Социологические взгляды Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:03, контрольная работа

Описание работы

В истории социологии Э. Дюркгейм (1858-1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу". Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа "Правила социологического метода" (1895 г.), в русском переводе "Метод социологии" (1899 г.).

Содержание

1) Понятие солидарности ее виды и значение в обществе…………………………………... 3
2) Аномия и самоубийство как социальная характеристика жизнедеятельности человека и общества………………………………………………………………………………………….5
3) Своеобразие понимания преступности Э. Дюркгеймом. …………………………………9

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛИГИИ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИОЛОГИИ

НА  ТЕМУ: «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Э. ДЮРКГЕЙМА»

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      студент 305 гр. ЗФ

                      Харитонов Антон

                      Андреевич 
                       
                       
                       
                       
                       

                                                         Екатеринбург 2005 

      План  работы: 

1) Понятие солидарности ее виды и значение в обществе…………………………………... 3 

2) Аномия и  самоубийство как социальная характеристика жизнедеятельности человека  и общества………………………………………………………………………………………….5  

3) Своеобразие понимания преступности Э. Дюркгеймом. …………………………………9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      В истории социологии Э. Дюркгейм (1858-1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу". Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа "Правила социологического метода" (1895 г.), в русском переводе "Метод социологии" (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладной характер. Об этом говорит его фундаментальный труд "Самоубийство. Социологический этюд" (1897 г.), русский перевод осуществлен в 1912 г.

      С именем Дюркгейма связан также процесс  институционализации социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала "Анналы социологии" (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.). 

      Понятие солидарности ее виды и значение в обществе. 

      Центральной социологической идеей, которая  практически про ходит через все творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. Ее решение связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом?» Данная проблема рассматривается Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда» (1893 г.).

      Эта тема, начиная с О. Конта, была постоянно в центре внимания социологии. Дюркгейм опирался на традицию социологов-органицистов, которые считали разделение труда «общебиологическим фактом». Да, разделение труда - закон природы, и с этим соглашался и Э. Дюркгейм, но он рассматривает этот процесс не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества. Он задается вопросом: отвечает ли разделение труда интересам личности, морально ли оно? А главное, как влияет разделение труда на социальную солидарность людей в обществе?

      В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии XIX века идеи двух типов общества: традиционное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для традиционного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» - «Я это только МЫ». Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в строгих репрессивных законах, карающих за малейшее отклонение от норм коллективного поведения.

      Во-вторых, органическую солидарность, которая  порождается разделением общественного труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Именно благодаря разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества, которая раньше поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только историческим законом, но и главным показателем прогресса.

      Для наглядного понимания можно воспользоваться  общей схемой дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ. 

  Механическая 

солидарность

Органическая

Солидарность

1) Морфологическая (структурная) основа Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах);

Сегментарный  тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе);

Слабая  взаимосвязь (относительно слабые социальные связи);

Относительно  малый объем населения;

Относительно  низкая материальная и моральная  плотность

Основана на разделении (преобладает в более развитых обществах);

Организованный  тип (слияние рынков и рост городов);

Большая взаимозависимость (относительно силные социальные связи);

Относительно  большой объем населения;

Относительно  высокая материальная и моральная плотность

2) Типы  норм (воплощенные в праве) Правила с репрессивными  санкциями;

Преобладание  уголовного права

Правила с реститутивными санкциями;

Преобладание  кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

За) Формальные признаки коллективного сознания Большой объем;

Высокая интенсивность;

Высокая определенность;

Власть  группы абсолютна

Малый объем;

Низкая  интенсивность;

Низкая  определенность;

Большой простор для индивидуально инициативы и рефлексии

36) Содержание коллективного сознания Высокая степень  религиозности;

Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность);

Приписывание  высшей ценности обществу и интересам  общества как целого;

Конкретность  и детальный характер

Возрастающая  светскость;

Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения);

Приписывание  высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике  и социальной справедливости;

Абстрактность и общий характер

 

      Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал моральным и разделение труда. Однако нельзя не заметить, что общество, в котором доминирует органическая солидарность, создает условия для расцвета индивидуализма. Сама мораль и коллективная потребность предполагают здесь проявить себя. Вместе с тем, в обществе, где уважается личность, для поддержания мирного сосуществования дифференцированных индивидов необходимы общие ценности. В обществе, высшим законом которого является индивидуализм, важно придать коллективному сознанию достаточный авторитет и достаточно широкое содержание.

