Социологические методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:30, курсовая работа

Описание работы

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..1
1.1 Характеристика исследования систем управления……..………….……….9
1.2 Структуризация методов исследования систем управления…..……….…..12
2 Социологические методы исследования систем управления...…..….…..16
2.1 Виды социологических исследований систем управления………….……..16
2.2 Организация социологических исследований систем управления ……….20
2.3 Программа социологического исследования……………………………..…26
Заключение…………..…………………………………………………….……..29
Список используемой литературы…….…………………………………...34

Работа содержит 1 файл

1111Соц. методы исследов. систем управления.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

      В последнее время с развитием  средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации   проектирования сложных технических  устройств  и  комплексов,

языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

      В настоящее время в экономике  и организации производства применяются практически все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации. К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование,   топология,    графосемиотика и др. Они сформировались путем

интеграции  экспертных и формализованных методов.

      Несколько в стороне стоят методы исследования информационных потоков. Схема структуризации методов приведена в приложении Б.

     Специалист  по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию. 

2 Социологические  методы исследования систем управления

      2.1 Виды социологических  исследований систем  управления 

      Современные организационно-производственные системы  представляют собой интеграцию людей  и машин. Поэтому социологические  исследования - это необходимый элемент  любого исследования систем управления. Они должны быть направлены, прежде всего, на выявление источников геополитических, политических особенностей и определяемых ими рисков, а также социальных рисков в системе управления, связанных с особенностями данной организации.

     Необходимо  учитывать, что, так как роль человеческого  фактора по мере усложнения технологий постоянно возрастает, возрастает и  роль социологических исследований систем управления. Как и другие типы исследований, социологические  исследования могут быть:

     - по периоду проведения относительно  процессов в системе управления: предшествующими (прогнозными или  плановыми), в реальном масштабе  времени, последующими;

     - по отношению к исследуемой  системе: внутренними и (или) внешними. Внешние социологические исследования часто имеют маркетинговые задачи. Такие исследования рассмотрены выше. Далее рассматриваем только внутренние социологические исследования.

     Социальные  технологии - элемент технологий управления. Социальной технологией называется совокупность способов, средств, квалификационных навыков в процессе преобразования ресурсов для обеспечения воспроизводства рабочей силы и приемлемого уровня социальных рисков в системе управления ОПС.

     Инструментами, используемыми в таких технологиях, являются администрирование, финансы, коммуникации и др. Манипулятивность и несоответствие социальных технологий уровню технологий науки и воспроизводства - источник повышенных социальных рисков системы управления. Социологическим исследованием системы управления называется разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

     Целью социологических исследований систем управления могут быть:

     - оптимизация номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;

     - отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом;

     - совершенствование и модернизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;

     - выработки наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;

     - изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;

     - улучшение социальной ситуации в коллективе;

     - снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.

     Социологические исследования систем управления могут  быть комплексными и специальными, целевыми. К целевым исследованиям  могут быть отнесены и исследования мотивации и конфликтов в системе  управления.

     По  глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования систем управления.

     При социологических исследованиях  в первую очередь нужно установить, относится ли коллектив (объект исследования) к гражданскому (демократическому, индивидуалистскому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов. В исследованиях нужно учитывать, что гражданское общество характеризуется: разделением властей, более сложными отношениями общественных классов и индивидуумов, приоритетом закона и др.

     При таких исследованиях нужно учитывать  и характеристики внешней среды

(фона). Большое влияние на социологические  характеристики могут оказывать  риски внешней среды социологической  среды системы управления (геополитические, внешнеполитические, внутриполитические риски).

     Риск  - это возможность (шанс) как отрицательных, так и положительных отклонений от плановых величин в процессе деятельности. Социологические исследования факторов риска позволяет выявить как опасности, возможный ущерб, так и шанс. Геополитические риски - это опасность ухудшения положения, утраты суверенитета, рассеивания этноса по любым причинам, включая недостаточность жизненного потенциала этноса, суперэтноса для достижения их геополитических целей. Рост экономического и жизненного потенциала и численности других этносов повышает риски такого рода для этноса с ухудшающимся социально-экономическим и военнополитическим положением. Политические риски - это опасность катастрофического развития социально-экономической ситуации в государстве, этносе, организации по причине неадекватных управляющих воздействий на социально-экономические процессы со стороны органов и субъектов власти, руководства организаций.

     Социальные  риски системы управления - это риски прекращения работы (например, в результате забастовок), снижения эффективности работы, необоснованное сверхнормативное повышение затрат или увеличение вероятности сбоев в работе, вызываемое несоответствиями в социальных отношениях в коллективе, в частности отсутствием должной мотивации к труду, конфликтами. Чистые социальные риски связаны с проблемами, которые выражаются в том, что организация не достигает поставленных целей по причинам, порождаемым человеческим фактором, например: несоответствием социальных отношений используемым технологиям науки, воспроизводства; недостаточности мотивации к труду; конфликтов и др.

     Факторами социологических исследований по изучению механизма явлений может выступать принадлежность членов организации и(или) ее окружения (внешней среды) к различным: религиозным конфессиям; этносам; общественным классам; социальным группам; идеологиям. Кроме того, важное значение имеет исследование таких социологических факторов, как власть и лидерство, мотивация, конфликты, структура и взаимодействие властей. При исследованиях структуры власти и взаимодействия различных ее элементов могут выделяться: власть должности, личная власть, власть религиозной веры; исполнительная, законодательная, судебная, информационная власть и др.

     В рамках системных социально-экономических исследований эти факторы должны рассматриваться в их взаимной связи. Однако могут проводиться и быть полезны частные социологические исследования с конкретными целями:

  • при социально-религиозных исследованиях могут исследоваться: влияние конфессии на социально-экономический прогресс этноса; допустимая догматами религии и реальная агрессивность паствы к единоверцам и представителям других конфессий в рыночной и бытовой деятельности; социально-политическая ориентация членов конфессии и др.;
  • при социально-этнических исследованиях могут изучаться: влияние психофизических особенностей этноса на участие в разделении труда, политическую ориентацию этноса и др.;
  • при социально-общественных исследованиях могут выясняться факторы, способствующие формированию конкретных общественных классов и групп; этнический состав конкретных общественных классов, их политическая ориентация и др.;
  • при социально-идеологических исследованиях могут: исследоваться влияние технологий (добывающих, производящих, эксплуатационных, утилизационных, посреднических, риск-технологий) на идеологические пристрастия отдельных социальных групп и этносов; строиться сценарии развития взаимодействий этносов при расширенном и сужающемся воспроизводстве при различных вариантах политического устройства; готовность отдельных конфессий, общественных классов, социальных групп и этносов поддержать те или иные политические программы, движения; выявляться условия политической поддержки и др.

     Если  юридически определены цели (например, удовлетворение потребностей

и извлечение прибыли - для коммерческих организаций  или удовлетворение потребностей - для некоммерческих), границы, место в обществе, то организация

 выступает в качестве социального института.

     Организационная культура - важнейшая характеристика системы управления. Она включает цели управления в отношении внешней среды и персонала, устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации и многое другое.

     При исследовании организационной культуры нужно исследовать с особым вниманием  власть и лидерство.

     Власть  - способность влиять на поведение людей на основе их подчинения. Лидерство позволяет влиять на поведение людей на основе общности интересов сотрудников организации. 

      2.2 Проведение социологических исследований систем управления 

     При социологических исследованиях  систем управления нужно учитывать, что для развития наиболее экономически выгодных высоких технологий необходима стабильность в обществе на основе постоянно обеспечиваемого межэтнического и социального баланса. Для обеспечения устойчивости межэтнических, социальных, идеологических отношений власти должны политически, законодательно регулировать и проводить с привлечением межэтнического диалога политику разумного баланса, в том числе технологической специализации .

     Системные социологические исследования могут составлять основу или часть социологического исследования систем управления различных уровней (от государства до организации).

     Социологические исследования систем управления могут  проводиться в различных формах:

     1) обследование внешней среды системы управления;

     2) наблюдение;

     3) включенное наблюдение;

     4) экспертные оценки и анкетирование;

     5) построение сценариев развития и др.

     Информационной  базой и составной частью целеполагания, маркетинга, менеджмента в системе управления является проведение социологических обследований населения, т.е. изучение нужд, потребностей, интересов посредством опроса семей. Такие обследования позволяют выявить мотивы различных по составу семей к покупкам, заключению договоров купли / продажи, на обслуживание или отказу от них. Кроме того, такие обследования позволяют определить влияние на развитие рынков конкретных видов товаров, работ и услуг социальных, экономических, демографических, региональных и иных факторов.

Информация о работе Социологические методы исследования систем управления