Социологическое учение Эмиля Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви¬на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред¬ков, обучая древнееврейскому языку.

Содержание

1. Жизненный путь ученого…………………………………………………..1
2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии…………..3
3. «Социологизм» как философское обоснование социологии……….8
4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии…………………………………………………………….14
5. Итоги и выводы…………………………………………………………...22
Литература…………………………………………………………………..27
Приложение

Работа содержит 1 файл

ИТЗ Социология.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом по существу с позиций зарождавшейся тогда социальной психоло­гии. «Когда мы говорим просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности в об­суждениях ограничить таким образом смысл слова. Коллективная психо­логия - это вся социология целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?». Трактовка же самих социопсихических сущностей, таких, как «коллективное сознание», «коллективные представ­ления». «коллективные чувства», «коллективное внимание» и т. и., у него была сугубо «социологистской»: последние рассматривались как надын­дивидуальные сущности, не сводимые к соответствующим фактам и состояниям индивидуальной психики. Этим «социологистская» социальная психология Дюркгейма существенно отличалась от «психологистской» социальной психологии его постоянного оппонента Г. Тарда, сводившего социально-психологические закономерности к индивидуально-психологи­ческим.

Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологистских фор­мулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчер­кивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономичес­кие). Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось резуль­татом изменения методологической ситуации в социальной науке и посте­пенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения.

Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апел­лировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объ­ем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и социальным условиям» (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он вес чаще обращается к поняти­ям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обще­ством и индивидом.

Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к соб­ственно ценностной проблематике в конце жизни.

В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и пси­хологии.

Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обосно­ванием воспользоваться применительно к определенным социальным яв­лениям, к предмету и методу новой науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, кото­рые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воз­действие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах, их генезисе и функционировании-».

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социоло­гии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом со­циология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, со­циальную физиологию и общую социологию.

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изуче­ние, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социаль­ной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.

Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:

1) социо­логию религии;

2) социологию морали;

3) юридическую социологию;

4) экономическую социологию;

5) лингвистическую социологию; 

6)  эсте­тическую социологию.

Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретиче­ский синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сто­рона науки.

IV В поисках социальной солидарности:

от теории разделения труда к теории религии

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании само­убийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что созда­ние и поддержание социального единства - основная функция религиоз­ных верований и действий.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодо­витым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении обществен­ного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публи­кацию успешно защищенной докторской диссертации автора.

Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет об­щую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы до­казать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фак­тор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традици­онные верования утратили былую силу и привлекательность.

Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах со­циальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автоно­мии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное со­знание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Разделение труда, понимаемое не как чисто эконо­мическое, а всеохватывающее социальное явление - это фактор, который обусловливает переход от первого типа обществ ко второму.

Автор стремится строить свою теорию на определенной эмпирической основе. В качестве этой основы выступают некоторые древние и современ­ные системы нравственно-правовых норм, различающиеся между собою характерными видами санкций.

Нормы с репрессивными санкциями, характерные для уголовного пра­ва, служат показателями механической солидарности; нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями, характерные для права гражданского, семейного, договорного, торгового и т. п., служат показате­лями органической солидарности. Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными ти­пами обществ .

 

 

Общая схема дюркгеймовского описания

механической и органической солидарности в соответствии

определенными типами обществ (по С. Люксу).

 

Механическая солидарность

 

Морфологическая (структурная) основа.

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)

Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориаль­ной        основе)

Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи)

Относительно малый объем населения

Относительно низкая материальная и мо­ральная плотность

Типы норм (вопло­щенные в праве)

Правила с репрессив­ными санкциями

Преобладание уголов­ного права

Формальные признаки коллектив­ного сознания

Большой объем

Высокая интенсив­ность

Высокая определен­ность

Власть группы абсо­лютна

Содержание коллективного созна­ния

Высокая степень религиозности

Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)

Приписывание выс­шей ценности общест­ву и интересам общества как целого

Конкретность и легальный характер

 

Органическая солидарность

 

Морфологическая (структурная) основа

Основана на разделе­нии труда (преобладает в более развитых обществах)

Организованный тип (слияние рынков и рост городов)

Большая взаимозави­симость (относительно сильные социальные связи)

Относительно боль­шой объем населения

Относительно высокая материальная и мо­ральная плотность

Типы норм (вопло­щенные в праве)

Правила с реститутивными санкциями

Преобладание коопе­ративного права (граж­данского, коммерчес­кого, процессуального, административного и конституционного)

Формальные признаки коллектив­ного сознания

Малый объем

Низкая интенсивность

Низкая определен­ность

Больший простор для индивидуальной инициативы и реф­лексии

Содержание коллективного созна­ния

Возрастающая светскость

Ориентированность на человека (связь с инте­ресами человека и открытость для обсуж­дения)

Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудо­вой этике и социаль­ной справедливости

Абстрактность и общий характер.

Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формирова­лась под влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих тео­рий Конта, Спенсера и Тенниса.

В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский под­ход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ) и рас­смотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволю­ционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов .другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказы­вается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен глав­ным образом говорить не об обществе, а об обществах.

Хотя «механическая» солидарность в его интерпретации характерна пре­имущественно для архаических обществ, а «органическая» - для современ­ных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов «механической» соли­дарности при господстве «органической», и вообще эти категории в его ин­терпретации выступают преимущественно как «идеальные тины», по терминологии М. Вебера.

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение тру­да само придет к своему «нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформа­торских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, преж­де всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что но помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой ра­боте он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории;

помимо уже упоминавшегося «коллективного сознания», это, в частности, такие понятия, как «социальная функция» и «аномия».

Под социальной функцией Дюркгейм понимает отношение соответ­ствия между млением или процессом и определенной потребностью со­циальной системы. Образцом для подобного понимания функции послужило сложившееся в биологии представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганичес­кой школой (органицизмом) в социологии. Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнения с биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал глав­ной познавательной целью социологии.

Информация о работе Социологическое учение Эмиля Дюркгейма