Социология ХХ Столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:33, реферат

Описание работы

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Субъект: Привет, Рэй! Как поживает твоя девушка?

    Экспериментатор: Что значит: как поживает? Что ты имеешь в виду? Здоровье физическое или состояние духа?

    Субъект: Ничего не имею… Спрашиваю, как поживает…Что с тобой происходит? (смотрит удивленно).

    Экспериментатор: Ничего. Так объясни же, что ты имеешь в виду?

    Субъект: Ладно, брось… Как дела на факультете?

    Экспериментатор: Что значит: как дела?

    Субъект: Ты сам понимаешь, что это значит.

    Экспериментатор: Но я действительно не понимаю.

    Субъект: Что с тобой? Ты нездоров?

    Совершенно  очевидно, что когда экспериментатор  отказывается следовать фоновым  ожиданиям, предложенным субъектом, «нормальное» взаимодействие становится невозможным. Субъект не знает, как интерпретировать реплики экспериментатора, по каким  правилам действовать, ему не понятна ситуация. Более того, он отказывается формулировать те фоновые знания, в соответствии с которыми хочет построить общение. Они ведь настолько естественны и очевидны, что в этом не нуждаются, - «Ты сам понимаешь, что это значит».

    В то же время субъект явно желает понять, по какой же модели хочет  выстроить разговор собеседник. Сначала  он стремится ее «нащупать» («Что с  тобой происходит?»); затем пытается модифицировать взаимодействия по модели разговора с больным («Что с тобой? Ты нездоров?»). Таким образом, эксперимент Гарфинкеля ясно демонстрирует способность индивидов (именно их, а не каких либо социальных структур) находить новые смысловые контексты и связанные с ними организационные принципы. С их помощью реорганизуются разрушенные ситуации взаимодействия или же создаются принципиально новые.

    Итак, с одной стороны, фоновые знания действуют как принудительная сила, относительно которой существует «всеобщее  согласие», с другой стороны, они  «во власти» индивидов, которые  способны их модифицировать, менять их конфигурацию в ходе своих взаимодействий. Оттого фоновые ожидания – не стоящая над индивидами сила, а «интерсубъективные» правила, зависящие от самих индивидов. Сама социальная реальность, начиная с каждой конкретной ситуации, ее объективность и рациональность формируется и воплощается взаимодействиями. Объективно и рационально то, что люди рассматривают в качестве объективного и рационального. Выражая свои представления, мнения, переживания в терминах языка, люди типизируют их, лишают их уникальности и придают им форму всеобщности. Поэтому вербальное выражение придает опыту рациональный и систематический характер, который воплощается во взаимодействиях. Это возникновение социальных структур в ходе и результате взаимодействий (интерпретаций) Гарфинкель называет рефлексивностью. Организуя свои действия в соответствии с фоновыми знаниями, представляющими собой средства социальной стандартизации, как пишет Гарфинкель, «этими же самыми действиями индивиды открывают, творят и поддерживают эту стандартизацию».

Информация о работе Социология ХХ Столетия