Социологическая теория марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом.» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, С.441.)

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм….………………………………………………………………………3
2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба……………………………………………………………………………..9

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 48.48 Кб (Скачать)

Содержание

Стр.

    Введение……………………………………………………………………2

  1. Материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм….………………………………………………………………………3
  2. Марксистская теория социальных систем. Классы и классовая борьба……………………………………………………………………………..9
  3. Проанализируйте слова К. Маркса: «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство… Производственные отношения в своей совокупности образуют то, что называют общественными отношениями, обществом.» (Маркс К., Энгельс Ф. Наемный труд и капитал: Полное собр. соч., т. 6, С.441.)

    Сводится  ли, с вашей точки зрения, понятие  общества только к общественным отношениям? С каких точек зрения, кроме  экономической, можно рассматривать  общество? ……………………………………………...17

    Заключение…………………...…………………………………………….18

    Список  использованной литературы……………………………………...19 
     
     
     
     
     

Введение 

    Марксизм  – одно из течений социологической  мысли конца XIX – начала XX вв. Основоположниками марксизма являются К. Маркс (1818-1883гг.) и Ф. Энгельс (1820-1895гг.). Марксистская социология – материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей.

    Марксистская  социология осуществила переворот в науке об обществе, положивший основание подлинно научной социологии. «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, “богом созданные” и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, - так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» [ 1, с. 139]. 
 
 
 

     
 
 

1. Материалистическое  понимание К. Марксом и Ф.  Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный  организм 

    Марксистская  социология – это прежде всего  материалистическое понимание истории. На становление социологии марксизма  оказали влияние диалектика Г.Гегеля, а также социологические и  политико-экономические воззрения  мыслителей предшествующего периода (А. Смит, К. Сен-Симон и др.).

    Что же такое материалистическое понимание  истории в марксовой трактовке? Суть этого понимания выражена в  известном предисловии Маркса к работе «К критике политической экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [9, С. 6-7].

    Материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности развития общества, роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

    Согласно  Марксу и Энгельсу, общество – совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека. В таком подходе заключается основной принцип марксистской социологии – «сведение индивидуального к социальному".

    Роль  материальных побудительных сил деятельности людей – материальные потребности и интересы, которые обусловливают поведение и деятельность людей, их стремления, психологический настрой, идеи и  теории. При этом имеются в виду как их личные, так и общие материальные интересы. Различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы. Маркс писал, что он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов.      

    Одна  из фундаментальных сторон материалистического понимания – обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». [10, С.53] Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Последнее, по словам Маркса, не имеет собственной истории, т.к. оно производно от общественного бытия и отражает его историю. Субъектами собственного сознания выступают различные социальные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания. С точки зрения марксистской социологии общественное сознание, будучи производным от общественного бытия людей, имеет свою логику развития, вбирает в себя то, что накоплено в области науки, искусства, морали, религии и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания.  

    Согласно  материалистическому пониманию  истории, важнейшим содержанием  общественного бытия людей является производство материальных благ, благодаря  которому удовлетворяются их разнообразные  материальные и другие потребности. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" [10, С.55].

    Способ  производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. К производительным силам относятся все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень науки и т. д. Производственные отношения, вторая сторона способа производства, выражается, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства.

    Важно, что Маркс часто понимает производство как общий цикл движения производимого блага, куда входят производство, распределение, обмен и потребление. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен. Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла - потреблению. «Без производства нет потребления, но и без потребления нет производства, так как производство было бы в таком случае бесцельно», - отмечает он. И далее он акцентирует эту мысль: «...Только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительным платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, не является действительным домом» [8, С.27]. Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе.

    Диалектическое  взаимодействие производительных сил  и производственных отношений:

1) производительные силы общества определяют содержание произ-водственных отношений;

2) производственные отношения должны способствовать развитию и эффективному использованию производительных сил.

    Этим  требованиям и должны соответствовать  складывающиеся производственные отношения. Если последние не способствуют развитию и эффективному использованию производительных сил, то в обществе возникают тупиковые, кризисные экономические ситуации, происходит спад производства. Все  это ставит общество перед необходимостью замены изживших производственных отношений  новыми, более прогрессивными. Эта  объективная необходимость рано или поздно осознается людьми и реализуется  на практике.

    Но  помимо производительных сил и производственных отношений, которые составляют «реальный базис», структуру общества, в социальной системе Маркс выделяет надстройку, или суперструктуру. В нее Маркс включает прежде всего юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе других институтов и отношений к базису) и далее, точнее, «выше» - остальные сферы социальной жизни, которые, как и право и политика, относятся к области общественного сознания: мораль, науку, религию, искусство. То, что надстройка - это надстройка над базисом, а базис - это базис надстройки, делает тезис об определяющем влиянии одного на другую бессмысленным. Маркс понимал относительную автономию надстройки по отношению к базису и ее обратное воздействие на него. Но в целом он был убежден в том, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчасти политика; все же остальные сферы обладают лишь ограниченным собственным бытием.

    Такая позиция в трактовке социальной системы резко отличала Маркса от Конта, для которого наука, мораль и  религия - это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью и выступающие в роли марксовых производительных сил.

    С точки зрения марксизма общество - целостный социальный организм,  в котором отражается единство  экономических, политических, правовых и других общественных отношений.  Субъекты общественных отношений: социальные группы, в том числе классовые и национальные, а также отдельные индивиды. Объективной основой общественных отношений являются:

  1. общественное разделение труда;
  2. развитие различных видов деятельности людей.

Общественные  отношения подразделяются на:

  1. материальные общественные отношения (экономические, производственно-технологические, материальные отношения к природе);
  2. идеологические общественные отношения (политические, нравственные, религиозные, правовые, эстетические).
 

       Материальные  отношения не зависят от воли людей. Они отражают общественные отношения существующие "здесь и сейчас". Идеологические отношения складываются сознательно. Они отражают функцию, трансформирующую отношения "здесь и сейчас" в отношения «будущего», или "прошлого". Отсутствие функции, отражающей "коллективно-бессознательное", способствует  "откату" общества в "Прошлое".

    Исходя  из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и  различных видов надстройки –  политической, правовой, религиозной  и т.д. – выделяют соответствующие  сфера общественной жизни:

  1. экономическая - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;
  2. социальная - сфера взаимодействия социальных групп и национальных общностей по поводу социальных условий их жизнедеятельности;
  3. политическая сфера - совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических институтов;    
  4. духовная сфера - наука, образование, мораль, воспитание, искусство, религия, т.е. утверждение духовных начал в поведении и деятельности людей.

    Изучение  сфер общественной жизни важно для  характеристики и анализа общества как единого социального организма. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную взаимосвязь. Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Проблема научного управления обществом – одна из центральных в марксистской социологии, хотя она не была эффективно решена на практике.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 

2. Марксистская  теория социальных систем. Классы  и классовая борьба

Информация о работе Социологическая теория марксизма