Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:49, контрольная работа
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества.В связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистических традиций докапиталистических форм устройства труда и быта – общины («мира»), артели др.
Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании законов психического взаимодействия. Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.8
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти. Указывал на значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей.
Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н.И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.
В
работе «Основные направления
Необходимо пользоваться более методом объективным. А не субъективным, т.е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не заниматься произвольными построениями. Надо изучать явлениями такими, каковы они есть, избегать субъективных подходов и оценок.8
Н.И.
Кареев обращал внимание на три основные
стороны духовного бытия
По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его психической природы и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях; при этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также справедливые и несправедливые общественные явления. Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обуславливает их экономические, политические и другие взаимодействия. Результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.
Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика.
Коллективная психология, - писал Н.И. Кареев, - должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное как результат технического взаимодействия между отдельными индивидуумами.
Кареев
говорит о значении психологии в
особенности для так называемых
наук социальных в более тесном смысле.
Изучающих организацию
«Психология
сама по себе изучает весь внутренний
мир человеческой личности, которая
составляет первичный элемент общества,
мир ее представлений, чувствований
и стремлений. Этот внутренний мир личности
создается не только под воздействием
на нее со стороны окружающей природы
через чувства зрения, слуха, осязания.
Но и под влиянием другой среды, в которой
живет каждый отдельный человек, среды
общественной, или того, что мы называем
культурой».
2.
Многофакторная концепция
М.М. Ковалевского
Многофакторный
подход к изучению общества связан
с творчеством Максима
Ковалевский походил к социологии прежде всего как к науке. А не как к концепции человеческих идеалов.
По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. Центральное место во взглядах М.М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами.
Ковалевский указывает на роль многих факторов общественного развития: экономических, демографических, политических, психологических и т.д. Однако ни одному из этих факторов не придается постоянного решающего значения. В различных ситуациях им отводятся разные роли, и любой из них может выйти на первый план. В этом и заключается мировоззренческий и методологический смысл социологического плюрализма М.Ковалевского.
Важную роль в социологии Ковалевского играет историко-сравнительный метод. Сравнивая развитие народов разных стран и эпох, можно обнаружить некоторые общие законы их исторической эволюции. В связи с этим Ковалевский писал, что на одинаковых ступенях развития в каждом человеческом обществе развитие происходит по одинаковому внутреннему закону.1
Многофакторный подход к изучению общества связан с творчеством Ковалевского. По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том. Чтобы вскрыть причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов – экономического, политического, психологического. Культурного др. М.М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.
Исходя из основных установок социологического плюрализма М.Ковалевский разрабатывал, теорию общественного прогресса, которую иногда называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в которые вылился этот прогресс, и те причины, которыми он обусловлен.1
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный. Поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания общества на месте. Ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки закон прогресса – всеобщий социологический закон, проявляющийся в расширении сферы человеческой солидарности. В этом он видел основное содержание общественного прогресса.2
В
своей теории общественного прогресса
Ковалевский исходил из того, что
все народы проходят одни и те же
стадии развития, но не одновременно. Это
обстоятельство делает необходимым
использование историко-
По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное общество»
Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса, он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции, считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения классовых и других социальных интересов. Предотвращаются соглашением. Компромиссом. При котором руководящим началом является идея солидарности всех членов общества.
Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим обоснованием его политической платформы умеренного либерализма, основная направленность которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы российского общества по образцам западных буржуазных демократий.
Социологию
он определял как науку об организации
и эволюции человеческого общества.
1
Информация о работе Социологическая мысль в России вторая половина XIX в. – начало XX в