Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:59, реферат
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………4
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ…………………………………………………………………………………………………………5
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………………………………………6
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………………………8
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………9
7. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………………………10
Ряд современных отечественных исследователей видят в структуре культуры,
помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в
центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев в своей книге "Наука и
демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или
попросту просвещения и
Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой
формирования
создании особого духовного климата в обществе. Наука - это
систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они
переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает
воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве
ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения,
непосредственного мотива действия.
Активным элементом культуры признается искусство, которое является
художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой,
организующей эмоциональную
и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках,
красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания
мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ
самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство
полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает
научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и
взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее
представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке:
"Музыка и исследовательская
работа в области физики
происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить
неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга".
Среди компонентов культуры многие ученые выделяют идеологию, определяя ее как
ценности в виде строгой, логически обоснованной доктрины; совокупность
систематизированных представлений той или иной социальной группы, имеющая по
крайней мере три уровня: концептуально-теоретический, программно-политический
и актуализированный, отражающий степень усвоения массовым сознанием
социальных идеалов и целей. Идеология любого социального субъекта имеет
несколько уровней: общечеловеческий (базисный), общенародный
(общенациональный), социально-групповой и личностный. При рассмотрении
идеологии как компонента культуры нельзя, конечно, недооценивать роль
социальной психологии (которая также является элементом культуры), признавая
в ней наличие большого количества элементов массового стихийного поведения,
обыденного сознания, стихийных настроений и т.п. При характеристике культуры
как социальной системы следует обратить внимание на принципы культуры - ее
основные исходные положения.
К их числу относится прежде всего принцип преемственности, выступающий
как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Что
воспринимается, сохраняется в культуре? Очевидно, то, на что можно опереться в
ходе общественной жизни на данном этапе. На основе принципа преемственности
зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и
своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой
культуры", которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных
условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были
А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея -
"национальная почва" - основа социального и духовного развития России.
Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры,
гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище"
духовного, все духовное так или
иначе реализуется через матери
Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В
этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных
продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и
символически-знаковых.
Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в
основном в трех формах:
n спорадическая, стихийная, неосознанная;
n метод проб и ошибок, где высок процент случайности;
n сознательная деятельность,
связанная с инновациями, научн
разработкой принципиально новых проектов.
Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри
определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и
умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между
культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает
многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в
масштабах всего человечества (социокультурные суперсистемы, например, Восток и
Запад).
Культура выполняет
всего она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть
делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных.
Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения
в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его
ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и
формируют ее поведение.
Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она
выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и
передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности
существуют как целостная
или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной
реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические,
эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются
нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты
взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.
Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить
связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь
прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор
самого необходимого и целесообразного для тиражирования.
Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом
развития социальной активности, гражданственности.
Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой
культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы. В науке они именуются
субкультурами. Это - автономное образование внутри господствующей культуры со
своими ценностями, нормами, институтами, определенным образом жизни и
мышления.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы
(молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.),
территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых
городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты,
католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне,
монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры
целого, но все же существенно отличаются от нее.
Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению
новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая
массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового
производства и массового
первую очередь означает "коммерческая культура". Довольно часто считается,
что массовая культура демократична, поскольку адресована и доступна всем
людям.
Массовой культуре часто противопоставляется так называемая элитарная
культура. Она ориентирована на более узкий круг потребителей. В конечном
счете элитарная культура призвана поднять уровень массовой, поэтому нельзя
считать их антагонистичными.
В последнее время, как утверждают современные философ, появилась еще одна
новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной
революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.
Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ
в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное
развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип
производства
затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.
Ряд социологов также выделяет так называемую контркультуру, в которой
отражаются оппозиционные, мятежные социально-культурные установки и
настроения, ценностные ориентации. Можно отметить, что практически любая
субкультура может принимать формы контркультуры (например, панки и т.п.).
Наличие и распространение
кризиса культуры того или иного общества, неудовлетворенности людей
существующей системой ценностей культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенное выше позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все
виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и
общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная
созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического
творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка,
приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения
опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в
человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу,
воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической
жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий,
интеграции индивидов в
Социология культуры как отрасль социологического знания изучает указанные
сложные феноменологические ряды и системы, стремится к пониманию и оформлению
в научной терминологии закономерностей указанных явлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
2. Афанасьев В.Г. Социальная
3. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Изд-во
Ростовск. ун-та, 1979.
4. Козлова О.Н. О методах
Социс, 1993, N 11.
5. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. А.Г. Эфендиев. М.,
1993.
6. Российская ментальность (материалы "круглого стола").
Вопросы философии, 1994, N 1.
7. Смелзер Дж. Социология. Глава 2. Культура. Социс, 1990, N 12.
8.
Современная западная
9. Хрестоматия по социологии. М., 1993.
10. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.