Социологическая теория марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономическое и социологическое воззрение таких мыслителей, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса……………………………………..…………………………………...4
2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм…7
3. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба…15
4. Анализ слов К. Маркса………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

контрольная соц..docx

— 40.15 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………………3

1. От идеалистического к материалистическому пониманию исторического процесса……………………………………..…………………………………...4

2. Материалистическое  понимание К. Марксом и Ф.  Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный  организм…7

3. Марксистская  теория социальных систем. Классы  и классовая борьба…15

4. Анализ  слов К. Маркса………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  использованной литературы………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Наряду  с социологическими учениями О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и М. Вебера, других социологов широкое распространение  во второй половине XIX и в ХХ вв. получила социология марксизма. Она заявила о себе как о научном истолковании исторического процесса, базирующемся на объективных данных исторической, экономической, социологической и других наук. Развитие разработанного К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистического понимания истории было продолжено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ в. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относились, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

    Марксистская  социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономическое и социологическое воззрение таких мыслителей, как А. Смит, Д. Рикардо, К.А. Сен-Симон и др. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

    Марксистская  социология остается одной из наиболее влиятельных и в настоящее время и противостоит многим другим классическим и современным социологическим теориям.

    Целями  данной контрольной работы являются – рассмотрение темы «Социологическая теория марксизма» и анализ слов К. Маркса согласно методических указаний.

    1. От идеалистического  к материалистическому  пониманию исторического  процесса.

    Многие  домарксистские и современные социологические  теории исходили и исходят  из того, что человеческое общество развивается в конечном счете при определяющем влиянии некоего духовного начала: мирового разума или же мировой воли, Бога, а также благодаря созданию самих людей. Последнее не редко характеризуется как проводники воли Бога или же космического разума и вместе с тем как творцы культуры, которую они создают исходя из своих интнресов, целей и идеалов. Определяющим при этом выступает сознание, производным от которого оказывается бытие людей, их культура и образ жизни.

    Многие  представители социологии как науки  об обществе основными субъектами исторического  процесса объявляют отдельных индивидов, действующих исходя из своего понимания  окружающего мира, своих целей  и способности к той или  иной деятельности.

    Марксистская  теория базируется на ином подходе. Как  отмечали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих  Энгельс (1820-1895), предпосылки, с которых  они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся  между собой во взаимном общении  и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального  производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека. [1, с.26]

    В таком подходе заключается «сведение  индивидуального к социальному», что характеризовалось  В.И. Лениным (1870-1924) как важнейший принцип  марксистской социологии и явилось  первым решающим шагом к определению  и осмыслению объективной социальной основы деятельности и поведения  людей и тем самым к материалистическому  пониманию истории.

    Следующий шаг в этом направлении заключается  в обосновании роли материальных побудительных сил деятельности людей. Маркс и Энгельс никогда  не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности. Например, они придавали большое значение содержанию и направленности этих мотивов.

    Однако, с точки зрения марксизма, намерения  и цели людей, вся система их внутренней мотивации в области экономической, политической и иной деятельности обусловлена в конечном счете объективными факторами исторического процесса, находящими свое обобщенное выражение в действии объективных социальных законов. Исходя из этого делается вывод, что «идеальные побудительные силы», т.е. внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причинами исторических событий. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами, «каковы побудительные силы этих побудительных сил». [3, с.153]

    К последним Маркс и Энгельс  относили прежде всего материальные условия жизни общества и вытекающие из них материальные потребности и интересы социальных субъектов.

    Материальные  потребности и интересы обусловливают  поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории. Маркс писал, что  он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов.

    При этом имеют в виду как личные, так и общие материальные интересы. Последние, будучи интересами больших и малых социальных групп, выражают, по словам Маркса, «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд». Другими словами, различное положение социальных групп в системе общественного развития труда обусловливают различные материальные интересы, которые выступают в качестве побудительных сил их производственной и иной деятельности.

    С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи произвольным от общественного бытия людей, имеет  также свою логику развития, вбирает  в себя то жизненно важное, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания. Трудно переоценить значение науки и искусства, передовых идей в области морали, политики и права в развитии современного общественного сознания и общества в целом. И это их значение постоянно повышается. [2, с.59] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм.

    Социология  марксизма устами своих основоположников Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) заявила о себе как о  научном истолковании исторического  процесса, базирующемся на объективных  данных исторической, экономической, социологической  и других наук. Разработанное К. Марксом  и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории было продолжено в своем развитии Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, А. Лабриолой, А. Грамши и другими видными представителями марксизма ХХ века. В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней не относится, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.

    Марксистская  социология - это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслителей предшествующего периода, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диаоектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе. [4, с.360]

    В историческом материализме понятие  «прогресс» обозначает восходящее общественное развитие, движение общества вперед.

    Углубляя  и развивая философский материализм, Маркс довел его до конца, распространил  его познание природы на познание человеческого общества. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились  поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как  из одного уклада общественной жизни  развивается, впоследствии роста производительных сил, другой, более высокий, - из крепостничества, например, вырастает капитализм.

    К. Маркс употреблял термин «общество» по крайней мере в двух смыслах:

    1) общество трактовалось им как  материальное образование, обособившееся  от природы и соотносимое с  ней, как человеческое общество, человечество;

    2) как конкретное индивидуальное  общество, «социальный организм»  в единстве его общих, особенных  и единичных признаков.

    Теперь - со времени появления «Капитала» - материалистическое понимание истории  уже не гипотеза, а научно доказанное положение.

    Марксизм - идеология освободительного движения рабочего класса, практически разрешающего величайшую прогрессивную задачу ликвидации социального Гента, построения коммунистического  общества. И чем значительнее были успехи этого прогрессивного движения, тем враждебнее становилось отношение  буржуазных идеологов к самой  этой идее. Если представители ХVIII века считали, что развитие общества пойдет в будущем по пути безграничного прогресса, то О. Конт и Г. Спенсер находят, что все главные идеи прогресса уже воплощены в буржуазном обществе и дальнейшее развитие буде эволюционным совершенствованием этого общества. В последние годы своей жизни Г. Спенсер отказывается от термина «прогресс» и заменяет его весьма неопределенным понятием «эволюция». [2, с.62]

    Неразрешимость  социальных антагонизмов в условиях капитализма превращают переход  от капитализма к социализму в  центральную проблему дальнейшего  общественного прогресса. Внимание именно к данной проблеме свидетельствует  о строгой научности и тесной связи марксизма с насущными  задачами общественного развития. Но это не означает отрицания общей  идеи общественного прогресса и  необходимости всестороннего рассмотрения исторического процесса в целом.

    Если  понятие общественного прогресса  может быть лишь адекватным отражением объективно существующей направленности исторического процесса, то критерий его - отражением наиболее устойчивых моментов этой направленности, того, что  представляет собой ее сущность.

    В ходе истории непрерывно воссоздаются в расширенных масштабах наряду с объективными возможностями прогресса  и стимулы, и средства реализации. Тем самым общественный прогресс выступает как объективно существующая восходящая направленность саморазвития общества, как историческая необходимость  такого движения.

    Основным, четко фиксируемым исторической наукой направлением исторического  процесса является переход человечества от одной общественно-экономической  формации к другой.

    Общественно-экономическая формация - социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Общественно-экономические формации соответствуют периодам всемирной истории, последовательно сменяющим друг друга. Маркс выделяет пять основных формаций: первобытнообщинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, отдельно упомянув об азиатском способе производства. [1, с.28]

    В основе формационных ступеней исторического  процесса и соответственно формационных типов конкретного общества лежит  общественный способ производства и  производственные отношения в виде его стороны. Субъектами общественных отношений являются общественные индивиды.

    Соответствие  формационных ступеней исторического  процесса высоте производительных сил  позволяет вполне однозначно утверждать, что развитие производительных сил  выступает в качестве «высшего критерия общественного прогресса».

    Формирование  общественно-экономической формации соподчинено с разработкой материалистического  понимания истории. Теоретический  же результат принадлежит к разряду таких фундаментальных достижений человеческой мысли, которые превращают соответствующие знания в подлинную науку.

Информация о работе Социологическая теория марксизма