Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:00, контрольная работа
3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом.» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, С.441.)
Введение……………………………………………………………………2
1. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм….………………………………………………………………………3
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба……………………………………………………………………………..9
Необходимо отметить многозначность марксова термина «класс». Одни и те же категории выступают у него то как класс, то как часть класса, то как сословие. Класс земельных собственников он рассматривает иногда как часть класса буржуазии, иногда как самостоятельный класс.
И все же дихотомическое классовое деление было у Маркса преобладающим. В этом сказалось влияние и гегелевской диалектики, и его революционного темперамента. Но такое видение классовой структуры было связано и с социологическими представлениями Маркса об этом предмете. Во-первых, он понимал дихотомическое деление классов не только как реальное, но и как идеально-типическое, о чем свидетельствует его анализ внутриклассовых, внеклассовых и межклассовых социальных категорий. Во-вторых, дихотомическая картина классов была связана с марксовым пониманием базовой тенденции их развития - тенденции к поляризации.
Хотя
Маркс и признает существование
в современном
Предсказания
Маркса об исчезновении средних классов,
об абсолютном и относительном обнищании
пролетариата при капитализме к
настоящему времени не осуществились.
Представление о том, что социальное
развитие - это непрерывная борьба
классов, выступающая в качестве
движущей силы этого развития, было,
разумеется, односторонним и упрощенным.
Оно фиксировало внимание только
на классовом конфликте, оставляя без
внимания, во-первых, внеклассовые социальные
конфликты, во-вторых, сотрудничество
между классами, которое подчеркивал
Конт. В работах Маркса для социологического
изучения классов имели значение
не столько его классовые
Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество?
С моей точки зрения, понятие общества действительно сводится к общественным отношениям. В процессе своей практической деятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу. При этом люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Общество - прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу.
Следовательно, исходя из содержания общественных отношений общество можно рассматривать с любой сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная, духовная и др.). Все сферы общественной жизни в конечном счете характеризуют общество как целостную систему.
Заключение
Социология марксизма - теория социального развития общества, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине - второй половине XIX века. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Выделим основные принципы марксистского учения об обществе:
1)
признание закономерности
2)
признание причинной
3)
поступательный прогрессивный
4)
естественно-исторический
5) объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса.
6)
положение личности как
7) теория социальных классов и классовой борьбы и др.
В настоящее время социология марксизма подвергается основательной и порой справедливой критике. Но как бы к ней ни относиться, она является одним из течений современной социологической мысли и имеет своих сторонников во многих странах мира.
Это,
прежде всего материалистическое понимание
истории, выработанное на основе исследования
реального содержания исторического
процесса, его объективных
Список
использованной литературы
Доработка
Базис и надстройка, понятия исторического материализма, обозначающие общественные отношения исторически определенного общества как целостную систему, в которой материальные отношения представляют его реальный базис, основание общества, а политические и идеологические отношения — надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную. Базис общества — это совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.
Историческое изменение базиса вызывается и обусловливается изменением характера производительных сил общества. Исторически определенный базис определяет собой характер, тип общественной надстройки. Переворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественное надстройке.
В
классовом обществе базис и надстройка
носят классовый характер. В силу
антагонистической природы
Связь базиса и надстройки
носит диалектический характер. Раз возникнув
на определенном базисе, надстройка оказывает
обратное и притом мощное воздействие
на базис и развитие общества в целом.
В этом взаимодействии определяющую роль
в конечном счете играет базис. При этом
различные элементы надстройки неодинаково
связаны с базисом и испытывают его влияние
и, в свою очередь, влияют на него непосредственно
(например, политика) или более опосредованно
(например, философия). Обратное воздействие
надстройки имеет различный характер.
Ф. Энгельс, характеризуя роль государства
как политической надстройки, писал: "Обратное
действие государственной власти на экономическое
развитие может быть троякого рода. Она
может действовать в том же направлении
— тогда дело идет быстрее; она может действовать
против экономического развития — тогда
в настоящее время у каждого крупного
народа она терпит крах через известный
промежуток времени; или она может ставить
экономическому развитию в определенных
направлениях преграды и толкать его в
других направлениях. Этот случай сводится,
в конце концов, к одному из предыдущих.
Однако ясно, что во втором и третьем случаях
политическая власть может причинить
экономическому развитию величайший вред
и может вызвать растрату сил и материала
в массовом количестве" (Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 417
). То,
что здесь сказано о роли государства,
можно сказать о роли надстройки в целом.
Надстройка, таким образом, всегда играет
активную роль в обществе.
Надстройка общества как
целое живет одну эпоху. Однако в силу
ряда исторических условий, тенденций
отставания общественного сознания от
общественного бытия, неравномерности
развития отдельных частей надстройки,
а также в силу некоторых общих черт, свойственных
всем антагонистическим формациям, некоторые
идеологические формы, общественные идеи
и учреждения переживают эпоху, в которую
они возникли, и существуют в последующих
общественных формациях. При переходе
от одной общественной формации к другой,
соответственно при смене одного базиса
и надстройки другими базисом и надстройкой,
уничтожаются, ликвидируются революционными
силами реакционный базис и элементы надстройки.
И, наоборот, сохраняется все великое,
передовое в области духовной культуры,
нравственности и искусства, что создает
преемственность в историческом развитии
общества. В то же время некоторые элементы
надстройки могут существовать как пережитки.