Социологическое учение Э.Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:11, реферат

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".

Содержание

Жизненный путь Эмиля Дюркгейма 3
Интеллектуальные истоки социологии Дюркгейма 4
Идея социальной солидарности 8
«Социологизм» как философское обоснование социологии 16
Выводы 23
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

    

    Министерство  образования и науки РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

    высшего профессионального образования

    «Санкт-Петербургский  государственный горный

    университет»

    

    Кафедра социологии и психологии 

    Реферат

    По  дисциплине:                 политология и социология

                                                      (наименование учебной дисциплины  согласно учебному плану)    

    Тема: Социологическое учение Э.Дюркгейма.  

    Автор: студент гр.   ОП-08        

    Дата:       

    
    Филиппова Е.Д.

    (Ф.И.О.) 

    
    Проверил: доцент           Завражин  В.Н.

                  (Ф.И.О.)    

    

    Санкт-Петербург

    2011

Оглавление

 

Жизненный путь Эмиля Дюркгейма

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В  истории социологии он представлял  новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".

    Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет  преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. он побывал  в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.

    В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики»  на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил  кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

    С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о  воспитании», впоследствии переименованную  в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская  деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

    Профессиональная  деятельность занимала главное место  в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно  участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был  человеком демократических и  либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие его последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

    Практическая  цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы  вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно  оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего  режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.

    Первая  мировая война нанесла тяжелый  удар по Французской социологической  школе, поставив под удар общий оптимистический  настрой социологии Дюркгейма.

    Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

Интеллектуальные  истоки социологии Дюркгейма

    Из  наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует  отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

    Дюркгейм  был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская  национальная традиция, начало которой  положил Декарт. “Манифест” дюркгеймовской социологии, книга “Правила социологического метода” (в рус. пер. - “Метод социологии”), удивительным образом перекликается с “Рассуждением о методе” Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие “правила метода”, вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим “правилам” посвящена вторая часть “Рассуждения о методе”.

    Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным  предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования  социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

    Из  более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует  указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя  О. Конта. Сам Дюркгейм подчеркивал, что Сен-Симон первым сформулировал идею социальной науки, однако, он скорее разработал обширную программу этой науки, чем попытался осуществить ее в более или менее систематической форме. И хотя, по Дюркгейму, в определенном смысле все основные идеи контовской социологии обнаруживаются уже у Сен-Симона, тем не менее, именно Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки.

    Несмотря  на то что Дюркгейм в своих исследованиях  критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул “отца” социологии и подчеркивал преемственную связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как “позитивистской” (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

    Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать  его наследие целиком. Он опирался на “объективную” социологию Конта  и в то же время решительно отвергал его “субъективную” социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса “почему” вопросом “как”, он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм “крестного отца” социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: “Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате”.

    Необходимо  отметить влияние Канта и кантианства на Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.

    Особое  значение в формировании социологических  идей Дюркгейма имели взгляды  французского неокантианца, “неокритициста”  Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам.

    Важную  роль в формировании воззрений Дюркгейма  сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической  школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно “негативным” и “позитивным” в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и “позитивное” влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать “элементарные формы” как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

    Идеи  К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже ХIХ-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и “грустным зрелищем конфликта между классами”. В свою очередь социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом научного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

    В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия “социализм” и “коммунизм”. С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и “стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой”.

    Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считал, что для его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: “Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил”.

    Хотя  социология Дюркгейма в целом  была направлена против биологических  интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно его известный труд “Строение и жизнь социальных тел”; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса “Общества животных” Дюркгейм считал “первой главой социологии”. У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие “коллективное сознание”. Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, не может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.

    Важное  значение для формирования воззрений  Дюркгейма имели различение Фюстелем де Куланжем истории событии и  истории институтов, а также созданные  им блестящий образцы исследований развития социальных институтов, по существу, исследований в области исторической социологии. Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них интеллектуальную честность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. “Патриотизм - добродетель, а история - наука; их нельзя смешивать”; “Для одного дня синтеза нужны годы анализа” - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.

Информация о работе Социологическое учение Э.Дюркгейма