Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:43, лекция
Штомпка - В одном, который кто-то назвал ментализмом, акцент делятся на инвариантных компонентах человеческого мозга. Примерами могут быть структурализм Леви-Стросса и феноменология Шютца.
Шютц как бы говорит – объясняя, мы искажаем. Нужно максимально избегать этого. Фиксировать да, объяснять – сомневается.
Один из ответов букет школ, связанных с феноменологией. Что значит сие слово? Феномен явление, а не наука мужчине с феном. Хотя сам Шютц пишет о сходстве ее со многими другими теориями более раннего периода. О том же, но по-другому. Студент, профессор – как симоволы и как реальные явления. Где мантия. Где шапочки. Где атрибуты студиоза?
Лекция Социологическая парадигма феноменологии. 1. Феноменология и социология. 2. Феноменология Шютца, Бергера и Лукмана. 3. Производные от феноменологии подходы. Этнометодология.
Семинар Феноменологическая социология. 1. Характеристика произведений А. Шютца. 2. П. Бергер и Т. Лукман о конструировании социального знания. 3. Что такое этнометодология?
Литература: Ритцер, Кравченко, Еслуков, Бачинин и др. Есть и переводы текстов.
Research design and research strategy as specific methodology.
Кризис западной парсоновской парадигмы. И вообще цельной классической схемы объекта социологии. Марксисты с одного фронта: неподвижно, антигуманно, апология сущего. На эту ситуацию реагировали по-разному. В том числе и путем ухода от всех больных вопросов - Культурные исследования, этнометодология и феноменология как первая из них – вне нормативизма, вне волюнтаризма и проблем человека. Не то и не другое. Особое - философия суи генерис. Как оно есть – Миклухо-Маклай у папуасов.
Штомпка - В одном, который кто-то назвал ментализмом, акцент делятся на инвариантных компонентах человеческого мозга. Примерами могут быть структурализм Леви-Стросса и феноменология Шютца.
Шютц как бы говорит – объясняя, мы искажаем. Нужно максимально избегать этого. Фиксировать да, объяснять – сомневается.
Один из ответов букет школ, связанных с феноменологией. Что значит сие слово? Феномен явление, а не наука мужчине с феном. Хотя сам Шютц пишет о сходстве ее со многими другими теориями более раннего периода. О том же, но по-другому. Студент, профессор – как симоволы и как реальные явления. Где мантия. Где шапочки. Где атрибуты студиоза?
У Ритцера нет феноменологии как парадигмы. Но есть как поворот к социологии повседневности. Почему. Попробуйте найти ответ – реферат. Соль Ипсо 1932- 1967 книга Шютца (1899-1959) сильнейшее впечатление. Шютц попытался в 1920-30-к годы объединить теорию социального действия Вебера с феноменологическим (чистое сознание) методом Э. Гуссерля (1859-1938). Гуссерль – реальность структурируется восприятием. На постпарсоновском фоне это приобрело особое звучание. Америка и Европа социологические.
Объективистский взгляд, по мнению феноменологов, ведет к отчуждению человека от окружающего мира. Каков же тот мир, который близок индивиду? – вот вопрос феноменологической социологии. Символическая функция человеческого сознания вытекает из компенсирующе-адаптационного свойства мышления: сознание человека воспринимает ограниченное число социальных (в нашем случае явлений) - окружающий мир богаче, его охватить сознание индивида вообще не может. Но и сознание может творить больше символов и значений, чем воспринимает его носитель. Поэтому возникают системы символов – квазиреальность.
Как
же связать высокие научные
До-теоретическое знание повседневности + на основе Шютца и через него М. Вебера. Здесь тоже синтез: понимающая социология Вебера, позитивизм Дюркгейма. Вебер находился под слишком сильным влиянием представлений о логике, рациональности экономических действий и четкости, однозначности юридических формул. Шютц как банкир знал, что простые люди действуют по им одним понятным мотивам. Бытовая, повседневная рациональность. «Биографическая ситуация» каждого актора у Ш., и попытка преодоления уникальности через введение понятия «осадок» истории, биографии, прожитого – социальная детерминация. По Шютцу каждый человек имеет уникальную биографию и поэтому воспринимает мир по-своему, то есть каждый человек уникален по определению. Изучение ОМ в этом смысле редуцирует человека.
Привлек внимание к очевидному, к тому, что есть. Что, однако, на самом деле не очевидное, а лишь отправная точка для вопрошания о сути мотивов и поступков. «Неочевидная социология». Позднее признание, популярность.
Бергер Лукман – «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания». НЙ 1966. «Общество - человеческий продукт. Общество - объективная реальность. Человек социальный продукт». Знания для индивидов – субъективные значения или коллективные представления. Рядовой человек считает свое знание само собой разумеющимся. То есть знание людей конструирует социальную реальность. Но есть еще и объективная фактичность. Социология работает в зоне между субъективными значениями и объективной фактичностью.
Бергер Лукман – «знание можно определить как уверенность в том, что феномены являются реальными и обладают определенными характеристиками». «Реальность повседневной жизни имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует дополнительной проверки... Я знаю, что она реальна. Хотя у меня может возникнуть сомнения в ее реальности, я должен воздержаться от них, поскольку живу.. согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того, чтобы отказаться от него, как ....я должен совершить резкий скачок».
