Социология ХХ Столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 02:33, реферат

Описание работы

В XX веке социология получила наибольшее развитие: возникли научные центры в большинстве западноевропейских стран, институционализировалось сообщество социологов, сама социальная наука активно развивалась по различным векторам и направлениям. Многообразие социологических школ и направлений, а также теорий и концепций, практически несводимое к одному знаменателю, вообще характерная черта социологии XX века. Однако накопление большого эмпирического материала и теоретическая эволюция социологии породили стремление к выработке метатеоретических парадигм, претендующих на интеграцию социологического знания и раскрытие самих основ социального бытия.

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

    Возникновение социальной системы Парсонс объясняет  с помощью понятия институционализации. Она означает процессы возникновения  норм в ходе взаимного согласования ориентации акторов, а также превращения  этих норм в устойчивые регуляторы взаимодействий. Причём содержание и «вариабельность» этих норм, возможности их возникновения и укрепления существенно ограничены культурными образцами; культура ставит самые общие рамки формированию и функционированию социальной системы и интеграции личности в неё.

    Система личности. В соответствии с первоначальной - «волюнтаристической» теорией социального  действия личность у Парсонса является субъектом выбора целей и средств. Поэтому одна из центральных задач  социолога заключается в том, чтобы показать, как эта «свободная» личность интегрируется в социальную систему, подчиняется её правилам и требованиям.

    Личность  рассматривается Парсонсом, прежде всего как совокупность мотивационных  ориентаций. Она руководствуется  потребностями-установками, т.е. стремится достичь удовлетворения или же уклониться от неприятностей со стороны объекта ситуации. Отсюда вытекает важнейшая особенность данной системы - её способность определять и выбирать цели, принимать решения относительно средств их достижения.

    Мотивационная ориентация формируется не только на основе собственных потребностей-установок, но и под влиянием социальной системы  и культуры, которые изменяют, модифицируют, развивают и ограничивают ее. В  связи с этим Парсонс рассматривает  два механизма, интегрирующие личность в социальную систему. Это социализация и социальный контроль. Социализация - процессы, в ходе которых культурные образцы - ценности, взгляды, язык и другие символы - переводятся во внутренний план личности (интериоризуются). Цели личности, таким образом, определяются и культурой, они имеют не столько индивидуальное, сколько социальное, содержание. Доминирующая ценностная система в значительной степени предопределяет и диапазон выборов индивида, ориентируя его на типичное и общепринятое. Механизмы социального контроля, по мнению Парсонса, представляют собой такие способы организации социальных ролей, которые сводят к минимуму отклонения и напряжения между ними, управляют конфликтами.

    Система культуры. Она содержит многочисленные «культурные образцы», т.е. ценности, убеждения, идеи и идеологии, модели и образцы поведения, а также язык, символы, знаки, значения и смыслы. Эта система оказывает сильнейшее воздействие на остальные подсистемы общей системы действия. Оно заключается, прежде всего, в том, что культура «снабжает» личность и социальную структуру основными «ресурсами», необходимыми для взаимодействий. Это, например, язык. Содержание культуры благодаря социализации входит в систему личности и воздействует на структуру потребностей, рождая или гася мотивы, вызывая желания актора играть те или иные роли. Культура ограничивает социальную систему, ибо ее образцы регулируют социальные взаимоотношения. Вообще, по мнению Парсонса, культура лежит в основе и системы личности, и социальной системы; эти две системы не что иное, как отражение преобладающих культурных образцов.

    Организм, или поведенческая система. Этой подсистеме Парсонс уделял немного  внимания. Ее можно истолковать как  биологические или физические предпосылки  человека действовать, или же - в более развитой и усложнённой форме - как совокупность познавательных и эмоциональных способностей, а такие условных рефлексов, подчиняющихся бихевиористскому принципу «стимул - реакция».

 
 

    Рис. 1. Модель Парсонса 

    В 1950-60-ые годы Парсонс сместил своё внимание на выявление функций, присущих данным системам. Эти функции нужно понимать как главные проблемы, которые система действия должна решать для своего выживания, как требования, или императивы, стоящие перед ней.

    Таких функций, согласно Парсонсу, четыре: адаптация; достижение целей; интеграция; латентность.

    Адаптация - это функция приспособления системы к другим системам. Она осуществляется как обмен между системой и окружающей средой ресурсами, энергией, информацией, как противодействие системы агрессивному влиянию и как сохранение относительной автономности системы, её обособленности и качественной определённости.

