Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:00, контрольная работа
3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом.» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, С.441.)
Введение……………………………………………………………………2
1. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм….………………………………………………………………………3
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба……………………………………………………………………………..9
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………
Сводится ли, с вашей точки зрения, понятие общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме экономической, можно рассматривать общество? ……………………………………………...17
Заключение…………………...…………………………
Список
использованной литературы……………………………………...19
Введение
Марксизм – одно из течений социологической мысли конца XIX – начала XX вв. Основоположниками марксизма являются К. Маркс (1818-1883гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895гг.). Марксистская социология – материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.
Марксистская
социология осуществила переворот в науке
об обществе, положивший основание подлинно
научной социологии. «Как Дарвин положил
конец воззрению на виды животных и растений,
как на ничем не связанные, случайные,
“богом созданные” и неизменяемые, и
впервые поставил биологию на вполне научную
почву, установив изменяемость видов и
преемственность между ними, - так и Маркс
положил конец воззрению на общество,
как на механический агрегат индивидов,
допускающий всякие изменения по воле
начальства (или, все равно, по воле общества
и правительства), возникающий и изменяющийся
случайно, и впервые поставил социологию
на научную почву, установив понятие общественно-экономической
формации, как совокупности данных производственных
отношений, установив, что развитие таких
формаций есть естественно-исторический
процесс» [ 1, с. 139].
1. Материалистическое
понимание К. Марксом и Ф.
Энгельсом исторического
Марксистская
социология – это прежде всего
материалистическое понимание истории.
На становление социологии марксизма
оказали влияние диалектика Г.Гегеля,
а также социологические и
политико-экономические
Что же такое материалистическое понимание истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в известном предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [9, С. 6-7].
Материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности развития общества, роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.
Согласно Марксу и Энгельсу, общество – совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека. В таком подходе заключается основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному".
Роль материальных побудительных сил деятельности людей – материальные потребности и интересы, которые обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и теории. При этом имеются в виду как их личные, так и общие материальные интересы. Различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы. Маркс писал, что он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов.
Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания – обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». [10, С.53] Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Последнее, по словам Маркса, не имеет собственной истории, т.к. оно производно от общественного бытия и отражает его историю. Субъектами собственного сознания выступают различные социальные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания. С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи производным от общественного бытия людей, имеет свою логику развития, вбирает в себя то, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания.
Согласно
материалистическому пониманию
истории, важнейшим содержанием
общественного бытия людей
Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и т. д. Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.
Важно, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят производство, распределение, обмен и потребление. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла - потреблению. «Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно», - отмечает он. И далее он акцентирует эту мысль: «...Только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительным платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, не является действительным домом» [8, С.27]. Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе.
Диалектическое взаимодействие производительных сил и производственных отношений:
1) производительные силы общества определяют содержание произ-водственных отношений;
2) производственные отношения должны способствовать развитию и эффективному использованию производительных сил.
Этим
требованиям и должны соответствовать
складывающиеся производственные отношения.
Если последние не способствуют развитию
и эффективному использованию производительных
сил, то в обществе возникают тупиковые,
кризисные экономические
Но помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют «реальный базис», структуру общества, в социальной системе Маркс выделяет надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, «выше» - остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области общественного сознания: мораль, науку, религию, искусство. То, что надстройка - это надстройка над базисом, а базис - это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием.
Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и религия - это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.
С точки зрения марксизма общество - целостный социальный организм, в котором отражается единство экономических, политических, правовых и других общественных отношений. Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. Объективной основой общественных отношений являются:
Общественные отношения подразделяются на:
Материальные отношения не зависят от воли людей. Они отражают общественные отношения существующие "здесь и сейчас". Идеологические отношения складываются сознательно. Они отражают функцию, трансформирующую отношения "здесь и сейчас" в отношения «будущего», или "прошлого". Отсутствие функции, отражающей "коллективно-бессознательное", способствует "откату" общества в "Прошлое".
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки – политической, правовой, религиозной и т.д. – выделяют соответствующие сфера общественной жизни:
Изучение
сфер общественной жизни важно для
характеристики и анализа общества как
единого социального организма. Деление
общественной жизни на указанные сферы
позволяет изучать общество именно как
структурную целостность, выявлять содержание
и особенности функционирования данных
сфер, их объективное соотношение и взаимную
взаимосвязь. Исходя из научных представлений
о характере их взаимодействия можно сознательно
воздействовать и на развитие всего общества.
Проблема научного управления обществом
– одна из центральных в марксистской
социологии, хотя она не была эффективно
решена на практике.
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба