Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв

Автор: s*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

История социологии России X1X - начала XX веков - это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в.
Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки.
На процесс зарождения социологии в Р

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
2. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……..4
2.1. Субъективная школа в социологии…………………………………...4
2.2. Психологическое направление………………………………………..7
3. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………………….9
4. Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?.......................................................11
5. Заключение…………………………………………………………………..14
6. Список литературы………………………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 31.99 Кб (Скачать)

ВЗФЭИ филиал г.Калуги 
 
 
 

Контрольная работа

по  дисциплине  «Социология»

на  тему: «Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв.» 
 
 
 
 
 

                                                                                          Довиденко Юлия Александровна

                                  факультета  МиМ

                                      специальности  МО

                                                             группа (день)

                                                             № 09ММБ01457

                                                            Нечаева Ольга Алексеевна           
 
 

2011 г.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3

2. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……..4

      2.1. Субъективная школа в социологии…………………………………...4

      2.2. Психологическое направление………………………………………..7

3. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского………………………….9

4. Русский историк XIXв. Н.И. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в неё социологии». Объясните, что означает такое суждение?.......................................................11

5. Заключение…………………………………………………………………..14

6. Список литературы………………………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     История социологии России X1X - начала XX веков - это часть общемировой социологической науки. Зарождение социологии в России началось в середине XIX в.  

     Впервые термин “социология” был введен французским социологом Контом в 1839г. и означал “обществоведение”. Эту дату принято считать началом самостоятельного существования социологии как науки.

     На  процесс зарождения социологии  в России известное влияние  оказали социологические воззрения  западных школ и их представителей.

     Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.

     Цель  данной работы – рассмотреть  основы субъективной школы в  русской социологии и наиболее  ярких её представителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Субъективная  школа в социологии.

     Наиболее влиятельной в русской социологии была субъективная школа. Это положение определялось рядом моментов. Во-первых, школа

просуществовала продолжительное время, с конца 60-х  гг. XIX в. до конца 20-х г. XX в.

     Во-вторых, представители данной школы прекрасно понимали

российскую социальную реальность.

     В-третьих, это направление появилось как продолжение западных позитивистских идей, считая науку инструментом социальных изменений и умственного прогресса.

     Субъективная  школа имеет три этапа:

  • с середины XIX века по 1918 года ХХ века
  • с начала 20х годов до конца 50х
  • с начала 60х годов до наших дней

     Наиболее  известными представителями субъективной школы являются: Лавров Петр Лаврович, Михайловский Николай Константинович, Южаков Сергей Николаевич, Кареев Николай Иванович.

     Первый этап, прежде всего, связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П.Л. Лавров (1829-1900) и Н.К. Михайлов (1822-1904). Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии.

     Попытки выразить сущность субъективного метода, как принципиально нового и многообещающего средства познания предпринимались неоднократно. Так, Лавров связывал с ним надежды на выведение социологических законов. Процедура его применения, считал он, состоит в том, что социолог ставит себя “на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма”. Михайловский, трактовавший этот метод как “такой способ удовлетворения познавательных потребностей, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого” видел в нем, кроме того, еще и особый способ регулирования деятельности, тот “путь, которым сознательно идем к определенной цели”.

     Пётр Лаврович  Лавров - русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества.

     Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами.

     Под солидарностью Лавров понимал «сознание того, что личный интерес совпадает с интересом общественным» и «что личное достоинство поддерживается лишь путем поддержки достоинства всех солидарных с нами людей». Солидарность - это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и Деятельности людей.

     В  своих работах П. Лавров ставил  и по-своему решал целый ряд  фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах  исторического процесса, его объективной  и субъективной сторонах, роли  личности в истории, механизме  и направленности общественного  прогресса.

     Разработку субъективного метода в социологии продолжил Михайловский. Он прямо заявлял, что «объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя, совершенно непригодна для социологии», что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что невыполним.

     Как и Лавров, Михайловский придерживался мнения о существовании правды-истины и правды-справедливости. Сам он по этому поводу высказывался так: «Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению - правде-истине, правде объективной, и в то же время, сохранять и правду-справедливость, правду субъективную - такова задача всей моей жизни». Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т. д.

