Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:35, контрольная работа
И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем это влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.
Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.……………….…………..…..3
Социологически взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского..7
Психологическое направление Е. Де-Роберти и Н. Кареева……………..11
Легальный марксизм П. Струве и М. Туган-Барановского………….…15
Плюралистическая концепция М. Ковалевского………………………...20
Социологический неопозитивизм П. Сорокина………………………….22
Список литературы………………………………………………….……….28
Как и большинство позитивистов,
он полагал, что социология в классификации
наук идет за биологией и психологией.
В социологической теории Ковалевского
находит место сложное
Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.
Он отрицал наличие единого определяющего фактора. По Ковалевскому, говорить о главном факторе, увлекающем за собой все остальные, — то же самое, что говорить о тех каплях речной воды, которые своим движением обуславливают ее течение. В действительности, считал он, мы имеем дело со множеством факторов, каждый из которых так или иначе связан с массою остальных, ими обуславливается к их обуславливает. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.
Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.
6. Социологический неопозитивизм П. Сорокина.
Достойным продолжением развития
социологической мысли в России
начала и работы известного российского
социолога Питирима Александровича
Сорокина (1889-1968). Его социологические
воззрения формировались в
В конце 1922 г. Он был обязан эмигрировать за границу, поначалу в Германию, потом в Чехословакию, а в конце 1923 г. В США, где он жил и работал до последних дней собственной жизни. «Американский» период научной деятельности П. Сорокина характеризуется обилием работ, получивших обширное международное признание. Посреди них «Социология революции», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная мобильность», базовый четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» и многие остальные. Нужно, но, сказать, что социологическое учение П. Сорокина исходило в целом из одних и тех же принципов, поэтому выделение в нем «русского» и «американского» периодов очень условно.
В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых, социология как наука обязана строиться по типу естественных наук. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Различны объекты исследования тех и остальных наук, но способы исследования этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология обязана учить мир таковым, каков он есть. Всякий нормативизм, т. Е. Субъективное вмешательство в науку с позиций нравственных и остальных норм, обязан быть изгнан из социологии. В этом смысле Истина обязана быть отъединена от Добра, Справедливости и схожих принципов и норм. В -третьих, социология обязана быть «объективной дисциплиной», т. Е. Учить настоящие взаимодействия людей, доступные объективному измерению и исследованию. В-четвертых, поскольку социология желает быть опытной и чёткой наукой, она обязана прекратить всякое «философствование» в смысле сотворения умозрительных, не доказанных наукой построений. В этом отношении, писал П. Сорокин, отменная статистическая диаграмма стоит хоть какого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с философствованием значит и разрыв с идеей монизма, т. Е. Сведения хоть какого явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще М. Ковалевский, монизм в социологии - это попытка решать нескончаемо сложные задачки публичных явлений по способу Уравнения с одним неизвестным. Заместо монизма Сорокин назначил последовательный социологический плюрализм.
Таковы «основные и
руководящие принципы»
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитике изучает строение (структуру) общественного явления и его новные формы. Предмет социальной механики (либо социальной физиологии) -процессы взаимодействия людей, другими словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие общественного явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется Сорокиным как прикладная дисциплина. Делая упор на законы, которые определяет теоретическая социология, она обязана помогать обществу и человеку управлять социальными силами в согласовании с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и доказывает последнюю.
Объектами исследования неопозитивистской социологии Сорокина являются до этого всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и структура общества в целом, а также происходящие в нем социальные процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы взаимодействия двух либо большего числа индивидов. Вот эти-то взаимодействия людей и объявляются им непосредственным предметом исследования социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» содействии индивидов, проявляющемся снаружи в их поведении и деятельности.
В этом заключается существенное различие неопозитивистской социологии Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология Конта ориентирована до этого всего на исследование общества как целостного общественного организма, то предметом непосредственного исследования неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух либо более лиц, образующих так называемые малые группы. Из такового рода элементарных взаимодействий складываются, как он считал, различного рода социальные процессы.
П. Сорокин предложил свои
критерии классификации социальных
групп - односторонние и
Неоднородность общества, его объективное деление на различные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно данной теории, все общество делится на разные слои - страты, которые различаются меж собой по Уровню доходов, видам деятельности, политическим взорам, культурным ориентациям и т. Д. К главным формам социальной гратификации (либо расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация - это естественное и обычное состояние общества. Она объективно обусловлена имеющимся публичным разделением труда, имущественным неравенством, различными политическими ориентациями.
Меняя профессию либо вид деятельности, свое экономическое положение либо политические взоры, человек переходит из одного общественного слоя в другой. Этот процесс получил заглавие социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни в существовании богатых и бедных слоев населения». При этом «люди, принадлежащие к высокому слою в каком-то одном отношении, традиционно принадлежат к тому же слою и по иным характеристикам, и напротив. Представители высших экономических слоев сразу относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и много исключений».
Как считал Сорокин, социальная мобильность - такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на базе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди передвигаются вверх либо вниз по социальной лестнице.
П. Сорокин был глубоко
убежден в том, что все возникающие
в обществе трудности следует
решать на базе разумного управления,
сознательного разрешения социальных
противоречии и предоставления каждому
человеку возможностей для творческого
самовыражения. Он был противником
всяких социальных потрясений, в том
числе революций, и выступал за обычный,
как он писал, эволюционный путь развития.
В собственном труде «
В базовом четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие ^ценность» выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия разъясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействия по самым различным фронтам. Огромное значение придается общечеловеческим ценностям, на базе которых может быть сотрудничество народов. Конкретно к этому постоянно призывал П. Сорокин как ученый и публичный деятель. На склоне собственных лет он выкупил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества соединятся в некое третье интегральное общество, которое "объединит большая часть положительных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа».
Список литературы.
Информация о работе Социологически взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского