Социология досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:59, автореферат

Описание работы

Социология досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развлечении.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

Социология  досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени  в рамках определенного сообщества, субкультуры.

     В качестве социокультурного феномена, досуг не остается беспристрастным  свидетелем непрерывно происходящих изменений, а впитывает все новые и новые черты, видоизменяясь в соответствии с трансформацией культурных стереотипов, подпитывающих и определяющих отношений людей к проблемам занятости, труда, отдыха, свободы.

1. Понятие социологии  досуга      

      Социология  досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развлечении.

  Содержание социологии досуга - особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.

     Современный досуг - досуг людей нового урбанизированного  постиндустриального общества. Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Для отдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободной жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.

     Проблемными с точки зрения досуга принято  считать:

1. Группы  молодежи с отклоняющимся поведением;

2. Группы  людей, испытывающих острый дефицит  свободного времени;

3. Группы  людей, испытывающих проблемы  занятости, включения в деятельность свободного времени;

4. Люди  пожилого возраста.

     Изучение  досуговой деятельности берет свои истоки в США, где первые исследования по данной тематике, проводящиеся в  форме массовых опросов населения, датируются началом XX века.      

      В нашей стране возникновение социологии досуга относится к 20-30-м гг. XX века и наиболее интенсивное его изучение началось после Второй Мировой Войны, в связи с увеличением свободного времени и повышением его ценности (Однако в то время она не являлась самостоятельным направлением исследований, а развивалась в рамках изучения бюджетов времени и была представлена работами С.Г. Струмилина.). С 60-х годов 20 века было проведено множество социальных исследований. В 1972 году напечатана книга социологов Гардона и Клокова «Человек после работы». В ней представлены материалы социологических исследований о формах досуговой деятельности.        

      Завершение формирования и оформления социологии досуга как самостоятельной отрасли социологической науки,как правило,связывается с именами таких исследователей, как С. Паркер, опубликовавший в 1976 г. монографию «Социология досуга», и Ж. Дюмазедье, одним из самых известных произведений которого является работа «На пути к цивилизации досуга».      

      Дюмазедье – французский ученый, один из основоположников теории «цивилизации досуга» – полагает, что именно массовый досуг является базисным компонентом современной цивилизации, то есть самоценный характер досуга делает его в настоящее время независимым фактором, определяющим развитие материальной и духовной культуры общества в целом.      

      О росте значимости досуговой сферы  жизнедеятельности для молодого поколения свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. В соответствии с полученными данными, досуг (отдых), для всех возрастных групп молодежи оказался в тройке доминантных ценностей.      

      Т. Веблен придает досуговой деятельности одно из ключевых значений в жизни  всего общества, полагая, что досуг  и форма его реализации могут  служить основой классовой стратификации.       

      Итак, досуг приобретает все возрастающую ценность в жизни всех членов общества, и, в частности, студенческой молодежи как особой социальной группы. Исследователи, занимающиеся изучением проблем  досуговой деятельности молодежи, в  качестве базисных используют понятия  «свободного времени» и «досуга», причем одними из них данные понятия отождествляются, а другими – разделяются.      

      Исследователи предлагают различные трактовки понятия «досуг»: одни рассматривают его как «ценность, противопоставленную труду», другие, как «время для свободной самореализации». Но с целью детального изучения данного понятия следует привести наиболее подробное определение. Итак, досуг – это совокупность видов деятельности, осуществляющихся человеком в его свободное время вне сферы общественного и бытового труда, и выполняющих функцию восстановления физических, социальных и духовных ресурсов. Кроме того, следует отметить, что досуговая деятельность осуществляется в русле определенных интересов и задач, которые ставит перед собой человек. 2. Структура досуговой деятельности      

      Что касается структуры досуга, то она  состоит из нескольких уровней, отличающихся друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:

1-отдых;

2-развлечения;

3-самообразование;

4-творчество.       

      1- Отдых предназначен для восстановления физических и духовных сил, затраченных в процессе трудовой деятельности. Одним из основных критериев для классификации его может выступать направленность данной активности индивидов и групп. Рассматривая отдых в этом контексте, целесообразно выделять простой и активный его типы. Первый связан с пассивными видами времяпрепровождения, когда человек выступает в роли зрителя, так называемого «потребителя» культурных ценностей. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален и содержит лишь зачатки позитивного досуга. Но, тем не менее, он является неотъемлемым элементом жизни человека и выступает в роли некого подготовительного этапа к более сложной и творческой деятельности. Что же касается второго типа, то для него характерны активные, как физические, так и умственные, занятия, активизация духовных интересов, побуждающих молодого человека к поискам в сфере культуры.

      2- Развлечение, как досугавая деятельность  имеет компенсационный характер, замещая зачастую однообразный  труд. Развлекаясь, человек включает  в свой досуг те физические  духовные способности, которые не может реализовать не в труде,  не в отдыхе ( посещение музеев, концертов, просмотр фильмов в кинотеатре и др.)

  Виды развлечений:

      -Игра (настольные, ролевые, интеллектуальные, спортивно-развлекательные, ночные  поисковые, азартные)

      - Искусство (мультипликация, кинофильмы, театр, музыка, танцы, пение)

      - Хобби (вязание, моделирование,  фото, домашние животные и др.)

      3- Самообразование – направлено  на приобщение людей к ценностям  культуры и, как правило, не  связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации.

      Это может быть: чтение литературы, участие  в семинарах, деловых играх, тренинги, конференции, экскурсии, слушание музыки.

      4- Творчество -  наиболее высокий  уровень досуговой деятельности  – процесс человеческой деятельности, создавающий качественно новые материальные или духовные ценности.

      Виды  и функции творчества:

      - Художественное творчество (создание  новых экспозиций)

      - Научное творчество (создание новых  знаний)

      - Техническое творчество (создание  новых средств труда)

      - Спортивное творчество (достижение  новых результатов)

3. Особенности и  черты современного  досуга

Досуг в самом широком смысле сопрягаются  с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека. Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

     Современный досуг несет на себе печать постиндустриального  общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения.

     Введение  новых способов художественного  производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров свето- цветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов. Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием». В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего». Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры.

     Помимо  указанного просматриваются следующие  тенденции:

- растет  свободное время трудящихся, и  при этом происходят его качественные  изменения;

- формируются  социально-культурные функции местных  органов самоуправления, предприятий  и многочисленных движений;

- появляются  новые виды и формы социального  творчества в куль-турно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины. 5. Объект и предмет социологии досуга 

     Человеческая  деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.

Специфика социологии досуга обусловливается  ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями  в нем. социология досуга - отрасль  социологии, изучающая:-  поведение индивидов и групп в свободное время;

-  способы  удовлетворения потребности в  отдыхе;-  формы развлечения, общения;- развитие личности и творчества  в процессе деятельности в  любительских объединениях;

-  функционирование  учреждений досуговых услуг,- «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.

     Современный досуг, несмотря на его различное  проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения). Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой.

     Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия:-характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности;- специфика процесса социализации.

Информация о работе Социология досуга