Социологический портрет немецкой молодежи начала XXI столетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

Центром притяжения для молодых людей – наряду с компанией сверстников, значение которой сильно возросло – является семья. Еще никогда так много молодых людей – 81 проц. среди юношей в возрасте от 18 до 21 года и 71 проц. среди девушек – не жили так долго вместе с родителями, как сегодня. Почти все в возрасте от 12 до 29 лет говорят, что у них очень хорошие и доверительные отношения с родителями. Причина более длительного проживания в семье заключается в том, что все больше молодых людей все дольше находятся в процессе учебы.

Работа содержит 1 файл

молодежь германии.doc

— 485.50 Кб (Скачать)

Социологический портрет немецкой молодежи начала XXI столетия.

 

Центром притяжения для молодых людей – наряду с компанией сверстников, значение которой сильно возросло – является семья. Еще никогда так много  молодых людей – 81 проц. среди  юношей в возрасте от 18 до 21 года и 71 проц. среди девушек – не жили так долго вместе с родителями, как сегодня. Почти все в возрасте от 12 до 29 лет говорят, что у них очень хорошие и доверительные отношения с родителями. Причина более длительного проживания в семье заключается в том, что все больше молодых людей все дольше находятся в процессе учебы. Их уровень квалификации заметно вырос. Сегодня 37 проц. выпускников школ одного года начинают учебу в вузе, лишь около 10 проц. покидают систему образования без завершенной профессиональной подготовки. Проблемными группами в системе образования являются прежде всего молодые люди из социально слабых слоев общества и из семей мигрантов. По сравнению с прежними поколениями молодежи нынешние молодые люди стали более прагматичными и имеют хорошие отношения не только с поколением родителей, но и с демократией. Пессимистическая позиция протеста и нежелания что-либо делать, характерная для 80-х годов, в основном уступила место лишенному идеологии, оптимистическому прагматизму. Нынешнее молодое поколение Германии ориентировано на успех и готово работать. Их жизненную максиму можно свести к формуле «Карьера вместо ухода из общества». 
Весьма высока готовность к социальной активности. Примерно три четверти молодых людей выступают за решение социальных и экологических проблем: в защиту пожилых людей, нуждающихся в помощи, окружающей среды и животных, бедных, мигрантов или инвалидов. Интерес же к политике, партиям и профсоюзам падает. Лишь 30 проц. молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет проявляют интерес к политике, среди молодых взрослых и студентов эта доля заметно выше: 44 и соответственно 64 проц.

Партиями и  парламентскими буднями интересуются все меньше жителей Германии в  возрасте от 14 до 19 лет. Но это не значит, что немецкая молодежь аполитична, просто она ищет новые формы участия в политическом процессе.

Как показывают результаты недавнего исследования, проведенного социологическим институтом Sinus из Гейдельберга, все больше молодежи в возрасте 14-19 лет фактически игнорирует такие важные для представительной демократии институты, как партии, политические деятели и парламент. "Уже почти 20 процентов юношей и девушек ни в грош не ставят партии и даже сомневаются в преимуществах демократии, как формы государственного устройства и образа жизни", - заявил в интервью один из авторов исследования Клаус Хуррельман.

Такому положению дел, считает его коллега из института Sinus Марк Кальмбах, способствуют два  фактора: подростки из социально  неблагополучных семей имеют, как  правило, низкий уровень образования и тем самым автоматически оказываются далекими и от политики. "И только когда их кумиры, такие как Бушидо, который пишет песни о наркомании, проституции и насилии, затрагивают их проблемы, говоря на понятном им языке, многие подростки начинают прислушиваться повнимательнее", - отметил Кальмбах. Вот почему и практика, которую проходил певец в бундестаге, вызвала такой интерес у поклонников рэпера.

