Социологическая теория марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономическое и социологическое воззрение таких мыслителей, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса……………………………………..…………………………………...4
2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм…7
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба…15
4. Анализ слов К. Маркса………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

контрольная соц..docx

— 40.15 Кб (Скачать)

    В стремлении общественной мысли найти  качественные особенности этапов человеческой истории заключается важная предпосылка  формационной теории. Однако сама такая  теория позволила по-новому, на принципиально  ином, научном фундаменте осмыслить  своеобразие и последовательность этапов исторического развития.

    Согласно  марксизму, смена общественно-экономических  формаций происходит под влиянием главным  образом экономических факторов, коренящихся в способе производства, с которыми связаны другие факторы  данного процесса, в том числе  социально-политические, идеологические и относящиеся к области духовной культуры. По своей сути это революционный  процесс, в ходе которого один тип  общества сменяется другим. Материальной предпосылкой данного процесса, т. е. социальной революции, является углубляющееся  и обостряющееся несоответствие устаревших экономических отношений  и прогрессивно развивающихся производительных сил общества. Последним становится тесно в рамках старых производственных отношений, их развитие замедляется, что  вызывает кризисные ситуации в развитии способа производства.

    К. Маркс одним из первых разработал представление об обществе как системе, где особое место принадлежит  учению об общественно-экономической  формации. [5, с.203]

    Все общественные отношения органически  связаны между собой и выражают взаимозависимость и взаимодействие людей, находящихся в прямом и  косвенном общении друг с другом. Объективной основой данных отношений  и их взаимосвязи являются прежде всего общественное разделение труда и развитие различных видов деятельности людей.

    Все общественные отношения делятся, согласно марксизму, на материальные и идеологические. Материальные отношения складываются и проявляются независимо от сознания и воли людей. Это прежде всего их экономические, производственно-технологические отношения, а также их материальные отношения к природе. Идеологические отношения складываются сознательно. К ним относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные отношения между людьми. Формируясь под непосредственным воздействием сознания людей, а в конечном счете под влиянием их экономических отношений, идеологические отношения получают затем объективное существование как важные составляющие социальной действительности. Их функционирование осуществляется через соответствующие политические, правовые, религиозные и другие организации и институты.

    Такой методологический подход нашел ограничение  в учении марксизма о взаимодействии экономического базиса общества и надстройки. Экономический базис характеризуется  как совокупность экономических  отношений - реальная экономическая  структура общества. Надстройка - это  политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и другие взгляды социальных субъектов, а  также соответствующие этим взглядам и реализующие их на практике общественные отношения, организации и учреждении. Все эти элементы надстройки взаимодействуют  между собой и влияют, часто  весьма активно, на развитие экономического базиса и всего общества. В этом заключается одно из фундаментальных  проявлений субъективного фактора  общественного развития, роль которого постоянно возрастает, особенно в  настоящее время.

    Исходя  из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и  различных видов надстройки - политической, правовой, религиозной и т. д. - современные  социологи-марксисты выделяют соответствующие  сферы общественной жизни, в том  числе экономическую, социальную, политическую и духовную.

    Понятие сферы общественной жизни фиксирует то общее, что характеризует все соответствующие явления общественной жизни в их целостности и в этом своем значении выступает как важная самостоятельная категория исторического материализма.

    Сферы общественной жизни:

    1) Экономическая. Характеризуется  единством производительных сил  и производственных отношений,  процессов производства, распределения,  обмена и потребления материальных  жизненных средств и т.д. Выступает,  прежде всего, как основа общества  и всех других сфер, как ведущая  причина, условие и предпосылка  исторического процесса, ибо люди, чтобы «делать историю», должны  жить, иметь материальные средства  жизни. Представляет собой высшее  проявление необходимости и вместе  с тем свободы в обществе, становясь  своеобразным вектором для всех  других сфер общественной жизни,  матрицей, эталоном, по образцу которых  они «строятся».

    2) Социальная. Человеческое общество - сложная совокупность различных  групп, их связей и взаимодействий, т.е. оно социально структурировано.  Устойчивые общественные связи  между определенными людьми находят  свое воплощение в особенностях  образа жизни данной социальной  группы, в единстве потребностей, интересов, ценностных ориентаций, стереотипов поведения и других  характеристиках общественных индивидов.  Определенные стороны базисных  и надстроечных явлений «синтезируются»  в одно целое - действительную  общность людей, обладающих наряду  с экономическими и в зависимости  от них и другими чертами  своего социального облика.

