Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:13, реферат
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил.
I. Введение 3
II. Социологические теории конфликта 5
2.1 Карл Маркс.
Диалектическое учение о противоречии и конфликте 5
2.2 «Конфликтный функционализм» Георга Зиммеля 7
2.3 Ральф Дарендорф.
Модель диалектического конфликта и его последствий 9
III. Заключение 14
IV. Список используемой литературы 15
В современной теории конфликта (начиная с 60-х годов) сложилось два направлениям в основе которых лежат либо положения Маркса, либо Зиммеля:
1)
диалектическая теория
2)
конфликтный функционализм
2.3. Ральф Дарендорф. Модель диалектического конфликта и его последствий.
Как и функционалисты, теоретики конфликта
ориентированы на изучение социальных
структур и институтов. В основном эта
теория — немногим более, чем ряд утверждений,
зачастую прямо противоположных функционалистским
позициям. Наилучшим примером такого противопоставления
служит творчество Ральфа Дарендорфа,
в котором сопоставляются принципы теории
конфликта и функциональной теории. Для
структурных функционалистов общество
статично или, в лучшем случае, находится
в состоянии динамического равновесия,
а для Дарендорфа и теоретиков конфликта
всякое общество в любой момент испытывает
непрерывные изменения. В то время как
структурные функционалисты подчеркивают
упорядоченность общества, теоретики
конфликта видят разногласия и конфликты
в каждой точке социальной системы. Функционалисты
(или, по крайней мере, ранние функционалисты)
утверждают, что каждый элемент в обществе
способствует стабильности; представители
теории конфликта считают, что многие
социетальные элементы вносят вклад в
дезинтеграцию и изменения. Функционалисты
полагают, что общество объединяется неформальным
образом с помощью норм, ценностей и коллективных
нравственных принципов. Теоретики конфликта
всю упорядоченность общества рассматривают
как происходящую от принуждения одних
членов теми, что наверху. В то время как
структурные функционалисты говорят о
создаваемой общими социетальными ценностями
сплоченности, теоретики конфликта подчеркивают
роль власти в поддержании порядка в обществе.
Дарендорф — важнейший представитель
той точки зрения, согласно которой общество
имеет две грани (конфликта и согласия)
и социологическую теорию поэтому следует
разделить на две части — теорию конфликта
и теорию согласия. Теоретики согласия
должны исследовать ценностную интеграцию
в обществе, а теоретики конфликта — изучать
столкновения интересов и принуждение,
которые объединяют общество перед лицом
этих конфликтов. Дарендорф признавал,
что общество не может существовать как
без конфликта, так и без согласия, которые
являются предпосылками друг для друга.
Таким образом, не может быть конфликта,
если нет некоторого предшествующего
согласия И наоборот, конфликт может привести
к согласию и интеграции. Несмотря на взаимосвязи
согласия и конфликта, Дарендорф с сомнением
относился к разработке единой социологической
теории, включающей оба процесса. Стремясь
избежать единой теории, Дарендорф решил
создать конфликтную теорию общества.
Дарендорф начал со структурного функционализма,
который оказал на него глубокое влияние.
Он отметил, что с функционалистской точки
зрения социальную систему объединяет
добровольная кооперация или общее согласие,
или и то и другое. Однако с точки зрения
теоретика конфликта (или принуждения)
общество объединяет «навязанное принуждение»,
таким образом, некоторые позиции в обществе
наделены влиянием и властью над другими.
Такое положение привело Дарендорфа к
его главному тезису о том, что дифференциальное
распределение власти «неизменно становится
определяющим фактором систематических
социальных конфликтов» Дарендорф называл
конфликт и принуждение «уродливыми гранями
общества» Дарендорф сконцентрировался
на изучении крупных социальных структур.
Основная его идея заключалась в том, что
различные позиции в обществе обладают
разным объемом властных полномочий. Власть
принадлежит не индивидам, а позициям.
Дарендорфа интересовала не только структура
этих позиций, но и конфликты между ними
Первой задачей анализа конфликта для
Дарендорфа было определение различных
властных ролей в обществе. Помимо обоснования
изучения крупных структур, таких как
властные роли, Дарендорф был оппонентом
тех, кто фокусируется на индивидуальном
уровне. Ключевым элементом в анализе
Дарендорфа выступает соответствующая
положению власть. Власть всегда подразумевает
как превосходство, так и подчинение. Ожидается,
что занимающие властные позиции контролируют
подчиненных. То есть они доминируют благодаря
ожиданиям окружающих, а не из-за собственных
психологических качеств. Как и власть,
эти ожидания соответствуют позициям,
а не людям. Власть не есть всеобщее явление;
допустимые области контроля в обществе
конкретизированы. Наконец, поскольку
власть легитимна, против тех, кто не подчиняется,
могут быть использованы санкции.
Как считал Дарендорф, власть не постоянна,
поскольку принадлежит позициям, а не
людям. Таким образом, облеченный властью
в одной группе не обязательно занимает
властное положение в другой. Аналогично
человек в подчиненном положении в одной
группе может занимать доминирующее положение
в другой. Общество состоит из ряда элементов,
которые он называл императивно координированными
ассоциациями. Их можно рассматривать
как объединения людей, которые контролируются
другими, занимающими более высокое положение
в иерархической структуре. Поскольку
общество содержит множество таких ассоциаций,
индивид может занимать властное положение
в одной и подчиненное в другой.
Власть в пределах каждой ассоциации
дихотомична; так, в ассоциации могут образоваться
две, и только две, группы конфликтов. Люди,
занимающие властные и подчиненные позиции,
имеют интересы, «противоположные по сути
и направлению». Другой ключевой термин
в теории конфликтов Дарендорфа — интересы.
