Социология досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:59, автореферат

Описание работы

Социология досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развлечении.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Структурными  элементами социологии досуга являются:

1) направленность  процесса, его цели:

- объект - аудитория, социальная группа, индивид;

- субъект  - кадры педагогов, лидеров и  руководителей объединений;

2) содержание  и уровень культурно-досуговой деятельности;

3)  средства  воздействия (технологии) на общественную  жизнь объединений и социокультурной среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений;

4) состояние  материально-технической базы;

5) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности.

     Объектом  исследования становятся также: специфика  процессов культурно-досуговой, рекреационной  и туристической деятельности: художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др.

Модели  и признаки досуговой  деятельности.

     В гуманистической  модели концепция досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).

Из современных  западных ученых ее придерживаются С. Де Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют  досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быть свободной.

     Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим  досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости.     

     Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структуру человека. Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент. Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы. Экзистенциальная модель рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.

     Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазедье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей.

     Социальная модель досуга акцентирует внимание на формах участия различных групп в досуговых мероприятиях социального плана и поведенческие характеристики её участников.

Основным  признаком во всех концепциях становится «свобода для» интересной деятельности, а не «свобода от» правил человеческого  общежития. Другим является определенный набор занятий, предназначенных для отдыха, развлечений, физического и духовного развития человека. признаки досуговой деятельности. Таковыми становятся:

1.  Возможность  располагать временем, свободным  от необходимой деятельности;

2. Самодостаточность,  самоценность свободного времяпрепровождения.

3. Общественная ценность деятельности, определяющей всестороннее развитие личности.

4. Свобода  выбора занятий (ограничена объективными  возможностями: развитием социальной инфраструктуры, доступности досуговых ценностей).

5. Перемена  выбора занятий, обусловленная поиском различных форм самореализации, сменой эмоционально-досуговых состояний, физического и интеллектуального напряжения человека.

6.  Поиск  удовольствий, разнообразия.

7. Вознаграждение  как победа над конкурентом  и собственным «Я». Конец XX века и научно-технический прогресс дали стимул стремительному развитию индустрии досуга и к прежним признакам добавились:1.  Массовость.2.  Доступность.3.  Стандартизация форм, досуга.4.   Бескорыстие.

Заключение

     Следует констатировать, что культура досуга в последнее время претерпевает значительные изменения, связанные с реализацией общекультурных тенденций изменения и развития. Узкодисциплинарные социологические и социально-психологические исследования не в состоянии в полной мере охватить специфику поднимаемой проблемы, что делает особенно актуальной философско-культурологическую постановку вопроса о функциях и структурных характеристиках досуга в рамках современного культурного пространства.

     В настоящее время досуг становится отдельным сегментом культурного  пространства, на который нацелены интересы политических партий, транснациональных корпораций и культурных учреждений, потому что именно в этой культурной среде зарождаются ростки будущего общества, в котором предстоит жить следующим поколениям.

     Досуг – самая простая и доступная площадка для конкретных дел. В нём можно проявить собственную самостоятельность: умение руководить, принимать решение, организовывать. Досуг – это не только общение, но и своего рода социальная игра. Отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В реализации возможностей для саморазвития личности, для культурного, физического и интеллектуального роста важную роль играет использование молодым человеком своего свободного времени. Изучение структуры и форм проведения досуга имеет большое значение в характеристике культурного уровня молодежи. Понятие «досуг» традиционно включает в себя совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время 

Информация о работе Социология досуга