     Много  внимания уделял Михайловский  решению проблемы взаимодействия  личности и общества. На первом  плане у него, разумеется, личность, обладающая своей особой индивидуальностью  и неповторимостью. Критически  мыслящие личности с их более  или менее яркими индивидуальностями  являются главными действующими  лицами в обществе, определяют  развитие его культуры и переход  к высшим формам общественного  устройства.

     Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической мысли в России. Они «завершили течение русской мысли, идущее от Герцена и Белинского», и стали «властителями дум эпохи вхождения в народ и кающегося дворянства».

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологическое направление.

Наиболее видный представитель психологического направления -- Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти  по социологии и этике, вписанные  на русском языке: “Социология” (1880), “Прошедшее философии” (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной” (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

     По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

     Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

     По его мнению, двигателем любого социального явления могут быть не только научные знания, но и различные психические факторы: эмоции, воля, чувства, желание. Психологическое взаимодействие групп выступало высшей формой общественности и основополагающей причиной социальных явлений.

     В первой половине 80-х годов складывается социологическая теория Николая Ивановича Кареева (1850-1931).

     Одно из центральных мест в социологической концепции Кареева занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Кареев выделяет два аспекта влияния личности на общество: один - личность в "прагматической истории", то есть в непрерывной цепи поступков людей; и второй - личность в культурной истории.

     Главная цель социального прогресса - формирование развитой и развивающейся личности. Формула такого прогресс складывается из трех составных элементов: общественного идеала (им является развитая личность при наличии индивидуальной свободы и общественной солидарности); способа достижения идеала; и, наконец, выражения закона самого прогресса. Способ заключается в преобразовании с помощью критической мысли культуры, быта, социальной организации - то есть "той над органической среды, которая развивается неразумно, противореча часто и природе, и потребностям человека". Закон же прогресса состоит в самоосвобождении личности, в процессе которого личность подчиняет себе надорганическую среду. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Многофакторная  концепция М.М. Ковалевского.

     Социологическая концепция Ковалевского сложилась под влиянием двух источников: позитивизма и марксизма.

     Во  многих работах М. Ковалевского  исторический подход сливается  с широкими социологическими  обобщениями, в которых прослеживаются  динамика общества, его движущие  силы, вскрывается социальная структура,  т.е. ведущим является социологический  анализ. В своих социологических  исследованиях Ковалевский уделял  большое внимание исторической  науке и широко использовал  сравнительно-исторический метод.

     Смысл  этого метода заключается в  том, что социолог и историк   прибегает к сопоставлениям, устанавливая  степени сходства и различия  однотипных явлений, в результате  чего в объективном ходе исторических  событий выявляются общие и  частные закономерности. Согласно  требованиям этого метода, социолог  должен охватить весь естественноисторический  процесс, историю народов, находящихся  на разных ступенях развития.

     Отпечаток на социологию Ковалевского наложили его знакомство с теорией марксизма и личные встречи с Марксом. М. Ковалевский признавал, что, несмотря на различие их политических и философских взглядов, общение с Марксом до некоторой степени определило направление его научной деятельности. Вместе с тем позитивизм Конта и Спенсера он рассматривал как более универсальную систему и пытался соединить положения Маркса с воззрениями Конта и Спенсера.

     Для  М. Ковалевского социология – это, прежде всего, «синтез результатов, полученных конкретными общественными науками». Сравнительная история права, история различных учреждений (институтов), этнография служат социологии, доставляя огромный материал для ее общих построений. Частные науки (история, этнография, право и др.) могут дать лишь эмпирические обобщения.

     Определяя предмет социологии, он писал, что социология, в отличие, например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов. Ее задача - указывать их общую тенденцию, а главное - никогда не терять из виду основной своей цели: раскрывать причины покоя (стабильности) и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственно причинной связи между собой.

     Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все, то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии, как русской, так и мировой социологии. 
 
 

Информация о работе Социологическая мысль в России(вторая половина XIXв. -начало XXв