Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 16:59, автореферат
Социология досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развлечении.
Социология досуга приобретает многозначность, обозначая, во-первых, развитие культурных стратегий проведения свободного времени в рамках определенного сообщества, субкультуры.
В качестве социокультурного феномена, досуг не остается беспристрастным свидетелем непрерывно происходящих изменений, а впитывает все новые и новые черты, видоизменяясь в соответствии с трансформацией культурных стереотипов, подпитывающих и определяющих отношений людей к проблемам занятости, труда, отдыха, свободы.
1. Понятие социологии досуга
Социология досуга – это отрасль социологии, изучающая поведение людей и социальных групп в свободное время, функционирование учреждений культуры, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечении, общении и развлечении.
Содержание социологии досуга - особенности современного досуга, соотношения досуга с основными сферами жизни людей, досуг и трудовая деятельность, досуг и быт, досуг и семья.
Современный досуг - досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества. Сейчас отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей. Для отдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободной жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.
Проблемными с точки зрения досуга принято считать:
1. Группы
молодежи с отклоняющимся
2. Группы
людей, испытывающих острый
3. Группы людей, испытывающих проблемы занятости, включения в деятельность свободного времени;
4. Люди пожилого возраста.
Изучение досуговой деятельности берет свои истоки в США, где первые исследования по данной тематике, проводящиеся в форме массовых опросов населения, датируются началом XX века.
В
нашей стране возникновение социологии
досуга относится к 20-30-м гг. XX века
и наиболее интенсивное его изучение
началось после Второй Мировой Войны,
в связи с увеличением
Завершение формирования
и оформления социологии досуга как самостоятельной отрасли
Дюмазедье – французский ученый, один из основоположников теории «цивилизации досуга» – полагает, что именно массовый досуг является базисным компонентом современной цивилизации, то есть самоценный характер досуга делает его в настоящее время независимым фактором, определяющим развитие материальной и духовной культуры общества в целом.
О росте значимости досуговой сферы жизнедеятельности для молодого поколения свидетельствуют результаты Всероссийского социологического исследования «Молодежь-97», проведенного Центром социологических исследований МГУ. В соответствии с полученными данными, досуг (отдых), для всех возрастных групп молодежи оказался в тройке доминантных ценностей.
Т.
Веблен придает досуговой деятельности
одно из ключевых значений в жизни всего общества,
полагая, что досуг и форма его реализации
могут служить основой классовой
Итак,
досуг приобретает все
Исследователи предлагают различные трактовки понятия «досуг»: одни рассматривают его как «ценность, противопоставленную труду», другие, как «время для свободной самореализации». Но с целью детального изучения данного понятия следует привести наиболее подробное определение. Итак, досуг – это совокупность видов деятельности, осуществляющихся человеком в его свободное время вне сферы общественного и бытового труда, и выполняющих функцию восстановления физических, социальных и духовных ресурсов. Кроме того, следует отметить, что досуговая деятельность осуществляется в русле определенных интересов и задач, которые ставит перед собой человек. 2. Структура досуговой деятельности
Что касается структуры досуга, то она состоит из нескольких уровней, отличающихся друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности:
1-отдых;
2-развлечения;
3-самообразование;
4-творчество.
1-
Отдых предназначен для
2-
Развлечение, как досугавая
Виды развлечений:
-Игра
(настольные, ролевые, интеллектуальные,
спортивно-развлекательные,
- Искусство (мультипликация, кинофильмы, театр, музыка, танцы, пение)
-
Хобби (вязание, моделирование,
3-
Самообразование – направлено
на приобщение людей к
Это может быть: чтение литературы, участие в семинарах, деловых играх, тренинги, конференции, экскурсии, слушание музыки.
4-
Творчество - наиболее высокий
уровень досуговой
Виды и функции творчества:
- Художественное творчество (создание новых экспозиций)
- Научное творчество (создание новых знаний)
- Техническое творчество (создание новых средств труда)
- Спортивное творчество (достижение новых результатов)
3. Особенности и черты современного досуга
Досуг в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека. Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.
Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения.
Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров свето- цветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов. Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием». В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего». Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры.
Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:
- растет
свободное время трудящихся, и
при этом происходят его
- формируются
социально-культурные функции
- появляются
новые виды и формы
Это социальные
инициативы проявляются в экологических,
мировоззренческих, феминистических движениях,
конфессиональных миссиях. Под их влиянием
все большую популярность завоевывают
познавательные международные национальные
радио- и телевизионные викторины. 5.
Объект и предмет социологии
досуга
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности.
Специфика
социологии досуга обусловливается
ее взаимосвязью с социально-политической
и экономической структурой общества
и социальными
- способы
удовлетворения потребности в
отдыхе;- формы развлечения, общения;-
развитие личности и
- функционирование учреждений досуговых услуг,- «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы.
Современный
досуг, несмотря на его различное
проявление в разных социальных группах,
рассматривается как досуг
Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия:-характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности;- специфика процесса социализации.