    В общей системе действия данную функцию  выполняет поведенческая подсистема. Она рассматривается как важнейший  источник ресурсов для всей системы и её подсистем.

    Достижение  целей. Эта функция включает процессы определения, выдвижения, выбора целей, установления приоритетов среди них, а также мобилизацию средств для их достижения. Понятно, что эта функция принадлежит, прежде всего, подсистеме личности.

    Интеграция  обозначает функцию обеспечения координации между элементами системы, жизнеспособности взаимодействий между ними. Она приписывается социальной подсистеме, которая интегрирует образцы культурной подсистемы и потребности личности.

    Латентность. В интерпретации Парсонса это функция сохранения «формы» - образцов социальных взаимодействий, а такие снятия возникающих между участниками взаимодействий напряжений и трений путём внесения в эти взаимодействия «смыслов». Эта функция принадлежит культуре.

    Универсализм  построенной Парсонсом системы  действия заключается, во-первых, в  том, что она рассматривается  в качестве аналитической модели любой системы. Во-вторых, сама она «устроена» по принципу «матрёшки», т.е. каждую из подсистем можно и нужно рассматривать в. качестве системы, состоящей из подсистем личности, организма, культуры, социальной структуры и т.д. едва ли не до бесконечности (см. рис. 1). 

    2. Теории межличностного  взаимодействия 

    В современной социологии существует мощное направление, переносящее центр исследования социальной жизни на микроуровень - уровень непосредственного взаимодействия между индивидами. Сторонники такой традиции считают, что исключительное внимание, проявляемое макросоциологами к функционированию крупных социальных структур, ведёт как к возникновению теоретических фикций, принимаемых за социальную реальность (например, государство, капитализм, «цивилизованный мир»), так и к игнорированию специфики социального бытия, того простого факта, что именно человек, люди создают социальную реальность, а отнюдь не классы, экономика, государство. Во взаимосвязи «личность - общество» именно человек - субъект, творец социальной жизни, а не ее «производное», объект.

    Внимание  микросоциологов потому сосредоточено  на исследовании главным образом повседневных межличностных взаимодействий, которые они считают подлинной социальной реальностью. В рамках этого подхода возникло и развивается множество теорий, порой весьма несхожих по своим исходным основаниям и тем более выводам. Однако для всех их общим является стремление объяснить социальную реальность, исходя из межличностных взаимодействий; их основная задача - обнаружить «правила» или же закономерности, типологические «схемы» или же механизмы этих взаимодействий.

     На социологию, как впрочем, и на весь комплекс социогуманитарных наук, большое влияние оказал бихевиоризм - теоретико-методологическое направление психологии XX века. Основной акцент оно делает на наблюдаемом поведении людей, которое объявляется единственным подлинно научным предметом психологии. Хотя далеко не все бихевиористы столь радикальны, они всё же придерживаются того принципа, что вовсе не нужно проникать в «чёрный ящик» человеческого мышления и познания, достаточно изучать явное поведение людей.

    Само  поведение трактуется бихевиоризмом как реакция на наблюдаемые стимулы. В любом конкретном действии человека, а такие в более или менее четко очерченной линии поведения можно обнаружить их изначальную, базовую структуру «стимул - реакция». Поведение, таким образом, не что иное, как наблюдаемая совокупность реакций на набор фиксируемых стимулов.

    Тем самым человеческое поведение принципиально  ничем не отличается от поведения  животных, которое также укладывается в эту схему. Характерно, что основополагающие принципы бихевиоризма сформулированы в результате лабораторных опытов над голубями и мышами.

    С точки зрения бихевиористов, в основе «отзывчивости» на стимулы лежит  изначальное стремление живых существ  получить удовольствие (награды, вознаграждения) и избегнуть наказания. Вознаграждение - любое поведение, которое поддерживает или удовлетворяет потребности организма, а наказание - то, что препятствует этому. Данная схема практически полностью перенесена в теории обмена.

    На  этой основе благодаря процессам  научения формируется сложная структура человеческого поведения. Верная реакция на стимулы отыскивается людьми методом проб и ошибок. Далее она воспроизводится при аналогичных ситуациях и стимулах. Согласно «закону упражнения», многократное повторение одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы автоматизирует эти реакции, делает их привычными и естественными для людей. В конечном счете, люди вырабатывают довольно сложный и разнообразный «репертуар поведения».