      Тем не менее, любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и аномалии. Дюркгейм, естественно, видит наличие социальных проблем и конфликтов. Вместе с тем, он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций в качестве новых органов общественной солидарности. Они должны, по его замыслу, выполнять широкий круг общественных функций - от производственных до морально-культурных, вырабатывать и внедрять в жизнь новые формы, которые будут регулировать отношения между людьми и способствовать развитию личности.

      Решающую  роль в деле социальной интеграции Дюркгейм отводил идеалам и верованиям («коллективным представлениям»), видя в них главные компоненты морали и религии. Этим проблемам, носящим в значительной степени социально-философский характер, была посвящена его последняя крупная работа «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912 г.). В этой работе им был высказан ряд интересных идей о структуре и социальных функциях религии. Немаловажным аспектом данной работы являлась попытка Дюркгейма выявить социальную природу познавательного процесса. Этим он сыграл важную роль в становлении социологии познания.

      Последовательно проводя мысль о «коллективном  сознании» как источнике и регуляторе общественной жизни и общественного развития, Дюркгейм распространяет ее и на происхождение философских категорий. По его мнению, логические категории - суть «коллективные представления», они передают состояние коллектива, и в этом заложена их всеобщность и устойчивость. Он отмечал, что коллективные представления – «продукт громадной кооперации во времени и пространстве. Чтобы создать коллективные представления, множество различных умов соединили, синтезировали, сочетали свои идеи и чувства, многие поколения накапливали в них свои знания и опыт». В коллективных представлениях, по Дюркгейму, сконцентрирована своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и сложная, чем умственная жизнь индивида. 

      Аномия  и самоубийство как социальная характеристика жизнедеятельности человека  и общества.  

      Уже подчеркивалось, что центральной  идеей, вокруг которой концентрируется социологическая проблематика, является идея социальной солидарности. Проблема социальной солидарности стоит в центре такой крупной работы Э. Дюркгейма, как «Самоубийство», которая органически сочетает теорию с конкретно-социологической постановкой. Почему именно проблему самоубийства выбрал Дюркгейм в качестве исследования?

      Во-первых, и теоретически и практически данная проблема работала на его идею социальной солидарности, вернее, на таком социальном феномене, как самоубийство, проверялся уровень сплоченности и солидарности общества.

      Во-вторых, само явление можно более или  менее определить и количественно выразить.

      В-третьих, существовала солидная официальная  статистика, которая позволяла оперировать объективными данными.

      На  последнем моменте стоит остановиться подробнее и вскрыть историческую подоплеку, связанную с введением статистических методов в социологию. Они сегодня, как известно, составляют научную базу проведения социологических исследований и обработки полученных данных. Поскольку речь идет об исторической проблематике, то нельзя не сказать несколько слов о предшественнике Дюркгейма Адольфе Кетле (1796-1874) - франко-бельгийском ученом - естествоиспытателе и математике, который одновременно был одним из крупнейших статистиков XIX века, а также создателем математических методов обработки социально? информации. Его инициативе принадлежит создание Международной статистической ассоциации, одну из задач которой он видел в распространении унифицированных методик и показателей. Одновременно с О. Контом он создал свою социальную физику - науку об общественной жизни (после чего Конт ввел понятие «социология» вместо «социальной физики») и разработал концепцию специфического метода науки об обществе, а именно статистического метода. Свои идеи он изложил в работе «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей» (1835 г.).

      В чем суть статистического метода и что он сулил, по Кетле, общественным наукам в плане понимания общественного развития? Во-первых, в качестве аксиомы выступало, что по изучению одного факта нельзя судить о ряде фактов, кажущихся однородными, необходим статистический анализ возможно большего количества Данных. Кетле пришел к идее создания новой науки об обществе, которая бы не ограничивалась лишь сбором и количественным описанием данных, а занялась бы установлением статистических закономерностей с помощью математического вероятностного анализа.

Информация о работе Социологические взгляды Э. Дюркгейма