Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 02:21, реферат
На рубеже двух веков в философской мысли Италии господствовал позитивизм, отличавшийся только своей пестротой и заимствованиями [5, с. 16]. Позитивистская социология также была эклектичной, сочетая элементы механицизма, эволюционизма, вульгарного биологизма и других течений. Таковы были концепции Чезаре Ломброзо (1836—1909), Энрико Ферри (1856—1929) и др. Известность получили идеи представителей итальянской школы политической социологии Гаэтано Моски (1858—1941), Роберта Михельса (1876—1936) [2], к которым непосредственно примыкают и взгляды Вильфредо Парето (1848—1923).
В общем балансе социальных факторов деривации, согласно Парето, являются производными и зависимыми. В качестве общественного базиса он склонен рассматривать не социально-экономические отношения, а совокупность «остатков», интересов и связанной с ними социальной гетерогенности. Парето увлеченно разоблачает, демистифицирует различные деривации. Юридические теории, утверждает он, являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов в соответствии с корыстными целями. Моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие якобы всем эпохам и народам.
Само социальное действие
Парето истолковывал исключительно
психологически, как иррациональное
по своей природе. Если идеологии
имеют псевдорациональный характер,
а формулируемые ими мотивы лежат
вне разума, то какие же факторы
можно назвать действующими причинно?
В какой сфере их нужно искать?
К. Маркс и Ф. Энгельс их искали
в условиях общественной жизни индивидов,
показывая, «каким образом действие
всякий раз возникало вследствие
прямых материальных побудительных
причин, а не из сопутствующих им
фраз, каким образом, наоборот, политические
и юридические фразы также
являются результатом материальных
побудительных причин, как и политическое
действие и его результаты» [3, т.
13, с. 492]. Парето же искал истоки идеологических
явлений в психике отдельного
изолированного индивида, трактуя ее
внеисторически и абстрактно. Реальные
общественные силы, определяющие позицию
индивида в массовых общественных движениях,
и вообще действия масс его не интересовали.
Из поля зрения итальянского социолога
совершенно исчезала классовая структура
общества, интересы и стремления общественных
сил, которые в силу своего общественного
положения способны более или
менее последовательно
6. Концепция круговорота элит
Существенный элемент
социальной системы составляет, согласно
Парето, социальная гетерогенность, которая
предопределяется изначальным неравенством
индивидов. Особенность той или
иной социальной группы зависит от
природных способностей и талантов
ее членов, а это, в свою очередь,
определяет общественное положение
группы на той или иной ступени
общественной • лестницы. Тем, кто
имеет «высший показатель в своей
области деятельности, мы даем название
элиты» [10, vol. 2, р. 530], писал Парето. Элита
— это избранная часть
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы. Здесь обнаруживается идейное родство концепции Парето с концепциями Тарда, Лебона, Моски: деление общества на изобретателей и подражателей (Тард), на вождей и толпу (Лебон), на господствующий и подчиненный классы (Моска).
Происходит циркуляция,
или круговорот, элит — процесс
взаимодействия между членами гетерогенного
общества, которое представляется Парето
в виде пирамиды с элитой на ее вершине.
Элиту характеризует высокая
степень самообладания и
Парето указывает на два главных качества управляющих: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности являются взаимоисключающими. Правительства правят, либо применяя силу, либо при помощи соглашательства и уговоров. «Согласие и сила являются инструментами управления на всем протяжении истории» [Ibid., p. 678].
Парето развивает
идею об управлении массами путем
манипулирования их чувствами при
помощи идей, подчиняющих массы интересам
правящих классов. «Политика правительства
тем эффективнее, чем успешнее оно
использует эмоции» [Ibid., p. 676]. Искусное
применение этого принципа может, по
Парето, объяснить любой политический
успех. Ибо в ходе политической истории
быстро обнаруживается, что одних
методов убеждения
Механизмом, посредством
которого происходит обновление правящей
элиты в мирное время, является социальная
мобильность. Чем более «открыт»
правящий класс, тем крепче его «здоровье»,
тем более он способен сохранить
свое господство. Чем более он замкнут,
тем сильнее тенденция к
За исключением полностью замкнутой элиты, становящейся кастой, правящая элита обычно находится в состоянии постоянной медленной трансформации. Если циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях скапливаются элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок. Эти слои теряют психические качества, обеспечивающие их элитарное положение, и пасуют перед необходимостью применить насилие. Среди низших же слоев возрастает число индивидов, обладающих качествами, необходимыми для управления обществом. Они способны захватить власть при помощи насилия. Однако новый правящий класс в свою очередь со временем трансформируется в бессильный, загнивающий и утрачивает способность управлять. Вновь окрепнуть он может, либо черпая силы из низших классов, либо уничтожая физически разложившихся, ставших ненужными членов элиты. Если же, несмотря на эти меры, в низших классах скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл которой, по мнению Парето, состоит в обновлении состава правящей элиты, пополнении необходимых для управления психических сил и восстановлении таким образом общественного равновесия.
Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования человеческого общества. Что лежит в основе этого закона?
Паретовская теория исходит из утверждения, что круговорот элит происходит вследствие чередования в них «остатков» первого и второго классов. Каждой элите соответствует определенный стиль правления. Инстинкт «комбинаций» обусловливает использование убеждения и обмана, хитроумных средств одурачивания масс, введения их в заблуждение.
Инстинкт «постоянства агрегатов» обусловливает противоположные качества правителей. Они агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия, подозрительно относятся к манипулированию, маневрированию и компромиссам. Если первый тип правителей живет только настоящим, то второй устремлен в будущее. Правители фабрикуют идеалы, светские и религиозные, их цели простираются далеко вперед. Посвящение индивида служению обществу, подчинение индивидуальных интересов общественным, мужество и постоянство в следовании этим идеалам — таковы характерные личностные черты и духовные ценности этого типа правителей.
Правителей, у которых
преобладают «остатки» «
В области хозяйственной
и финансовой деятельности «лисицам»
и «львам» соответствуют типы
«спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт»,
согласно Парето, — прототип бизнесмена,
ловкого воротилы, комбинатора, предпринимателя,
стремящегося к наживе. Он погружен
в рискованные комбинации, не знает
угрызений совести, добивается успеха
любой ценой. «Рантье» — его полная
противоположность. Это робкий вкладчик,
живущий на фиксированные доходы,
боящийся ступить шаг, чтобы не повредить
своему капиталу и не пострадать самому.
Преобладание в обществе «рантье» —
свидетельство стабилизации общества,
переходящей затем в
Чередование экономических
и политических циклов связано в
концепции социального
Теория «круговорота
элит», подобно теории общественной
активности, строилась Парето не на
основе анализа общественных отношений
и социальных институтов, а на основе
исследования врожденных биопсихических
свойств индивидов. Первичными в
его концепции власти являются личностные
черты правителей, которыми они обладали
еще до того, как заняли элитарное
положение в обществе. Пытаясь
поставить вопрос о соотношении
биологической и социальной дифференциации,
Парето считал, что капиталистическая
экономика в условиях, благоприятствующих
ее развитию, предоставляет простор
для свободного продвижения в
верхи общества лучших его представителей
и воспроизводства его
Политические, идеологические
и экономические изменения в
обществе не являются простым следствием
изменений в личном составе правящего
меньшинства, как считал Парето. Процесс
«циркуляции элит» в
Рассуждения Парето относительно функционирования элит не опирались на анализ реальных массовых общественных сил, не были конкретизированы в соответствии с отдельными историческими эпохами, акцентировали внимание на внешних формальных сходствах различных типов правления, подводимых под общую схему. Абсолютизируя общие черты функционирования элит власти в антагонистическом обществе, Парето не учитывал того, что разные исторические периоды выдвигают перед власть имущими разные требования, под влиянием которых дифференцируются, расслаиваются правящие группы, формирующиеся на основе исторически изменяющихся критериев.
Итальянский социолог
нарисовал отталкивающий в
Общественно-историческая концепция Парето глубоко пессимистична. История в его представлении обречена на вечно повторяющиеся циклы, в смене которых нет никакого заметного прогресса: восходящая часть кривой является «причиной» или условием ее нисходящей части — не более.
Как справедливо заметил
один из исследователей Парето, его
пессимизм не может быть объяснен
меланхолическим темпераментом [7, р.
161]. Он объясняется крушением
Информация о работе Социологическая система Вильфредо Парето