Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв

Автор: s*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

История социологии России X1X - начала XX веков - это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в.
Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки.
На процесс зарождения социологии в Р

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
2. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……..4
2.1. Субъективная школа в социологии…………………………………...4
2.2. Психологическое направление………………………………………..7
3. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………………….9
4. Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?.......................................................11
5. Заключение…………………………………………………………………..14
6. Список литературы………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 31.99 Кб (Скачать)

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?

Н.Н. Кареев считал, что Чернышевский, как  никто в его время, был «всем  направлением своей мысли, своими умственными и общественными интересами, своими познаниями в области философии, политической экономии и истории подготовлен к тому, чтобы сделаться у нас начинателем новой науки».

     Как материалист по своим философским воззрениям, Чернышевский мог быть особенно предрасположен к тому, чтобы усвоить идею об общей теории общества без всякой мистической, метафизической и романтической примеси. Из всех общественных наук он ближе всего был знаком с политической экономией, которая гораздо более, чем всякие политические и юридические науки, была свободна от метафизики и в то же время особенно помогала понимать реальные общественные отношения, освещавшиеся, в его глазах, вдобавок, с усвоенной им социалистической точки зрения. У Чернышевского были и большие исторические знания, почерпнутые им не только из книг, но и из наблюдения над текущей политической жизнью, которые он излагал в своих журнальных статьях и обозрениях. Однако труды основателя социологии Огюста Конта не были распространены в России, и Чернышевский не был с ними знаком.

     Труды Чернышевского дали исключительно экономическое обоснование социологии, а через два с половиной десятка лет после возникновения  русской социологии, экономический  материализм явился у нас как  новое слово, хотя основная его идея была высказана Чернышевским чуть ли не за полвека перед тем.

     Сочинения Чернышевского заключают в себе громадный материал суждения о том, что и как он думал по тому или  другому из тех вопросов, которые  вскоре после его насильственного  изъятия из жизни начали ставиться и решаться в русской литературе, но весь этот материал рассеян, разбросан по разным местам, отдельные составные его части возникали по разным случайным поводам, и все это никогда им самим не сводилось в систему, в некоторое целое, которое могло бы рассматриваться им самим как научное единство.

     Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

     Недостатками  современной ему системы образования  Чернышевский считал низкий уровень  и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.

     Чернышевский  отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.

     Одним из главных  свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой  коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.

     «Чернышевского  можно назвать самым крупным  социологом в России до возникновения в ней социологии, но с оговоркой, что он был социологом, сам того не зная». Социологические взгляды свои Чернышевский сам и не формулировал как таковые, и не систематизировал, а отдельные его заявления давали поводы причислять его к противоположным направлениям. В то время, например, как для одних Чернышевский - предшественник экономического материализма, для других он был социолог-психологист. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Социологическая мысль в России ХIX - XXвв. была представлена множеством направлений, которые отражали сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.

     В заключении анализа психологической социологии следует отметить, что психологическое направление было шагом вперед как в логико-методологическом плане, связанном с пониманием и исследованием феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической концепции общественного развития. Так, в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами.

     Социологическая теория Ковалевского - явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

     Вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

      
 
 

Список литературы

1. Добреньков  В. И., Кравченко. А. И. Социальная  структура и

стратификация. М., МГУ, 2000  т.2

2. Социология. Учебник  для вузов./под ред. проф. Лавриненко  В.Н. 3-е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004

3. Российская  социологическая энциклопедия./под  ред. Г.В. Осипова, М., 1998

4. Фролов С.  С.  Социология: Учебник для вузов.  – М., 2007

5. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв