Социологическая теория Э. Дюркгейма

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:51, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог и мыслитель, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Был приверженцем классического научного метода в социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.

Содержание

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………………….2
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества………………………………………………………………………….7
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

КР по СОЦИОЛОГИИ.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     На  поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное  общество, сокращается тирания коллективного  сознания и возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Ее нынешняя форма – промышленная компания. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Их круг общения – не род, а профессия. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.

     В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается  коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем  примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. [1;31]

     Плодотворность  теории Дюркгейма в том, что пользуясь  ею, можно более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном обществе. К примеру, совершенно ясно, что чем органичнее является общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму.

     От  степени солидарности зависит состояние  общества - нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для  социологии - аномия (патология общества) - ощущение отсутствия норм, возникающее  в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

     Патологичные  формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация  труда, деградация рабочей силы, классовые  конфликты. Основной путь решения проблемы - реформы.

     Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления  социального организма, которые  вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и  вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление".

     Со  временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются  всевозможные социальные патологии, связанные  с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.[5;40-43]

     Под термином "аномия" ("беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и  норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

     Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной  работе Дюркгейма "Самоубийство", где на большом статическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.[1;32] 
 
 
 
 
 
 

    Что такое парадигма  в социологической  интерпретации? Какие  парадигмы можно  выделить в социологии?

      Основу существования и развития в социологии различных научных направлений составляет приверженность социологов различным парадигмам.

      Парадигма ( от греч. paradeigma – пример, образец) – это принятый в данном научном сообществе способ постановки и решения исследовательских проблем.

      Понятия «парадигма» было введено в социологию американским историком и социологом Томасом Куном.

      Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временны е границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания.

      Чем парадигмы удаленней от нас во времени, тем более бесспорным и  очевидным выглядит их «парадигмальный» характер. И наоборот, чем они  ближе к современности, тем больше расхождений внутри научного сообщества, тем сложнее определить, является ли парадигма парадигмой.

      Хотя  совершенно исключить элементы произвольности невозможно и при «парадигмальном» подходе к истории социологии, здесь они минимизированы благодаря  тому, что в качестве критерия отбора и изучения тех или иных фактов истории науки берутся не субъективные предпочтения историка, а общепризнанные в научном сообществе достижения. Это позволяет давать достаточно полную и адекватную картину развития социологического знания.[4;74-75]

      В современной социологии существует пять основных парадигм, на которые  опираются различные концепции. Они различаются в зависимости  от того, как авторы понимают социальную реальность.

      Парадигма "социальных факторов" сводит социальную реальность к двум группам этих факторов - социальным структурам и социальным институтам, которые отождествляются с понятиями реальных вещей. В рамках этой парадигмы выделяются два основных теоретических направления: структурно-функциональный анализ и концепции социального конфликта.

      Структурный функционализм (Т.Тарсонс, Р.Мертон) берет  начало от идей Спенсера об обществе как  живом организме, в котором каждый орган имеет специфические функции, а связанные между собой внутри организма они образуют целостную  систему. Основные положения этой теории: общество - система взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое, каждая часть специализируется на выполнении каких-либо определенных функций, удовлетворении каких-либо потребностей общества. Все части вместе направлены на поддержание устойчивости общественной системы, но в обществе должны быть и специальные внутренние механизмы контроля.

      Слабые  стороны функционализма: статичный, внеисторический подход к изучению общества. Идеологически ориентирован на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса конфликтов, постоянное наличие которых он не способен объяснить.

      Теории  социального конфликта сформировались главным образом на основе идей Маркса, полагавшего, что в основе развития общества - конфликт антагонистических классов рабочих и капиталистов. У них нет общих ценностей, поэтому они обречены на конфликт, революцию.

      Современные конфликтологи  в основе развития общества также видят, прежде всего, противоречия, но для них главные  причины конфликтов не экономические, а политические - борьба за власть. Отличительная черта любого общества - господство, конфликт, подавление. Вся общественная структура основана на власти одних групп над другими (мать - ребенок, хозяин - раб, офицер - солдат). У различных социальных групп в обществе различные интересы, когда люди осознают общие интересы, они объединяются в общественные классы (профсоюзы, партии и т.д.). Конфликты обостряются, если власть сосредоточена в одних руках и нет механизма ее распределения.

      Большинство представителей этого направления подчеркивают, что конфликты в обществе - естественное и нормальное явление, они - основа развития, т.е. они функциональны и позитивны. Конфликтами можно и нужно управлять, их можно даже сознательно использовать как инструмент управления и развития.

      У истоков парадигмы "социальных дефиниций" лежат работы немецкого социолога  Макса Вебера (1864 - 1920). Социальная реальность здесь рассматривается через  способ понимания людьми социальных факторов. Само социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. Здесь существуют следующие теоретические направления: символические интеракционализм, феноменология, этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мед, Г. Гарфинкель.

      Парадигма "социального поведения" опирается  на психологическую ориентацию в  американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и  теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является Б. Скиннер, второй - Д. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблемах ожидаемого вознаграждения и наказания нежелательного социального поведения.

      Парадигма "психологического детерминизма" возникла на основе учения австрийского психиатра З.Фрейда (1856 - 1939). Социальная реальность в ней рассматривается  через призму извечного конфликта  индивида и общества.

      В России наиболее известна марксистская парадигма "социально-исторического детерминизма". В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам, сегодня дает основание определить эту парадигму как "экономический детерминизм".[5;387-389]

      Парадигмы не возникают в готовом виде, они  постепенно формируются, эволюционируют, складываются в систему представлений, с тем, чтобы со временем смениться другими парадигмами или быть дополненными ими. Поэтому без изучения тех стадий формирования и развития научных представлений, когда они еще или уже не являются парадигмами, картина истории социологии будет неполной. Кроме того, даже заведомо «тупиковые» (с теперешней точки зрения) маршруты, пройденные социологической мыслью в стороне от магистральных дорог, могут оказаться чрезвычайно важными и поучительными для дальнейшего развития социологического знания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Кухарчук Д.В. Социология: конспект лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2007. – 250 с.
  2. Кравченко А.И. Социология: справочное пособие. Московский лицей, 199 с.
  3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций, 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Центр, 1997. – 160 с.
  4. Социология: учебник для вузов / Ю.В. Асогакова, А.О. Бороноев, В.В. Василькова; под. ред. Н.Г. Скворцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010. – 352 с.
  5. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. лавриненко. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 448 с.
  6. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997 – 304 с.

Информация о работе Социологическая теория Э. Дюркгейма