Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:51, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог и мыслитель, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Был приверженцем классического научного метода в социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………………….2
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества………………………………………………………………………….7
Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии? ………………………………………………11
Список использованной литературы………………………………………..15
СОДЕРЖАНИЕ
Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858 - 1917) – французский социолог и мыслитель, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Был приверженцем классического научного метода в социологии. Идейно теоретическим источником для Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Ему принадлежат следующие основные труды по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др.
Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм много сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление – французская социологическая школа.
Научные взгляды Дюркгейма определяются одним словом – «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук. [1;29-30]
Для понимания «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.
Онтологическая сторона социологизма, т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1.
Социальная реальность
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Речь идет, прежде всего, о всемерном подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все научное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Человек для Дюркгейма - двойственная реальность (homo duplex) в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
3.
Онтологическая сторона «
Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный реализм». Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.[2;203]
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1.
Поскольку общество - часть природы,
постольку наука об обществе -
социология - подобна наукам о
природе в отношении
Основной
принцип его методологии
2.
Из признания специфики
3.
Однако «социологизм»
Таким
образом, признание социологии специфической
наукой дополняется в «социологизме»
своеобразным социологическим
Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. [2;204-205]
Предметом социологии Дюркгейм считал образующие социальную реальность «социальные факты», подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т.д., ко вторым – традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. Социальным фактом он называл всякий образ действия, резко определенный или нет, но способный оказать на индивида внешнее принуждение и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений.[1;30]
В работе «Правила социологического метода» Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.[3;22-23]
Итак,
социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается
на познании социальных фактов. Социальный
факт специфичен. Он порожден объединенными
действиями индивидов, но качественно
отличается по своей природе от того, что
происходит на уровне индивидуальных
сознаний потому, что у него другое основание,
другой субстрат — коллективное сознание.
Для того чтобы возник социальный факт,
указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы,
по крайней мере, несколько индивидов
объединили свои действия и чтобы эта
комбинация породила какой-то новый результат.
А поскольку этот синтез происходит вне
сознания действующих индивидов (так как
он образуется из взаимодействия множества
сознаний), то он неизменно имеет следствием
закрепление, установление вне индивидуальных
сознаний каких-либо образцов поведения,
способов действий, ценностей и т. д., которые
существуют объективно. Признание объективной
реальности социальных фактов является
центральным пунктом социологического
метода.
Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.
Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы связи, которые их объединяют. Поэтому центральной темой его научного творчества была проблема социальной солидарности.
В
трактовке Дюркгейма
Он выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.[1;31]
В неразвитых, архаических обществах существовала механическая солидарность, поскольку люди в этих обществах были связаны чисто механически. Их солидарность определялась сходством индивидов и их общественных функций, неразвитостью индивидуальных личностных черт. Когда нет места для индивидуальных отклонений, коллективное сознание, которое в архаичном обществе целиком религиозно, регламентирует всю жизнь индивида без остатка.
Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. Это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.
Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.
Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.[5;42-43]
Развитие
разделения труда, в котором появляется
все большее число самых