    Теории  социального обмена имеют давние корни. Историки социологии считают, что  их предпосылками является не только бихевиоризм, но и наследие английской классической политэкономии и утилитаризм. В частности, речь идёт о концепции «экономического человека», стремящегося увеличить до предела свои материальные блага в процессе различного рода обменных операций на конкурентном рынке.

    Для сторонников теории обмена характерно представление о том, что в  основе человеческих действий и поступков  лежат личные мотивы, связанные с  удовлетворением потребностей индивидов. Схема поведения описывается  их стремлением к вознаграждениям, на пути к которым людям приходится идти на издержки (затраты), а следовательно, предпринимать рациональные расчёты по определению выгодности обмена. Поскольку вознаграждения, получаемые индивидом, зависят от других людей, то сами взаимодействия трактуются как отношения обмена вознаграждениями. Задача социолога заключается в определении всевозможных зависимостей между стремлением к вознаграждениям, условиям ситуации, в которых поведение вознаграждалось, между размерами наград и удовлетворяемой потребностью и т.п.

    Если  первые концепции обмена (Дж. Фрейзер) сводили личные мотивы к экономическим и, соответственно, к материальным вознаграждениям, то последующие исследования расширили и видоизменили эту трактовку. Уже антрополог Б. Малиновский ввёл понятие символического обмена. Описывая культуру жителей острова Тробриан в Тихом океане, он показал, что обмен браслетами и ожерельями между островитянами не приносил им прямой материальной выгоды, не делал их богатыми или бедными. С точки зрения Малиновского, «функция» этого обмена заключалась в интеграции людей в социальную систему; обмен удовлетворял общественную (а не личную) потребность в социальной интеграции и солидарности. Поэтому выгоды вознаграждения, получаемые людьми в ходе обмена, не могут быть поняты только в сопоставлении с их личными интересами, но должны быть оценены в более широком социальном контексте.

    Эта тенденция на включение отношений  обмена в макросоциологические процессы, превращение их в «функции» обширных социальных структур, нарушается одним  из виднейших современных представителей этого направления - Джорджем Хомансом. Он утверждал, что исходным пунктом теории обмена должно быть межличностное непосредственное взаимодействие, а, следовательно, личный интерес индивида.

    Собственно, в намерения Хоманса входило сформулировать ряд «базисных аксиом», предназначенных для использования в социологическом исследовании. Они таковы.

      Чем больше вознаграждается данный  тип поведения, тем чаще он  повторяется; человек стремится  к его воспроизведению. Хоманс, как и многие сторонники данного направления, предельно широко трактует понятие наград. Но в своих конкретных работах он делает акцент на таких вознаграждениях, как уважение, членство в группе, самоуважение. Данные вознаграждения теснейшим образом связаны с конформистским типом поведения, который - в самом широком смысле слова - означает повиновение группе, согласие с её нормами, подчинение её решениям.

    2. Если вознаграждение за определенный  тип поведения зависит от определённой  ситуации, человек стремится к  данной ситуации, этим условиям.

    3. Чем более ценится вознаграждение, тем на большие издержки готов  пойти человек. Эта «аксиома»  кажется очевидной, однако на  самом деле она легко критикуется.  Во-первых, утверждение выглядит  тавтологией: в точном смысле  слова установить меру ценности вознаграждения мы можем по той «цене», которую за него готов заплатить индивид. Во-вторых, давно известно и убедительно доказано, что люди отнюдь не стремятся к максимальной прибыли; сам Хоманс признаёт, что они хотят извлечь лишь некоторую прибыль из отношений обмена.

    4. Чем ближе удовлетворение потребности  индивида, тем в меньшей степени  человек готов прилагать усилия  для их удовлетворения. Это принцип  насыщения.

    Хомансовские  аксиомы часто критикуются за их тривиальность, банальность и самоочевидность. Отвечая на эту критику, Хоманс говорит, что базисные законы социальной организации не могут быть запутанными и скрытыми. Представление о том, что подлинные основы социальной жизни лежат где-то в глубине и они могут быть «открыты» только в результате изощренного научного поиска, - это представление ошибочно. Задача социолога заключается в другом - в объяснении действительно сложной и запутанной социальной реальности на базе этих простейших принципов, в «выведении» из них всего многообразия социальной жизни. 

Информация о работе Социология ХХ Столетия