    3) Политическая. Политика есть первая  идеологически организованная общественная  сила. Приводя в движение классы  и массы, она становится средством  разрешения назревших общественных  противоречий, включая противоречия  экономической сферы. Не отменяя  экономических законов, политика  ставит в зависимость от политических  решений и акций и способы  реализации их требований, ускоряя,  задерживая или в одном плане  ускоряя, в другом задерживая  экономическое развитие. В классовом  обществе экономические отношения не могут существовать без соответствующего государственно-правового обеспечения.

    4) Духовная - целенаправленно организуемая  обществом духовная жизнь. Делится  на подсистемы: идеологическую, научную,  художественно-эстетическую жизнь,  воспитание, образование. Важную  роль в духовной сфере играет  религия. Каждая из подсистем  этой сферы охватывает собой  определенные фрагменты общественного  сознания. Но эти подсистемы не  сводятся к общественному сознанию. В них представлена и деятельно-продуктивная  сторона духовной жизни, т.е.  сама деятельность по производству, распределению, обращению и потреблению  духовных ценностей. Она институционализирована, т.е. организованна в виде определенных социальных институтов. Эта сфера вырастает буквально из всех сторон общественной жизни. Самым общим синтезирующим показателем всех образований духовной сферы является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого они объединяются между собой. Сознание здесь и результат определенной деятельности (оно производится), и продукт (оно потребляется), и средство (оно - то, с помощью чего получаются новые духовные ценности), и непосредственная цель (ради него создаются научные учреждения, органы образования, творческие союзы, церковь и др.).

    Изучение  функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в  основу которого положено выделение  важнейших и в общем однородных социальных процессов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого социального организма. Единство общества заключается не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость. Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Проблема же научного управления обществом - одна из центральных в марксистской социологии, хотя она не была эффективно решена на практике. [2, с.66] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба.

    Социальное  развитие, по Марксу, происходит в соответствии с определенными законами, под  которыми он понимает «внутреннюю и  необходимую связь» между явлениями. Маркс верил в существование  универсальных и неизменных исторических законов, лежащих в основе развития человечества. Он считал, что противоречия, борьба противоположностей есть источник движущей силы развития. Восхождение  от абстрактного к конкретному у него рассмотрено как общенаучный метод познания.

    Теория  классов и классовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения  класса, хотя реконструированное определение  на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, - это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства. [4, с.363]

    Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс и  пролетариат. Он признавал существование  групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что они  представляют собой пережитки докапиталистической  экономики, которые будут исчезать по мере созревания капиталистической  системы. Категория класса для Маркса означает нечто большее, чем простое  средство описания экономических позиций различных социальных групп - он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.

    Приведенные ниже высказывания К. Маркса окончательно подтверждают его уверенность в  правильности и неизбежности классовой  борьбы:

    «Вместе с ростом массы одновременно занятых  рабочих растет и их сопротивление, а в связи с этим неизбежно  растет давление капитала, направленное на то, чтобы подавить это сопротивление»

    «Вся  прежняя история, за исключением  первобытного состояния, была историей борьбы классов…»

    «Условие  освобождения рабочего класса есть уничтожение  всех классов, точно так же, как  условием освобождения третьего сословия, буржуазии, было уничтожение всех и  всяческих сословий»

    «Класс, совершающий революцию, - уже по одному тому, что он противостоит другому  классу, - с самого начала выступает  не как класс, а как представитель  всего общества; он фигурирует в  виде всей массы общества в противовес единственному господствующему  классу». [3, с.158] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Анализ слов К.  Маркса.

    «В  производстве люди вступают в отношения  не только к природе. Они не могут  производить, не соединяясь известным  образом  для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что общественными отношениями, обществом».

    Сводится  ли, с вашей точки зрения, понятие  общества только к общественным отношениям? С какой точки зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество?

    Согласно  материалистическому пониманию  истории, важнейшим содержанием  общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря которому удовлетворяется их разнообразные материальные и другие потребности. В конечном счете «способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Он в разной степени воздействует на развитие указанных сфер жизни общества. В этом смысле способ производства выступает как материальная основа существования и развития общества – системообразующее начало, связывающее в единое целое все проявления общественной жизни. Таким образом понятие общества сводится к общественным отношениям.

    Общество  также можно рассматривать с  точки зрения политических, духовных, социальных, экономических сферах. [1, с.29] 
 
 
 
 
 

    Заключение:

    Марксизм  оказал мощное воздействие не только на сферу идей, но и на практику, внес свой вклад в преобразование мира, хотя далеко не всегда оно было удачным. С марксизмом связанно социал-демократическое и отколовшееся от него коммунистическое движение, стремившееся первое - реформаторскими, а второе - радикальными, революционными методами преодолеть противоречия капитализма и утвердить принципы социальной справедливости.

Информация о работе Социологическая теория марксизма