Социологическое понимание культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:59, реферат

Описание работы

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………4
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ…………………………………………………………………………………………………………5
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………………………………………6
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………………………8
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………9
7. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………………………10

Работа содержит 1 файл

социология мфюа.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

 МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

 

ТЕМА: Социологическое понимание культуры

 

 

 

 

 

 

             

                Выполнила:

 

               

                 Проверил(а):______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград

2013

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

                             

1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3

2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………4

3. СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И

ПРЕДМЕТ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………5

4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………………………………………6

5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………………………8

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………9

7. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………10

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от

латинского слова, означающего  возделывание (земли), облагораживание,

воспитание.

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более

широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).

По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано

деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и

общественной жизни.

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин

"культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть

природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания

чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более

широком смысле.

Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения

XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал  внимание на "гуманный дух"  культуры. Она, по

его мнению, означает благородство и  мудрость, справедливость и уважение

достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и

воспитание, традиции и символы.

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит

благу человека. Поэтому все созданное  человеком можно отнести к  культуре.

Цель культуры, по Канту, состоит  в развитии природных задатков и особенностей

человека, в передаче от поколения  к поколению знаний и опыта, в  завоевании

свободы от природных сил, в моральном  совершенствовании человека, в

преодолении в нем "грубости и  животности".

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое

разнообразие, безусловно, свидетельствует  о том, что культура в жизни

человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и

духовной зрелости общества. В ней  воплощены способности общества в каждый

конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной

жизни. Эти способности характеризуются  уровнем достигнутых знаний, качеством

и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением  практически

их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения

стихийными силами природы, совершенствования  социальной жизни в интересах

общества.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

 

Культура, очевидно, выступает как  качественная сторона любой деятельности,

как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные

ценности, как материальные, так  и духовные. В реальной жизни они  слиты, но

есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.

Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной

оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого

нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны.

Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие -

с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и

духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может  быть

ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной

ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической),

одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной  и

т. п.).

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные

ценности, в то же время характеризует  различные явления общественной жизни.

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической

спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов  культуры

и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений,

связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и

культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и

правил социальной жизни.

Современная культура -  это сложная система материально-производственных,

научных, духовных, общественных компонентов.

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется

натуре (природе). Можно сказать, что  культура - это специфическая,

генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и

ориентиров взаимодействия людей  со средой существования, которые они

вырабатывают в совместной жизни  для поддержания определенных структур

деятельности и общения.

В культуре фиксируются:

n   общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

n   качественное своеобразие  форм жизнедеятельности в рамках  отдельных эпох,

стран, классовых, национальных, демографических  общностей людей;

n   особенности поведения,  сознания, деятельности людей в конкретных сферах

жизни.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕДМЕТ

 

Понимание культуры как социального  феномена дает право и возможность

вычленять в обширном мире социологической  науки особое направление -

социологию культуры. Социологи  культуры как специфическая отрасль  общей

социологии возникла как в ФРГ  и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она  опиралась на

методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке

о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на

взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.

Социология культуры возникла как  реакция на известную ограниченность

позитивистской социологии, не справляющейся  с анализом сложных социальных

процессов, в том числе - процессов  в сфере духовной жизни, науки, искусства,

религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в

том, чтобы соизмерить и связать  смысловые конструкции с определенными

общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология

культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного

материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с

целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на

социальные институты, социальные движения, на скорость и характер

социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько  на

фиксирование и описание тех  или иных явлений культуры, сколько  на

исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.

Что можно считать предметом  социологии культуры? Вероятно, саму культуру как

сложное динамическое образование, имеющее  социальную природу и выражающее

социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и

распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых

обеспечивается взаимопонимание  людей в различных социальных ситуациях.

Культура как "вторая природа" порождается материальными потребностями  людей,

их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами,

практическими интересами различных  социальных общностей, групп и индивидов.

Социология культуры активно изучает  тенденции культурного развития общества.

Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные

процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние

средств массовой информации на социализацию личности, на общественные

настроения. Социология культуры фиксирует  изменения национальных, духовных,

семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования,

динамикой численности учреждений культуры и т.д.

                   Содержание социологии культуры  составляют:                  

·      существующие в  данном  обществе формы и способы  освоения, создания и

передачи объектов культуры;

·      устойчивые и подвижные  процессы в  культурной жизни и  детерминирующие

их социальные факторы и механизмы;

·      конкретный вклад  той или иной социальной общности в развитие культуры;

·      оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их

собственного культурного окружения;

·      социокультурные  нормы, регулирующие отношения в  социальных общностях,

между социальными общностями, в  обществе в целом;

·      технология  функционирования различных элементов социальной системы и

общества в целом;

·      специфические формы  культурной жизни различных социальных общностей,

общества в целом на каждом этапе  его развития.

Социология культуры изучает последнюю  как социальную систему. В ней  принято в

качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования:

представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.

Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы,

знания, отношения и оценки. Социокультурные  образцы - результаты деятельности

в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по

отношению к определенным предметам  и социокультурным образцам.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения,

фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия

пределы дозволенного.

Указанные типы культурных образований  выполняют важные функции в социальной

жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между  людьми в

процессе социального взаимодействия.

3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ  КУЛЬТУРЫ

 

В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди

исследователей нет единства.

Так, в американской социологической  школе культуру структурируют таким  образом:

1) Понятия и ощущения, которые содержатся  главным образом в языке и  помогают

людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем

мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой

приспособляемостью  к потребностям человека.

2) Отношения. Культура не только  отвечает на вопрос "что есть", т.е.

описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь

друг  с другом в пространстве и времени  различных явлений, может ответить на

вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей

социального организма.

3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к

которым следует стремиться. Ценности могут  быть разными в разное историческое

время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий,

предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.

4) Нормы - правила, определяющие, как  должен вести себя человек,  чтобы

"вписаться"  в ценности культуры своего  общества. Нормы, стандарты, правила

поведения обосновываются ценностями.

Информация о работе Социологическое понимание культуры