Социологическое учение Эмиля Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви¬на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред¬ков, обучая древнееврейскому языку.

Содержание

1. Жизненный путь ученого…………………………………………………..1
2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии…………..3
3. «Социологизм» как философское обоснование социологии……….8
4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии…………………………………………………………….14
5. Итоги и выводы…………………………………………………………...22
Литература…………………………………………………………………..27
Приложение

Работа содержит 1 файл

ИТЗ Социология.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Будучи противником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгейм одновременно был противником растворения социологического подхода в подходах, свойственных другим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и отстоять самостоятельность социологии сочеталось у него с решительным неприятием дилетантизма в этой науке, компрометировавше­го ее в глазах ученых и широкой публики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под рубрикой или заглавием «социология» нередко фигурировало все, что угодно. Социологическая этика Дюркгейма - это этика честного, непред­взятого и компетентного исследования.

В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию был также необычайно велик. Именно благодаря ему социо­логия во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из пер­вых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Парижа он создал первые в стране социологиче­ские кафедры.

Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире со­циологических журналов - «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913). Ему удалось привлечь к сотрудничеству в журнале видных пред­ставителей социальных наук. Сотрудники журнала, объединенные привер­женностью дюркгеймовским идеям, составили сплоченный коллектив исследователей, получивший название Французская социологическая шко­ла, или школа Дюркгейма.

Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, ос­нованной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в опреде­ленных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских

связях и т. д.

Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог Мар­сель Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя); социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс; экономист Ф. Симиан; правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен; лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес; синолог М. Гране и др.

Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюрк­гейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отли­чавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении «учитель-ученик». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индиви­дуальность.

Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца      19-начала 20 в. существовали и другие, конкурирующие направления: школы «социальной науки» к «социальной реформы», следовавшие традициям        Ф. Ле Пле; органицистское и психологическое направления, объединенные вокруг выходившего во Франции «Международного обозрения социологии»      (с I893 г.); «католическая» социология. Но именно дюркгеймовская школа занимала ключевые позиции во французской академической системе вплоть до начала второй мировой воины. Правда, к 30-м годам она уже не предста­вляла собой единого целого. В середине 20-х годов Марсель Мосс пред­принимает попытку возобновить издание «Социологического ежегодника», но ему удается выпустить только два тома (1925, 1927 гг.). В выходящей с 1949 г. третьей серии «Социологического ежегодника» характерные черты школы утрачены, и дюркгеймовская традиция сосуществует с другими.

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. На­учное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодо­творным для развития социологического знания.

                               

 

 

 

Литература

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

2. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1992.

3. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

4.Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э.               Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

6.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социо­логия. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912.

8. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах класси­фикации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М„ 1996.

9. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Приложение

Эмиль Дюркгейм

 

 



Информация о работе Социологическое учение Эмиля Дюркгейма