Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:00, контрольная работа
3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом.» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, С.441.)
Введение……………………………………………………………………2
1.	Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм….………………………………………………………………………3
2.	Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба……………………………………………………………………………..9
Необходимо отметить многозначность марксова термина «класс». Одни и те же категории выступают у него то как класс, то как часть класса, то как сословие. Класс земельных собственников он рассматривает иногда как часть класса буржуазии, иногда как самостоятельный класс.
И все же дихотомическое классовое деление было у Маркса преобладающим. В этом сказалось влияние и гегелевской диалектики, и его революционного темперамента. Но такое видение классовой структуры было связано и с социологическими представлениями Маркса об этом предмете. Во-первых, он понимал дихотомическое деление классов не только как реальное, но и как идеально-типическое, о чем свидетельствует его анализ внутриклассовых, внеклассовых и межклассовых социальных категорий. Во-вторых, дихотомическая картина классов была связана с марксовым пониманием базовой тенденции их развития - тенденции к поляризации.
    Хотя 
Маркс и признает существование 
в современном 
    Предсказания 
Маркса об исчезновении средних классов, 
об абсолютном и относительном обнищании 
пролетариата при капитализме к 
настоящему времени не осуществились. 
Представление о том, что социальное 
развитие - это непрерывная борьба 
классов, выступающая в качестве 
движущей силы этого развития, было, 
разумеется, односторонним и упрощенным. 
Оно фиксировало внимание только 
на классовом конфликте, оставляя без 
внимания, во-первых, внеклассовые социальные 
конфликты, во-вторых, сотрудничество 
между классами, которое подчеркивал 
Конт. В работах Маркса для социологического 
изучения классов имели значение 
не столько его классовые 
Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество?
С моей точки зрения, понятие общества действительно сводится к общественным отношениям. В процессе своей практической деятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу. При этом люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Общество - прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу.
Следовательно, исходя из содержания общественных отношений общество можно рассматривать с любой сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная и др.). Все сферы общественной жизни в конечном счете характеризуют общество как целостную систему.
Заключение 
Социология марксизма - теория социального развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине - второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Выделим основные принципы марксистского учения об обществе:
    1) 
признание закономерности 
    2) 
признание причинной 
    3) 
поступательный прогрессивный 
    4) 
естественно-исторический 
5) объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса.
    6) 
положение личности как 
7) теория социальных классов и классовой борьбы и др.
В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.
    Это, 
прежде всего материалистическое понимание 
истории, выработанное на основе исследования 
реального содержания исторического 
процесса, его объективных 
 
 
Список 
использованной литературы 
Доработка
Базис и надстройка, понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определенного общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественное надстройке.
    В 
классовом обществе базис и надстройка 
носят классовый характер. В силу 
антагонистической природы 
      Связь базиса и надстройки 
носит диалектический характер. Раз возникнув 
на определенном базисе, надстройка оказывает 
обратное и притом мощное воздействие 
на базис и развитие общества в целом. 
В этом взаимодействии определяющую роль 
в конечном счете играет базис. При этом 
различные элементы надстройки неодинаково 
связаны с базисом и испытывают его влияние 
и, в свою очередь, влияют на него непосредственно 
(например, политика) или более опосредованно 
(например, философия). Обратное воздействие 
надстройки имеет различный характер. 
Ф. Энгельс, характеризуя роль государства 
как политической надстройки, писал: "Обратное 
действие государственной власти на экономическое 
развитие может быть троякого рода. Она 
может действовать в том же направлении 
— тогда дело идет быстрее; она может действовать 
против экономического развития — тогда 
в настоящее время у каждого крупного 
народа она терпит крах через известный 
промежуток времени; или она может ставить 
экономическому развитию в определенных 
направлениях преграды и толкать его в 
других направлениях. Этот случай сводится, 
в конце концов, к одному из предыдущих. 
Однако ясно, что во втором и третьем случаях 
политическая власть может причинить 
экономическому развитию величайший вред 
и может вызвать растрату сил и материала 
в массовом количестве" (Маркс К. и Энгельс 
Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 417
    ). То, 
что здесь сказано о роли государства, 
можно сказать о роли надстройки в целом. 
Надстройка, таким образом, всегда играет 
активную роль в обществе. 
      Надстройка общества как 
целое живет одну эпоху. Однако в силу 
ряда исторических условий, тенденций 
отставания общественного сознания от 
общественного бытия, неравномерности 
развития отдельных частей надстройки, 
а также в силу некоторых общих черт, свойственных 
всем антагонистическим формациям, некоторые 
идеологические формы, общественные идеи 
и учреждения переживают эпоху, в которую 
они возникли, и существуют в последующих 
общественных формациях. При переходе 
от одной общественной формации к другой, 
соответственно при смене одного базиса 
и надстройки другими базисом и надстройкой, 
уничтожаются, ликвидируются революционными 
силами реакционный базис и элементы надстройки. 
И, наоборот, сохраняется все великое, 
передовое в области духовной культуры, 
нравственности и искусства, что создает 
преемственность в историческом развитии 
общества. В то же время некоторые элементы 
надстройки могут существовать как пережитки.