Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:59, реферат
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.
1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………3
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………4
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ…………………………………………………………………………………………………………5
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………………………………………………6
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ………………………………………………………………………………………………………………………………8
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………9
7. ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………………………………………10
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
«СОЦИОЛОГИЯ»
ТЕМА: Социологическое понимание культуры
Выполнила:
Проверил(а):______________
Калининград
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
2. СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ
3. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ПРЕДМЕТ……………………………………………………………
4. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ…
5. ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ………………
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
7. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от
латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более
широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694).
По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано
деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и
общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин
"культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть
природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания
чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более
широком смысле.
Значительное внимание проблеме культуры уделял идеолог немецкого Просвещения
XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по
его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение
достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и
воспитание, традиции и символы.
Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл только то, что служит
благу человека. Поэтому все созданное человеком можно отнести к культуре.
Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей
человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании
свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в
преодолении в нем "грубости и животности".
В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое
разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни
человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и
духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый
конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной
жизни. Эти способности
и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически
их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения
стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах
общества.
Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности,
как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные
ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но
есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема.
Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной
оболочке, но и в акте творческой деятельности.
Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого
нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны.
Одни исследователи отождествля
с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и
духовных ценностей и т.п.
Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть
ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной
ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической),
одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и
т. п.).
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные
ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.
Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической
спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры
и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений,
связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и
культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и
правил социальной жизни.
Современная культура - это сложная система материально-производственных,
научных, духовных, общественных компонентов.
Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется
натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая,
генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и
ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они
вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур
деятельности и общения.
В культуре фиксируются:
n общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;
n качественное своеобразие
форм жизнедеятельности в
стран, классовых, национальных, демографических общностей людей;
n особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах
жизни.
Понимание культуры как социального феномена дает право и возможность
вычленять в обширном мире социологической науки особое направление -
социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей
социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на
методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке
о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на
взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии.
Социология культуры возникла как реакция на известную ограниченность
позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных
процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства,
религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в
том, чтобы соизмерить и связать
смысловые конструкции с
общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология
культуры стремится к
материала, накопленного родственными
культурологическими
целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на
социальные институты, социальные движения, на скорость и характер
социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на
фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на
исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм.
Что можно считать предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как
сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающее
социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и
распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых
обеспечивается
Культура как "вторая природа"
порождается материальными
их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами,
практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов.
Социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества.
Она выявляет воздействие научно-
процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние
средств массовой информации на социализацию личности, на общественные
настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных,
семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования,
динамикой численности учреждений культуры и т.д.
Содержание социологии
· существующие в данном обществе формы и способы освоения, создания и
передачи объектов культуры;
· устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие
их социальные факторы и механизмы;
· конкретный вклад той или иной социальной общности в развитие культуры;
· оценки освоения культуры членами социальных общностей и групп и их
собственного культурного
· социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях,
между социальными общностями, в обществе в целом;
· технология функционирования различных элементов социальной системы и
общества в целом;
· специфические формы культурной жизни различных социальных общностей,
общества в целом на каждом этапе его развития.
Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в
качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования:
представления, социокультурные образцы, ценности и нормы.
Представления формируются на личностном уровне и сочетают в себе образы,
знания, отношения и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности
в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по
отношению к определенным предметам и социокультурным образцам.
Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения,
фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия
пределы дозволенного.
Указанные типы культурных образований выполняют важные функции в социальной
жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в
процессе социального
3. СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
В вопросе о понимании структуры, основных элементах культуры среди
исследователей нет единства.
Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом:
1) Понятия и ощущения, которые содержатся главным образом в языке и помогают
людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем
мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой
приспособляемостью к потребностям человека.
2) Отношения. Культура не только отвечает на вопрос "что есть", т.е.
описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь
друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на
вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей
социального организма.
3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к
которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое
время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий,
предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре.
4) Нормы - правила, определяющие, как должен вести себя человек, чтобы
"вписаться" в ценности культуры своего общества. Нормы, стандарты, правила
поведения обосновываются ценностями.