Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:29, реферат
Содержание исключительно богатого творчества Макса Вебера невозможно резюмировать на нескольких страницах. В целом его труды можно разделить на четыре категории.
Идеальный тип не встречается в самой повседневной действительности. Он создается ученым как инструмент для познания исторической реальности и современного мира. Для Вебера образование абстрактных идеальных типов выступает не как цель, а как средство научного познания и понимания. «Идеальный тип – не «гипотеза», он лишь указывает, в каком направлении должно идти образование гипотез. Не дает он и изображения действительности, но представляет для этого однозначные средства выражения» [1, с. 389].
Вебер понимал, что идеальный тип является определенным упрощением и идеализацией социальных явлений и процессов. Но он шел на это сознательно. Более того, он считал, что чем более абстрактным и нереалистичным является идеальный тип, тем лучше он способен выполнить свои методологические функции, тем полезнее использовать его в качестве средства классификации конкретных явлений и процессов как в историческом разрезе, так и в особенности в изучении актуального общества.
С одной стороны, Вебер говорит, что идеальный тип – это утопия, наша фантазия, а с другой – идеальные типы берутся из самой действительности за счет выделения, усиления таких сторон, которые кажутся исследователю типическими. Например, К.Маркс, характеризуя капитализм, в качестве его основных черт наличие эксплуатации, частной собственности на средства производства и др.
Чтобы
разрешить противоречие, касающееся
происхождения идеальных типов (из
сознания или из реальности), Вебер
делит их на исторический и социальный.
Первый имеет дело с живой историей,
из которой и выводятся «идеально-
Социологические
идеальные типы Вебер называл
чистыми социальными типами. Они
имеют более общий, чем исторические
типы, характер, служат инструментом социологического
исследования. Чистые типы пригодны в
исследовании тем больше, чем они
«чище», т.е. чем дальше отстоят от
действительных, эмпирически существующих
явлений. Образцом чистого идеального
типа может служить целерациональное
действие. Как идеальный тип, оно
редко встречается в
Исторические идеальные типы образованы благодаря подчеркиванию, выделению одной из сторон эмпирически данных фактов. Вебер рассматривал культуру капитализма, ремесло, христианство как исторический идеальный тип. Эти идеальные типы служат средством раскрытия генетической связи исторических явлений.
Как видно, исторические идеальные типы отличаются от социологических не только по природе, характеру происхождения, но и по степени общности. Исторический тип применяется локально во времени и пространстве, тогда как социологический имеет универсальную, а не локальную применимость. Первый служит средством выявления связей, которые имели место разово или несколько раз, тогда как второй используется для выявления связей, существующих всегда.
Таким образом, можно сказать, что противоречия, возникшие у Вебера в связи с образованием идеально-типических понятий, связаны с различными функциями и различным происхождением идеальных типов в истории и социологии. В социологии идеальный тип выполняет функцию обнаружения типического, закономерного в явлениях и процессах.
Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и социологии власти и сделал это, прежде всего, благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы будут иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения ученого о господстве – это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.
Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соответствии с тремя основными мотивами повиновения. Первый мотив – интересы повинующихся, т.е. их целерациональные соображения. Это основа называемого Вебером «легального» типа господства, которое можно встретить в развитых буржуазных странах. В них подчиняются не личности, а законам, притом подчиняются все – управляемые и управляющие (чиновники). Здесь господствует «формально-правовое» начало.
Самым чистым типом легального господства является бюрократия. Вебер первым в научной литературе разработал это понятие. Он рассматривал бюрократическое управление как господство посредством знания, в чем и заключался его (управления) специфически рациональный характер. При этом он идеализировал бюрократию, считая ее машиной, не подверженной коррупции, дешевой и не имеющей никаких интересов. Бюрократическое господство у социолога означало власть чиновников, причем повсюду: в хозяйственной жизни, политических движениях, но главное – в управлении обществом.
Второй
тип легитимного господства основан
на иной мотивации повиновения –
вере не только в законность, но даже
в священность издавна
Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации и получил у Вебера название харизматического. «Харизмой следует называть качество личности, признаваемое необычным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как посланная богом или как образец» [2, с. 154]. Таким образом, харизма представляет собой особую способность, выделяющую индивида среди остальных, причем не просто личную способность, а то, что как бы даровано от бога, дано судьбой.
Вебер
выделяет также общее и различное
между харизматическим и
Капиталистическое общество, отношения в нем и хозяйственная деятельность рассматриваются Вебером в тесной связи с религией. Если для подавляющего большинства предшественников и современников вебера анализ религии принимал самодовлеющий и самодостаточный характер, то в его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. Веберовский социологический анализ религии требует специального изучения в силу его необычности, оригинальности, глубокого влияния на последующее развитие социальной мысли, а главное – вследствие сохранения его актуальности и по сей день.
В
работе «Протестантская этика и
дух капитализма» Вебер впервые
устанавливает связь между
В
социологии религии Вебера четко
выражена соотнесенность духа капитализма
и духа протестантизма. Одна из основных
заповедей последнего состоит в
том, что в этом греховном мире
верующий должен трудиться во благо
дела Божьего. Этика труда протестантизма
и потребности развития капиталистического
общества совпадали по существу. Моральная
и религиозная ответственность
становились весьма близкими. Вебер
противопоставляет
Религия протестантизма помогает понять экономическое поведение людей и вписывается очень органично в «ткань» поведения людей в обществе в целом. И хоть религиозное восприятие мира получает у Вебера самостоятельное, самоценное и самодостаточное значение, тем не менее, оно (религиозное толкование мира) становится у него частью общей картины поведения людей в обществе. В этом смысле рассмотрение протестантизма было своего рода моделью социологического анализа религии, которую Вебер затем удачно использовал при изучении индуизма, иудаизма, конфуцианства, буддизма, ислама, христианства.
Учение
о религии становится у Вебера
не чем-то прикладным, дополнительным
к его общей концепции
Он
характеризует религию и
Вебер
характеризовал индивидуальный облик
мировых религиозно-этических
Одна
из центральных в религиозной
этике проблем, интересовавших Вебера,
- спасение. «Потребность в спасении,
сознательно культивируемая в качестве
содержания религиозности, всегда и
всюду возникала как следствие
попытки систематической
Вебер
анализирует религиозно-
Как
видно, социологический анализ религии
позволил веберу рассмотреть не только
ее внутренние проблемы, но и выйти
на уровень широких социальных связей
и взаимодействий религии с общественными
институтами, явлениями и процессами,
в первую очередь экономическими
и хозяйственными. Именно через последние
он «выводил» религию на остальные
формы общественной жизни.
Заключение