и особенно будущих поколений. Эти движения выдвинули своих лидеров мирового звучания (С. П. Залыгин, А. А. Яблоков, А. Л. Яшин и др.) , которые во многом определяют стратегию и тактику действий. На их счету уже немало побед: прекращение работ по перебросу стока северных рек в Казахстан и Среднюю Азию, битва за Аральское море, замораживание строительства канала Волга — Чограй. Стимулировала рост этого движения катастрофа в Чернобыле.

Вместе с тем  это движение в условиях кризисной  ситуации в России в середине 90-х  годов пошло на спад: общественное сознание, которое регистрировало экологическую озабоченность людей в конце 80-х годов как четвертую по значимости проблему (после проблемы экономической неустроенности, политической и национальной напряженности) , стало отводить проблемам экологии очень незначительное место (5—6% против 36% в 1989 г.) под натиском проблем физического выживания людей. Однако несомненно, что за экологическими движениями будущее: они во многом будут определять лицо общества, мобилизуя волю и сознание людей на обеспечение экологически безопасной жизни на Земле.

Несколько иначе  развиваются движения социальной ориентации. Они обычно создаются для решения  конкретных проблем. Речь идет о движениях  социальной защиты, милосердия, заботы о пенсионерах, престарелых, о детях  без родителей. Насколько остры эти проблемы, говорит хотя бы один факт: 8 из 10 воспитанников детских домов имеют родителей. Здесь тесно переплетены моральные, нравственные проблемы с собственно социальными, которые в не меньшей степени ставят вопрос как об ответственности общества, так и об ответственности людей, давших ребенку жизнь.

На социально-культурном направлении наряду со сложившимися движениями по сохранению памятников истории и культуры мощный импульс  получили общества содействия искусству, литературе, живописи, музыке, родному языку и национальной культуре. Практически все национальные образования — республики, округа, диаспоры — создают общества, которые стремятся реализовать права на суверенитет в области духовной жизни.

Во всех крупных  городах возникли национально-культурные сообщества и клубы, в которых представители территориально рассредоточенных наций и народностей — диаспор — получают возможность реализовать право общения на родном языке, участвовать в производстве и потреблении духовных ценностей, развивать и поддерживать национальную культуру. В середине 90-х годов стал организационно оформляться еще один вид самодеятельных организаций — землячества.

Итак, процесс становления  и обогащения работы как сложившихся, так и новых общественных движений и гражданских инициатив — это залог мобильности, жизненности и эффективности обновляющегося общественного сознания и поведения людей.

ВЫВОД

Тупик в развитии властных отношений всегда в истории  преодолевался при помощи новых  субъектов политического действия. Таковыми являлись политические партии, общественные движения и инициативы. Более того, можно предположить, что если в ходе развития властных отношений не будут возникать новые общественные образования, то неизменно произойдет нарушение процесса властвования, прервется приток свежих сил и задержится обновление политической структуры общества. Вот почему общественные организации рассматриваются как один из важнейших субъектов, при помощи которого осуществляется процесс демократизации политической жизни.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

1. Лапаев В. В.  Становление российской многопартийности // СОЦИС. 1996. № 8.

2. Седьмой съезд  народных депутатов Российской  Федераций (Социологический анализ) . М., 1992.

3. См. подробнее: Дмитриев  А. В. Политическая социология  в США. Л., 1974.

4. Охотский Е. В.  Политическая элита. М., 1996; Понеделков  А. В. Элита. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Гордон Л., Груздева  Е., Комаровский В. Шахтеры-92. Социальное  сознание и социальный облик  рабочей элиты в послесоциалистической  России. М., 1993.

6. Неформалы. Кто  они? Куда зовут? М., 1990.

7. Экономические  и социальные перемены: мониторинг  общественного мнения. 1996. № 6. С. 58—61.

8. Опыт классификации  этих движений осуществлен в  кн.: Новые социальные движения  в России / Под ред. Л. А. Гордона и Э. В. Клопова. М., 1993.

На тему реактивное движение и успехи в освоении космического пространства. Работа на тему общественные движения и организации. Ная работа группы риска в социальной работе. Экологические общественные движения ы. Экологические общественные движения.

Информация о работе Социология и политология