Автор: s*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:52, контрольная работа
История социологии России X1X - начала XX веков - это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в.
Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки.
На процесс зарождения социологии в Р
Введение………………………………………………………………………3
2. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……..4
2.1. Субъективная школа в социологии…………………………………...4
2.2. Психологическое направление………………………………………..7
3. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………………….9
4. Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?.......................................................11
5. Заключение…………………………………………………………………..14
6. Список литературы………………………………………………………….15
Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?
Н.Н. Кареев считал, что Чернышевский, как никто в его время, был «всем направлением своей мысли, своими умственными и общественными интересами, своими познаниями в области философии, политической экономии и истории подготовлен к тому, чтобы сделаться у нас начинателем новой науки».
Как материалист по своим философским воззрениям, Чернышевский мог быть особенно предрасположен к тому, чтобы усвоить идею об общей теории общества без всякой мистической, метафизической и романтической примеси. Из всех общественных наук он ближе всего был знаком с политической экономией, которая гораздо более, чем всякие политические и юридические науки, была свободна от метафизики и в то же время особенно помогала понимать реальные общественные отношения, освещавшиеся, в его глазах, вдобавок, с усвоенной им социалистической точки зрения. У Чернышевского были и большие исторические знания, почерпнутые им не только из книг, но и из наблюдения над текущей политической жизнью, которые он излагал в своих журнальных статьях и обозрениях. Однако труды основателя социологии Огюста Конта не были распространены в России, и Чернышевский не был с ними знаком.
Труды Чернышевского дали исключительно экономическое обоснование социологии, а через два с половиной десятка лет после возникновения русской социологии, экономический материализм явился у нас как новое слово, хотя основная его идея была высказана Чернышевским чуть ли не за полвека перед тем.
Сочинения Чернышевского заключают в себе громадный материал суждения о том, что и как он думал по тому или другому из тех вопросов, которые вскоре после его насильственного изъятия из жизни начали ставиться и решаться в русской литературе, но весь этот материал рассеян, разбросан по разным местам, отдельные составные его части возникали по разным случайным поводам, и все это никогда им самим не сводилось в систему, в некоторое целое, которое могло бы рассматриваться им самим как научное единство.
Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.
Недостатками
современной ему системы
Чернышевский
отстаивал антропологический
Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
«Чернышевского
можно назвать самым крупным социологом
в России до возникновения в ней социологии,
но с оговоркой, что он был социологом,
сам того не зная». Социологические взгляды
свои Чернышевский сам и не формулировал
как таковые, и не систематизировал, а
отдельные его заявления давали поводы
причислять его к противоположным направлениям.
В то время, например, как для одних Чернышевский
- предшественник экономического материализма,
для других он был социолог-психологист.
Заключение
Социологическая мысль в России ХIX - XXвв. была представлена множеством направлений, которые отражали сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
В заключении анализа психологической социологии следует отметить, что психологическое направление было шагом вперед как в логико-методологическом плане, связанном с пониманием и исследованием феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической концепции общественного развития. Так, в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами.
Социологическая теория Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.
Вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.
Список литературы
1. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальная структура и
стратификация. М., МГУ, 2000 т.2
2. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004
3. Российская
социологическая энциклопедия./
4. Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007
5. http://ru.wikipedia.org
Информация о работе Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв