Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:51, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог и мыслитель, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Был приверженцем классического научного метода в социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………………….2
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества………………………………………………………………………….7
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………..15
На
поздней стадии, при органической
солидарности, символизирующей современное
общество, сокращается тирания
В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий. [1;31]
Плодотворность теории Дюркгейма в том, что пользуясь ею, можно более глубоко понять социально-политические процессы, происходящие в современном обществе. К примеру, совершенно ясно, что чем органичнее является общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механистичным является общество, тем более оно, следуя логике Дюркгейма, должно склоняться к тоталитаризму.
От степени солидарности зависит состояние общества - нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии - аномия (патология общества) - ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы - реформы.
Нормальными, по Э. Дюркгейму, являются все отправления социального организма, которые вытекают из условий его существования. Преступления и другие социальные болезни, которые наносят вред обществу и вызывают осуждение, отвращение, являются вполне нормальными, ибо коренятся в определенных социальных условиях и поддерживают полезные и необходимые обществу отношения. Отрицательные последствия преступления, например, нейтрализуются системой наказания, и общество продолжает существовать и функционировать. Внешний, непосредственно воспринимаемый объективный признак, который позволил бы отличить нормальное и патологическое, заключается в его всеобщности, широкой распространенности, что, в свою очередь, является показателем общественного здоровья. Э. Дюркгейм писал: "Мы будем называть нормальными факты, обладающие формами наиболее распространенными; другие же назовем болезненными или патологическими". Отсюда следует, что "нормальный тип совпадает с типом средним и что всякое уклонение от этого эталона здоровья есть болезненное явление".
Со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.[5;40-43]
Под термином "аномия" ("беззаконие") Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.
Развернутое
обоснование концепция
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
Основу существования и развития в социологии различных научных направлений составляет приверженность социологов различным парадигмам.
Парадигма ( от греч. paradeigma – пример, образец) – это принятый в данном научном сообществе способ постановки и решения исследовательских проблем.
Понятия «парадигма» было введено в социологию американским историком и социологом Томасом Куном.
Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, «парадигмальные» имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временны е границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания.
Чем парадигмы удаленней от нас во времени, тем более бесспорным и очевидным выглядит их «парадигмальный» характер. И наоборот, чем они ближе к современности, тем больше расхождений внутри научного сообщества, тем сложнее определить, является ли парадигма парадигмой.
Хотя совершенно исключить элементы произвольности невозможно и при «парадигмальном» подходе к истории социологии, здесь они минимизированы благодаря тому, что в качестве критерия отбора и изучения тех или иных фактов истории науки берутся не субъективные предпочтения историка, а общепризнанные в научном сообществе достижения. Это позволяет давать достаточно полную и адекватную картину развития социологического знания.[4;74-75]
В современной социологии существует пять основных парадигм, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Парадигма "социальных факторов" сводит социальную реальность к двум группам этих факторов - социальным структурам и социальным институтам, которые отождествляются с понятиями реальных вещей. В рамках этой парадигмы выделяются два основных теоретических направления: структурно-функциональный анализ и концепции социального конфликта.
Структурный
функционализм (Т.Тарсонс, Р.Мертон) берет
начало от идей Спенсера об обществе как
живом организме, в котором каждый
орган имеет специфические
Слабые стороны функционализма: статичный, внеисторический подход к изучению общества. Идеологически ориентирован на стабильность, в то время как в современном обществе происходит масса конфликтов, постоянное наличие которых он не способен объяснить.
Теории
социального конфликта
Современные конфликтологи в основе развития общества также видят, прежде всего, противоречия, но для них главные причины конфликтов не экономические, а политические - борьба за власть. Отличительная черта любого общества - господство, конфликт, подавление. Вся общественная структура основана на власти одних групп над другими (мать - ребенок, хозяин - раб, офицер - солдат). У различных социальных групп в обществе различные интересы, когда люди осознают общие интересы, они объединяются в общественные классы (профсоюзы, партии и т.д.). Конфликты обостряются, если власть сосредоточена в одних руках и нет механизма ее распределения.
Большинство представителей этого направления подчеркивают, что конфликты в обществе - естественное и нормальное явление, они - основа развития, т.е. они функциональны и позитивны. Конфликтами можно и нужно управлять, их можно даже сознательно использовать как инструмент управления и развития.
У истоков парадигмы "социальных дефиниций" лежат работы немецкого социолога Макса Вебера (1864 - 1920). Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных факторов. Само социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. Здесь существуют следующие теоретические направления: символические интеракционализм, феноменология, этнометодология. Наиболее видными представителями данной школы являются Т. Парсонс, Г. Мед, Г. Гарфинкель.
Парадигма "социального поведения" опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является Б. Скиннер, второй - Д. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблемах ожидаемого вознаграждения и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма "психологического детерминизма" возникла на основе учения австрийского психиатра З.Фрейда (1856 - 1939). Социальная реальность в ней рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества.
В России наиболее известна марксистская парадигма "социально-исторического детерминизма". В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам, сегодня дает основание определить эту парадигму как "экономический детерминизм".[5;387-389]
Парадигмы
не возникают в готовом виде, они
постепенно формируются, эволюционируют,
складываются в систему представлений,
с тем, чтобы со временем смениться другими
парадигмами или быть дополненными ими.
Поэтому без изучения тех стадий формирования
и развития научных представлений, когда
они еще или уже не являются парадигмами,
картина истории социологии будет неполной.
Кроме того, даже заведомо «тупиковые»
(с теперешней точки зрения) маршруты,
пройденные социологической мыслью в
стороне от магистральных дорог, могут
оказаться чрезвычайно важными и поучительными
для дальнейшего развития социологического
знания.
Список использованной литературы