Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:00, контрольная работа
Важнейшей составной частью процесса социологического познания действительности являются прикладные социологические исследования, под которыми обычно понимают применение общих положений социологической теории и изучение конкретных социологических явлений и процессов. Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.
2.1
Опрос.
Опрос – социологический метод получения информации, при котором респондентам (людям, которых опрашивают) в письменной или устной форме задают специально подобранные вопросы и просят ответить на них.
Опрос наиболее распространенный вид социологического исследования и одновременно самый широко используемый метод сбора первичной информации. С его помощью собирается от 70% до 90% всех социологических данных.
Выделяются
две разновидности
1. Анкетирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. Опрос может быть индивидуальным или групповым. По форме анкетирование бывает также очным и заочным. Наиболее распространенные формы последнего: почтовый опрос и опрос через газету.
2. Интервьюирование. Предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентами. Интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым или опосредованным, например, по телефону.
В зависимости от источника информации различают:
а) Массовые опросы. Источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных и др.).
б) Специализированные
(экспертные) опросы. Главный источник
информации – компетентные лица (эксперты),
обладающие необходимым для исследователя
профессиональными и теоретическими знаниями,
жизненным опытом, который позволяет им
делать авторитетные заключения.
Отличие социологического опроса от других опросов:
Первая отличительная черта – количество опрошенных (у социологов опрашивают сотни и тысячи людей и получают общественное мнение, а остальные опросы опрашивают одного или нескольких человек и получают личное мнение).
Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи, социолог получает возможность обрабатывать данные математически. Он усредняет разнообразные мнения и в результате получает гораздо более достоверную информацию, нежели, например, журналист.
Третья отличительная черта – цель опроса – расширение научного знания, обогащение науки, выяснение типичных эмпирических ситуаций (в социологии), а не раскрытие индивидных особенностей и отклонений (в журналистике, медицине, следствии). Научный факты, полученные социологами, универсальны и носят всеобщий характер.
2.2
Наблюдение.
Непосредственное
наблюдение за поведением людей в определенной
ситуации и сразу фиксация результатов.
От обыденного
научное наблюдение отличается тем, что
оно подчинено ясной исследовательской
задаче, планируется по заранее обдуманной
процедуре, данные фиксируются в протоколах
или дневниках по определенной системе,
информация, полученная путем наблюдения,
должна поддаваться контролю на обоснованность
и устойчивость.
По степени формализованности
выделяют:
В первом варианте
исследователь пользуется общим
принципиальным планом, во втором события
регистрируются по детально разработанной
процедуре. В этом случае есть бланк
для наблюдения, который заполняется
наблюдателем, используются также кино-
и фотодокументы. Например, наблюдение
за участниками в ходе деловой
игры, совещания, лекции, митинга и
т. п.
Нужна серия наблюдений
и разными наблюдателями. Тогда результаты
получаются достаточно достоверными.
В зависимости
от степени участия наблюдателя в исследуемой
социальной ситуации различают:
При этом важно,
чтобы наблюдатель своим
Преимущества
включенных наблюдений очевидны: они дают
наиболее яркие непосредственные наблюдения,
помогают лучше понять поступки людей.
Но с этим же связаны и основные недостатки
такого способа. Исследователь может потерять
способность объективно оценивать ситуацию,
слишком вживаться в роль соучастника
событий. Как правило, итогом включенного
наблюдения является социологическое
эссе, а не строгий научный отчет.
Имеется и нравственная
проблема включенного наблюдения: насколько
вообще этична маскировка под рядового
участника?
Если наблюдение
проводится вне научного учреждения, то
оно называется полевым. Могут быть и лабораторные
наблюдения, когда людей приглашают для
беседы, деловой игры. Наблюдения могут
быть одномоментными, систематическими.
Прежде чем начать
наблюдение, необходимо определить объект,
сформулировать проблемы, поставить исследовательские
задачи, подготовить инструментарий, способы
описания результатов. Наблюдение - незаменимый
источник социологической информации
на стадии общей разведки.
Как самостоятельный
способ наблюдение - основа для исследования
митингов, демонстраций. Более распространено
его применение в качестве дополнения
к другим источникам получения информации.
Так, включенное наблюдение в сочетании
с последующими массовыми обследованиями
позволяет дополнить сухой, но репрезентативный
материал более живыми сведениями, своего
рода "картинками".
В отличии от наблюдения эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия которые позволяют изучить их влияние на него.
Как
правило эксперимент
Эксперимент в социологии – способ получения информации об объекте в результате воздействия на него некоторых управляемых и регулируемых факторов. По специфике поставленной задачи различают:
2. Практический эксперимент – включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются ввиду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения.
Разделение
экспериментов на научно-исследовательские
и практические является условным,
так как практический эксперимент
нередко позволяет получить новые
сведения научного характера, а научный
эксперимент заканчивается
Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
Круг социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющейся, по интересующей исследователя проблеме, информации.
По форме фиксации документы бывают:
1. Письменные документы – это материалы архивов, статистическая отчетность, научные публикации; пресса, личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).
2. Иконографические документы – это произведения изобразительного искусства (картины, гравюры, скульптуры), а также кино, видео и фотодокументы.
3. Фонетические документы – это диски, магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как репродукция прошедших событий.
. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ документов
позволяет оперативно получить
фактографические данные о
2) Эта информация носит объективный характер. Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
б) часть этой информации устаревает;
в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в сбоем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
Документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти методы, которые бы позволяли извлечь искомую информацию с достаточной надёжностью. Эти методы включают всё многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследования. Выделяют два основных типа анализа документации:
Традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов.
Необходимо сделать оценку качества документов, которое включает:
1. Выяснение условий, целей и причин создания документа.
2. Установление его авторства.
Иначе
говоря, выясняются факторы достоверности
документального источника
Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты и тому подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т. е. влияние установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учёте различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определённой теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.
Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.
Анализ
основан на единообразных
Его суть заключается в том, чтобы найти и использовать для подсчёта такие признаки документа, которые отражали бы определённые существенные стороны его содержания.
Контент-анализ
целесообразно использовать при
наличии больших текстовых
Подготовка первичных данных для обработки включает редактирование, кодирование, контроль качества данных и ввод их в ЭВМ.