Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономическое и социологическое воззрение таких мыслителей, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
Введение…………………………………………………………………………3
1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса……………………………………..…………………………………...4
2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм…7
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба…15
4. Анализ слов К. Маркса………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………….20
В
стремлении общественной мысли найти
качественные особенности этапов человеческой
истории заключается важная предпосылка
формационной теории. Однако сама такая
теория позволила по-новому, на принципиально
ином, научном фундаменте осмыслить
своеобразие и
Согласно
марксизму, смена общественно-
К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит учению об общественно-экономической формации. [5, с.203]
Все
общественные отношения органически
связаны между собой и выражают
взаимозависимость и
Все
общественные отношения делятся, согласно
марксизму, на материальные и идеологические.
Материальные отношения складываются
и проявляются независимо от сознания
и воли людей. Это прежде всего их экономические,
производственно-
Такой
методологический подход нашел ограничение
в учении марксизма о взаимодействии
экономического базиса общества и надстройки.
Экономический базис
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки - политической, правовой, религиозной и т. д. - современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни, в том числе экономическую, социальную, политическую и духовную.
Понятие сферы общественной жизни фиксирует то общее, что характеризует все соответствующие явления общественной жизни в их целостности и в этом своем значении выступает как важная самостоятельная категория исторического материализма.
Сферы общественной жизни:
1)
Экономическая.
2)
Социальная. Человеческое общество
- сложная совокупность
3)
Политическая. Политика есть первая
идеологически организованная
4)
Духовная - целенаправленно организуемая
обществом духовная жизнь.
Изучение
функционирования и развития наиболее
крупных сфер общественной жизни, в
основу которого положено выделение
важнейших и в общем однородных социальных
процессов, весьма важно для характеристики
и анализа общества как единого социального
организма. Единство общества заключается
не в его монолитности. Оно представляет
собой внутренне расчлененную целостность
и потому имеет свою структуру. Деление
общественной жизни на указанные сферы
позволяет изучать общество именно как
структурную целостность, выявлять содержание
и особенности функционирования данных
сфер, их объективное соотношение и взаимную
зависимость. Исходя из научных представлений
о характере их взаимодействия можно сознательно
воздействовать и на развитие всего общества.
Проблема же научного управления обществом
- одна из центральных в марксистской социологии,
хотя она не была эффективно решена на
практике. [2, с.66]
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба.
Социальное развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под которыми он понимает «внутреннюю и необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.
Теория классов и классовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, - это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства. [4, с.363]
Маркс
рассматривал класс с точки зрения
собственности на капитал и средства
производства, разделяя население на
владельцев собственности и неимущих,
на капиталистический класс и
пролетариат. Он признавал существование
групп, не укладывающихся в эти рамки
(таких, как крестьяне или мелкие
собственники), но утверждал, что они
представляют собой пережитки
Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его уверенность в правильности и неизбежности классовой борьбы:
«Вместе с ростом массы одновременно занятых рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»
«Вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов…»
«Условие освобождения рабочего класса есть уничтожение всех классов, точно так же, как условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и всяческих сословий»
«Класс,
совершающий революцию, - уже по одному
тому, что он противостоит другому
классу, - с самого начала выступает
не как класс, а как представитель
всего общества; он фигурирует в
виде всей массы общества в противовес
единственному господствующему
классу». [3, с.158]
4. Анализ слов К. Маркса.
«В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что общественными отношениями, обществом».
Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С какой точки зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество?
Согласно
материалистическому пониманию
истории, важнейшим содержанием
общественного бытия людей
Общество
также можно рассматривать с
точки зрения политических, духовных,
социальных, экономических сферах.
[1, с.29]
Заключение:
Марксизм оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, хотя далеко не всегда оно было удачным. С марксизмом связанно социал-демократическое и отколовшееся от него коммунистическое движение, стремившееся первое - реформаторскими, а второе - радикальными, революционными методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.