В свою очередь, чем выше образовательный уровень молодежи, тем активнее она участвует в  политическом процессе. Это подтверждает пример 19-летнего ученика 12-го класса гимназии Хао Ву из городка Бернкастель-Кюс в Рейнланд-Пфальце. Политикой он начал интересоваться еще два года назад, когда в свободное время помогал добровольной пожарной дружине. "Там я заметил, что политика - это важное дело, поскольку учредитель дружины - наша коммунальная администрация - определяет ее бюджет", - рассказал Хао Ву. 
 
В 2010 году он вступил в Социал-демократическую партию Германии и с тех пор ездит на партсобрания по всему Рейнланд-Пфальцу. В парторганизации своего родного города Хаон Ву стал казначеем и депутатом местного молодежного парламента. 
 
Познакомился юный социал-демократ и с деятельностью бундестага. "Законопроекты или варианты парламентских резолюций - это, конечно, скучное чтиво", - признает он, но вместе с тем понимает, что за сухими формулировками скрываются правовые нормы, оказывающие влияние на жизнь людей. Вот почему Хао Ву готов мириться с бесконечными партсобраниями, долгими прениями и пространными протоколами.

Сам же он занимается политической деятельностью преимущественно  через Facebook и Twitter, где инициирует дискуссии и снабжает свое сетевое сообщество важной информацией. Будущее, считает Хао Ву, именно за такими формами политической деятельности. 
В молодежной среде ведутся бурные споры о том, каким должно быть участие в политическом процессе, указывает Марк Кальмбах. По его словам, молодых активистов все меньше привлекает погоня за постами в респектабельных партиях, они все больше хотят участвовать в ограниченных по времени, конкретных политических проектах. Два примера такого внепарламентского политического процесса последнего времени - молодежное движение Occupy против засилья финансовых рынков и массовый протест против соглашения о защите авторских прав в интернете.

О стремлении молодежи к  новым формам политического процесса свидетельствует и стремительный успех Партии пиратов, бросившей вызов парламентским партиям ФРГ с помощью лозунгов большей прозрачности и прямой демократии. С точки зрения социологов, это серьезное предостережение респектабельным политикам. "Мы имеем дело сегодня с усталостью от партий, а не от политики", - подводит итог Клаус Хуррельман. 
 
А рэпер Бушидо тем временем, закончив практику в бундестаге, пообещал основать собственную партию. В долгосрочной перспективе он планирует даже занять пост правящего бургомистра Берлина.

В 2005г. федеральное правительство приняло Национальный план действий, целью которого было улучшение жизненных условий и благополучие детей и молодежи в Германии. Фундамент был заложен за несколько лет до этого, в 2002г. в Нью-Йорке во время Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. План продвинулся сегодня еще на шаг: подростки сами передали политикам документ, в котором они изложили, какой они видят «Германию для детей». 

При структурировании своего доклада молодые авторы ориентировались  на план НАП федерального правительства. Основные темы: образование, детство  без насилия, здоровье, участие молодежи в общественной жизни, жизненные  стандарты и международное направление. Правда, доклад детей был дополнен еще одной темой: возможности для проведения свободного времени. «Всякий раз, когда мы говорим с подростками об их жизни, непременно заходит разговор об игровых площадках и центрах молодежи», - говорит Бенне Мозебах. 20-летний студент из Гамбурга, который координировал работу детей над докладом, удивляется: «План федерального правительства вообще не уделяет внимания организации свободного времени, несмотря на то, что это очень важно. Молодым людям нужны возможности, чтобы развиваться». Доклад молодежи отличается от плана НАП и некоторыми другими дополнениями.

Справедливость в отношениях между поколениями – это важная проблема: «Мы живем сегодня за счет будущего. Обостряется экологический  кризис, гора государственных долгов растет, инвестиции в будущее уменьшаются, «договор поколений» при существующей пенсионной системе нарушается», - критикуют авторы доклада. Столь же важен для них принцип “Peer to peer” (равный с равным). Молодые люди, так звучит выдвинутый ими тезис, не любят, когда их опекают. Лучше всего они учатся у ровесников, поэтому подростки должны быть квалифицированы, чтобы научить других подростков демократическим ценностям. И вообще, что касается опеки: дети и подростки чувствуют, что их в Германии не воспринимают всерьез, это при составлении доклада НАП становилось все более ясным. «Чтобы выяснить, что думают молодые люди в Германии, я обработал 360 анкет», - рассказывает Бенне. «Самыми часто встречающимися высказываниями были: Политики не прислушиваются к нам. Политики обещают и не держат слово. Или: У молодых все равно никто не спрашивает их мнение». Подростки особенно сожалели, что министр по делам молодежи Урсула фон дер Ляйен не присутствовала лично при передаче документа.

С помощью своего доклада по программе НАП подростки хотят привлечь внимание политиков к пожеланиям молодежи. При координационной поддержке сервисной службы «Молодежь участвует» по Германии разъезжали так называемые «НАП-группы», они проводили семинары и курировали реализацию проектов. Прямо из дома, в ходе виртуальных конференций и многочасовых телефонных переговоров они вырабатывали тезисы и снова их отвергали, корректировали формулировки и координировали проведение мероприятий. «Даже не могу сосчитать, сколько было ночных смен», - признается Присцилла Петер, 20-летняя абитуриентка из Брухкебеля и участница мобильной НАП-группы «Детство без насилия». «Во время учебных уик-эндов мы редко ложились спать раньше 3 часов утра». В результате был создан документ толщиной более сотни страниц, состоящий из двух частей: на первых 20 страницах изложены требования молодежи, затем следуют примеры удачных проектов. «Мы не хотим только лишь критиковать», - говорит Присцилла Петер. «Поэтому мы собрали материалы о проектах со всей Германии, показывающие, что активность молодежи себя оправдывает». В качестве примеров здесь фигурируют: молодежное кафе, международно-правовая инициатива, а также группа детей, успешно борющаяся против выселения из страны их иностранного друга. У Присциллы есть желание, чтобы и политики и подростки почерпнули из этих примеров идеи, и сами проявили активность. Молодежная команда, работавшая над составлением доклада НАП, и после его передачи правительству не сидит, сложа руки. «Мы будем работать дальше», - твердо уверена Присцилла. «Мы собираемся принимать участие в реализации наших требований и контролировать, что делается». И этому молодые люди тоже научились во время составления плана НАП: если хочешь чего-то добиться, не надо ждать политиков, надо вмешиваться самому.

Молодежь интересуют не только технические возможности  будущего, но и энергетические и  экологические аспекты. Расширяющаяся  глобализация и демографическое  развитие страны – такие же темы для размышлений, как и справедливые отношения между поколениями, образование и стабильность.

И как же оно будет выглядеть, будущее молодых людей в Германии? Их собственные представления вовсе  не похожи на научно-фантастический роман. Так, например, одна молодая жительница Берлина считает, что семейная жизнь, скорее всего, вернется в традиционное русло, правда без традиционного распределения ролей. И трудовые будни молодежь представляет себе заполненными в основном умственной работой.

Как установило последнее  молодежное исследование Shell, свое будущее  молодые люди от 12 до 25 лет оценивают вполне оптимистично. Более половины молодых людей в обеих частях Германии смотрят с оптимизмом в ближайшее будущее, и лишь менее 10% видят свое будущее преимущественно в мрачных тонах.

Вопросами будущего занимается и специальная отрасль науки. Но так же, как расспросы дельфийского оракула предполагали собственную  интерпретацию его ответов, так  и современные ученые, занимающиеся прогнозами будущего, не делают конкретных предсказаний. Они прогнозируют возможные пути развития и возможные сценарии. И полезнее при этом заглянуть в прошлое и настоящее, чем в магический стеклянный шар. Возникающие при этом образы будущего помогают нам действовать правильно. Мы можем в нужный момент приспособиться, форсировать развитие событий или даже спровоцировать их. Значит можно формировать будущее? Профессор доктор Рольф Крайбих, директор берлинского Института по исследованию проблем будущего и оценки технологий, убежден в этом. Он считает, что каждый отдельно взятый человек является важным элементом в концепции: «Если каждый из нас не будет что-то делать, ничего не произойдет. Мы должны отвыкнуть от мысли, что все диктуется сверху, политикой и экономикой». Потому что каждый решает сам, где ему делать покупки, на какой машине ездить и многое другое.