Группы наверху и внизу определяются интересами
общего характера. Дарендорф продолжал
утверждать, что даже те интересы, которые
выглядят психологическими, по сути, —
явления крупного масштаба:
Для целей социологического анализа конфликтных
групп и групповых конфликтов необходимо
допустить некоторые структурно обусловленные
ориентации действий людей, занимающих
определенные позиции. По аналогии с сознательными
(«субъективными») ориентирами действия
представляется справедливым описать
это как интересы. Допущение «Объективных»
интересов, связанных с социальным положением,
не обладает никаким психологическим
смыслом или последствиями; оно принадлежит
именно уровню социологического анализа.
В каждой ассоциации те, кто занимает господствующие
позиции, стремятся сохранить статус-кво,
те же, кто находится в позициях подчиненных,
ищут изменений. Во все времена в каждой
ассоциации присутствует, по крайней мере,
скрытый, конфликт интересов. Это означает,
что легитимность власти всегда ненадежна.
Для действий властвующих и подчиненных
не требуется, чтобы конфликт интересов
осознавался людьми. (Интересы господствующих
и подчиненных объективны в том смысле,
что отражаются в ожиданиях (ролях), соответствующих
позициям. Индивиды не должны постигать
эти ожидания или даже осознавать их, чтобы
действовать согласно им. Если они занимают
данные позиции, они будут вести себя ожидаемым
образом. Индивиды «приспосабливаются»
или «адаптируются» к своим ролям, когда
участвуют в конфликте между господствующими
и подчиненными.
Дарендорф
называл эти неосознанные ролевые ожидания
латентными интересами. Явные интересы
есть латентные интересы, ставшие осознанными.
Дарендорф считал анализ связи между латентными
и явными интересами важнейшей задачей
теории конфликта. Тем не менее агентам
не нужно осознавать свои интересы, чтобы
действовать в соответствии с ними.
Дарендорф различал три основных типа
групп. Первый тип — квазигруппа, или «совокупности
тех, кто занимает позиции с идентичными
ролевыми интересами» Они представляют
собой источник существования второго
типа группы — группы интересов. Дарендорф
так описал эти две группы: Общие модели
поведения характеризуют группы интересов,
формируемые из больших квазигрупп. Группы
интересов есть группы в жестком социологическом
смысле; и они являются реальными агентами
групповых конфликтов. Они обладают структурой,
формой организации, программой или целью
и коллективом членов. Из всего множества
групп интересов возникают конфликтные
группы, или те, которые реально участвуют
в групповых конфликтах.
Дарендорф считал, что понятия латентных
и явных интересов, квазигрупп, групп интересов
и конфликтных групп — базовые для объяснения
социальных конфликтов. При идеальных
условиях другие переменные не понадобятся.
Однако поскольку условия никогда не бывают
идеальными, в процесс вмешивается множество
разных факторов. Дарендорф упомянул такие
технические условия, как соответствующий
коллектив, а также политические условия
и социальные условия Другим важным для
Дарендорфа социальным условием был переход
людей в квазигруппу. Он считал, что если
комплектование носит беспорядочный и
случайный характер, группа интересов
и, в конце концов, конфликтная группа,
вряд ли возникнет. Однако когда набор
в квазигруппы структурно обусловлен,
эти группы обеспечивают плодородную
почву для групп интересов и, в некоторых
случаях, конфликтных групп.
Конечный аспект теории конфликта Дарендорфа
— отношение конфликтов к изменениям.
Здесь Дарендорф признает значение творчества
Льюиса Козера, который рассматривал функции
конфликтов в поддержании существующего
порядка вещей. Дарендорф, однако, считал,
что консервативная функция конфликтов
есть лишь часть социальной реальности;
конфликты также стимулируют изменения
и развитие.
Таким образом, Дарендорф утверждал, что
когда возникают конфликтные группы, они
становятся участниками действий, ведущих
к изменениям в социальной структуре.
Когда конфликт значителен, происходят
радикальные изменения. Когда он сопровождается
насилием, структурные изменения будут
внезапны. Вне зависимости от природы
конфликта, социологи должны понимать
отношения между конфликтами и изменениями,
а также между конфликтами и существующим
положением вещей.
III.
Заключение
Итак, дадим краткое описание каждой из теорий. Подведем итог.
К. Маркс социальную структуру общества представил в виде «господствующих и подчиненных страт», а конфликт, по его мнению, произрастает в системе "господство-подчинение" и всегда ведет к разрушению или социальным изменениями. Маркс считал, что конфликт, в конце концов, обязательно усиливается, приобретает революционный характер и приводит к структурным изменениям системы
Зиммель отмечает положительные последствия конфликтов: сохранение и укрепление социальной системы как целостности сплочение и унификация социального организма. Зиммель выделяет своеобразные факторы, влияющие на характер протекания конфликта - инстинкты любви и ненависти.
Конфликтная
модель общества Р. Дарендорфа:
• постоянные социальные изменения в
обществе, переживание социального конфликта;
• любое общество опирается на принуждение
одних его членов другими = неравенство
социальных позиций по отношению к распределению
власти;
• разница в социальном положении различных
социальных групп и индивидов вызывает
взаимные трения, противоречия = как результат
— изменение социальной структуры самого
общества.
Общеизвестно, что развитие любого общества представляет собой сложный процесс, который совершается на основе зарождения, развертывания и разрешения объективных противоречий. Причинами их могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.
Информация о работе Социологические теории конфликта (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф)