Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:43, лекция
Штомпка - В одном, который кто-то назвал ментализмом, акцент делятся на инвариантных компонентах человеческого мозга. Примерами могут быть структурализм Леви-Стросса и феноменология Шютца.
Шютц как бы говорит – объясняя, мы искажаем. Нужно максимально избегать этого. Фиксировать да, объяснять – сомневается.
Один из ответов букет школ, связанных с феноменологией. Что значит сие слово? Феномен явление, а не наука мужчине с феном. Хотя сам Шютц пишет о сходстве ее со многими другими теориями более раннего периода. О том же, но по-другому. Студент, профессор – как симоволы и как реальные явления. Где мантия. Где шапочки. Где атрибуты студиоза?
Этнометодология начинается с осознания сформированной гипотезы, ставя гипотезу Парсонса с ног на голову. Парсонс считает, что в конкретных действиях нет упорядоченности. Отсюда необходимость, нужда в структуре, - по Парсонсу. Парсонс считает, что форма, структура – это концепция, добавление к ансамблю доступных восприятию феноменов, - формирование феноменов. По Гарфинкелю структура – это материя из «радикальных феноменов», которую можно раскрыть внутри самих феноменов. То есть социологическое исследование начинается с раскрытия, не формирования. Радикальность - значит идти до корней. По-другому Гарфинкель считал: феномены нам очевидны, даны. В их корнях надо обнаружить, выявить структуру социального действия НБ и феномены социального действия.
Структура социального действия – материя деяний, скрытых в базовых, отправных, исходных уровнях любой социальной ситуации = предмет социологии. Эта структура, эта форма состоит из не подозреваемых нами феноменов, которые следует находить и рассматривать. Искать не внутренне присущие принципы, а внутренне присущие феномены. Первая точка зрения Дюркгейм и Парсонс.
Это не отменяет социального как объективной реальности и интереса к ее постижению. Но это реальность жизненного мира, вселенная значений + сигнификаций. Гарфинкель: докапываться до корней, - не придумывать принципы. Нет ничего само собой разумеющегося. Это разумеющееся и есть наш жизненный мир. Если его не анализировать, мы закрываем себе путь познания.
Социальная структура воздействует на людей через фоновые ожидания (нечто похожее на референтную группу) – социально одобряемые установки на конкретные действия, которые могут и не сознаваться самими акторами. Это фундаментальные латентные структуры общественной жизни. Их уловить может только этнометодология. Фоновые ожидания - социально-культурная квинтэссенция социальных взаимодействий. Они не замечаемы. Но индивиды их могут деформировать. То есть творить. Творчество.
Рецепты ЭМ – она просто описывает то есть а-теоретична и следовательно вне науки. Но эта описательность сродни естественным наукам: откуда начинать теоретизирование снизу или сверху?