Правда, что касается профессионального будущего, большая  часть немецкой молодежи видит мало перспектив для проявления своей  активности. У них доминируют страхи, связанные с образованием и профессией. Свои профессиональные возможности они оценивают, скорее, пессимистично, что показал опрос Фонда Бертельсмана в июле 2005г. 45% опрошенных выразили сомнения в том, что после получения образования им удастся найти работу, соответствующую их запросам. Значит, у немецкой молодежи туманные перспективы? Профессор доктор Рольф Крайбих подходит к этому дифференцированно: молодые люди, обладающие языковыми знаниями и хорошей профессиональной подготовкой, а возможно, еще и социальными навыками, определенно имеют шансы на хорошую работу. Для менее образованных молодых людей будущее, правда, выглядит не слишком радужно. Тем не менее, с помощью повышения образовательного уровня и профессиональной квалификации этот разрыв может быть преодолен, считает специалист по проблемам будущего. Итак, в планах на будущее – учеба. По результатам исследования Shell 69% молодых немцев бояться потерять работу или же не найти подходящую. Молодежь гораздо пессимистичнее, чем еще 4 года назад, согласно Вашему последнему анализу.

Дело в том, что положение  на рынке труда ухудшилось. То есть для страхов есть экономические  причины, которые нельзя отрицать. Многие понимают, что им придется выбирать свою дорогу в жизни в осложненной ситуации. Образование при этом является ключевым фактором. 57% учащихся гимназий и лишь 38% учеников средних школ смотрят в будущее со спокойной уверенностью.

Образованная молодежь занимает прагматичную позицию. Для  них важны успехи, уверенность и власть. Все большее значение приобретают трудолюбие и честолюбие. Молодые стремятся не изменить общество, а браться за конкретные проблемы, связанные с личными шансами. К сожалению, есть также категория, которая заранее отказывается от борьбы и не вкладывает сил в свое будущее. Это преимущественно молодые люди без аттестата о среднем образовании, которым кажется, что в обществе нет для них места.

По данным социологического исследования подростков-2012 «поколение Интернета» упорно работает, учится и отдыхает по полной. Но в жизни подростков довольно много стресса. Они все чаще считают, что ценность человека в обществе определяется его образованием и способностью показывать высокие результаты. Рынок труда становится все более неустойчивым, бессрочные контракты превращаются в исключения. Поэтому молодые не хотят терять времени и часто боятся пойти по неправильному пути. 
 
Чтобы справиться со стрессом, подростки используют различные способы. Более консервативные ищут опоры в надежных структурах – в молодежных церквях, скаутских организациях или спортивных секциях. Более современные и склонные к гедонизму молодые люди активно общаются в Интернете и часто принадлежат к тем или иным молодежным субкультурам. Добровольческая работа занимает важное место в жизни немецкого общества. Примерно один из трех немцев занимается в свободное время в волонтерской работе в клубах, общественных инициатив объектов или церкви. Без этого множества добровольцев, большинство спортивных и карнавал ассоциации не существовало бы. Социальные проекты в стране и за рубежом были бы невозможны, если бы не один, что бы делать свою работу, не требуя оплаты.

Но число  волонтеров снизилось в последние  годы, особенно среди подростков и  молодых взрослых. Причина неоднократно приведены для этого укороченной гимназических лет и введение программы бакалавра в университете. Согласно текущим исследования, 51 процентов школьников, которые принимают их окончании средней школы, после девяти лет принимать активное участие в волонтерской работе. Среди учеников, которые принимают их окончании средней школы, после всего лишь восемь лет, эта цифра составляет лишь 31 процентов. Степень приверженности к добровольной работе в целом соответствует степени образования.В связи с увеличением давления для выполнения, младшая часть населения вряд ли имеет время для добрых дел.

Информация о работе Социологический портрет немецкой молодежи начала XXI столетия