БергерЛукман = институты как повседневные практики, действия и взаимодействия.
Как то, какие мы есть, влияет на производство и потребление нами социологии?
Это не книга о социологии знания, а трактат о том, как знание (сознание людей) формирует, конструирует общество – общественную реальность и не только в пределах общества. Ведь - атом – это наше знание о нем, не то, что он есть на самом деле. Это сблизило науку об обществе с точными науками. Сознание конструирует общество. Сознание это по определению, до опыта - продукт общества – Маркс.
Социология знания общества – это само общество, как его представляет лицо, общество, интеллектуалы. Отсюда вопрос сакральный, – а есть ли общество или это наш конструкт. Проблема микро- и макро- переход, мостик – через интерсубъективность, которая и делает наши действие, знание, социальными.
Содержание книги введение (в чем проблема социологии знания)
Наблюдаемое, изучаемео столь же важно как и способ наблюдения, как илчность наблюдателя, изучателя, есо стстояние и т.пего знания, умения. – прямо тоносится к Вам- вы социологи такие и настолько, как и насколько вы овладели ей.
Т. Лукман выступил в 1999 г. в МГИМО с лекцией Некоторые проблемы современных плюралистических обществ - изложено у С.А. Кравченко. с. 220 и след.
Э. Гоффман. А. Сикурел – когнитивная социология. Виртуальность. Мануэль Кастельс - реальность всегда виртуальна, всегда наделяла практику некоторым значением, отклоняющимся от их строго семантического определения. «Симулякры» примерно то же, что и социальная квазиреальность. Феноменология и социология управления - бюрократия.
М. Шелер социология знания (информации?), его истинности, научности, его распределение среди членов общества. Естественное, натуральное мировоззрение.
3. Этнометодология – наиболее четкое проявление и проведение в жизнь феноменологии в социологии. Этнометодология – базовый референтный пункт ФС. Гарфинкель сознательно опирался на некоторые идеи Шютца и связал их со структурализмом и семиотикой. ЭМ как социологическая парадигма изучает методы организации практической повседневной деятельности, характерные для определенного культурного социума. ЭМ – описать, проанализировать, сомневаться, критиковать, верить, задавать вопросы, идеализировать, схематизировать, развенчивать и т.д. - это и есть рефлексия. Методы, используемые людьми, чтобы совершаь или учреждать чувство объктивной социальной реальности. ЭМ - основа повседневной интеракции и коммуникации. Люди создают здравый смысл и через него реальность социального мира, а затем испытывают его в независимой от собственной продукции роли. Правило использования (пользы) и методы для членов группы (референтная группа). На примере изучения корпоративной культуры и культуры бизнеса. У нас даже нет понимания разницы. Так как это все в зачатке. На деле же культура бизнеса- это культурап хозяев, собственников. Культара корпорации- результат векового существования корпорация, цехов, профессий, коо\пративов – то есть работников и союзе с хозяевами. По этике протестантизма или по Мамонтову, Порхорову и т.п. И методы их изучения как в антрополоегии и этнографии. Какая рациональность выглядит хотя бы частично как – чья рациональность – хозщяев или ралотников.
А. Сикурел. Г. Гарфинкель, Гоффман. Учил воевать с танками без танков. Стажируясь после войны у Парсонса, он все более увлекался проблемой взаимодействий, которые не осознавались самими участниками. С начала 50-х годов сфера наших действий – около 20 исследований (поведение людей в закрытых помещениях ПЛ и самолеты - у нас это была бы коммунальная квартира) – неожиданные, радикальные (от радикал корень – идти до корней) феномены. Характер исследований - этнометодология. Их цель обнаружить и точно описать феномены так, чтобы конкретное не было отдано в жертву общему - generalities. То есть здесь возникает напряжепнность между микро и макро. Плюс временное п\и пространственное ограничение.
Люди в основном совершают рутинные действия, которые не всегда осознаются и не подвергаются рефлексии самими индивидами. Отсюда и упорядочивание всего общества выглядит по-другому: и это скорее продукт собственной спонтанной активности индивидов. Локальное производство социального порядка людьми, обладающими собственной рациональностью, - ключевой постулат ЭМ.
Александер т.4 Г. Гарфинкель Что такое ЭМ 1967 г.
Эмпирические исследования самых обычных действий повседневной жизни. Доступные и понятные. Опыт этих действий подобен законам – это предписания, правда, ограниченные пространством и временем. Допускают исключения – то есть они loose квази-законы. У меня теория ЭМ означает изучение рациональных качеств индексируемых фиксируемых проявлений и других практических действий как contingent продолжающихся свершений в организованных искусных практиках повседневной жизни.
Выбор на основе здравого смысла – следовать кодировке, инструкции – понимание с полуслова – accountable – это раскрывание, пересказ, запись, сообщение, передача, анализ.
Гарольд Гарфинкель. Исследование по этнометодологии. «В социологии, любительской и профессиональной, любое соотнесение с «реальным миром» -.....это соотнесение с организованными действиями повседневной жизни. ЭМ исследования анализируют повседневные действия как методы членов общества по превращению этих самых действий в видимо-рациональные и информационно-доступные для любых практических целей, - то есть «поддающиеся изложению» - accountable.