Социокультурный портрет современной женщины

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:28, реферат

Описание работы

В наше время в сфере гуманитарных наук весьма актуальными становятся вопросы о том, какое место занимает женщина в современном обществе, какие роли играет, как сегодня понимается понятие «женственности», феминности и др.
Работы современных ученых позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «феминнинность» и «маскулинность», описывают гендерные роли, позволяющие мужчинам и женщинам вести себя тем или иным образом.
Очевидно, самое главное - не перегнуть палку и научиться придерживаться золотой середины. Ведь, кроме того, как раздать указания и накропать бизнес-план, женщина должна успеть реализоваться и как мать, и как жена, и хозяйка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Конструирование образа женщины в прошлом и в современности Гендерная теория………………………………………………………………….5
2 Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины ………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Реферат Социокультурный портрет современной женщины.docx

— 40.64 Кб (Скачать)

С изменением самих женщин, их потребностей, когда  наблюдается некоторое отделение  женщин от сферы семейной жизни, какое  можно сравнить с отделением мужчин от семейной жизни в процессе индустриализации, институт брака претерпевает значительные изменения, которые проявляются  в альтернативных формах брака (например, регулярно-раздельный брак или открытый брак, предполагающий независимое партнерство в интеллектуальной, профессиональной сферах), росте числа разводов и количестве людей, скептически относящихся к браку

В конце 80-х  – начале 90-х годов XX века в России появляется так называемый новый тип женщины рациональнорыночной ориентации. 90-е годы перестройки дали этот новый тип, волевой, активной, деятельной, предприимчивой. Как отмечают психологи, именно женщина быстро приобретает опыт управления фирмами в ситуации неопределенности, опираясь на чисто женские качества: интуицию, гибкость, сугубо национальный подход к решению проблем, логику здравого смысла. Черты этого социокультурного конструкта женственности связаны со стремлением достичь по возможности многого: успеха, материального благополучия; выстраивания жизни и работы на основе расчета, свободы и независимости. Практичность, деловитость, инициатива – необходимые атрибуты нового типа женственности

Несмотря  на активное вхождение женщин в сферу  бизнеса, в России, что отмечено во многих источниках, женское предпринимательство  еще готовит себе почву, что отмечают многие современные исследователи. Но по-прежнему в нашем обществе влиятельными остаются традиционные взгляды  на отношение полов как иерархические. Массовое сознание предпочитает не замечать женских успехов.

 Маскулинная идеология, господствующая в обществе, конструирует женственность по мужской модели, предполагая такие свойства, как жесткость, независимость, уверенность в своих силах, бескомпромиссность. В профессиональной сфере востребована женственность, ассоциируемая с такими свойствами, как индивидуализм, состязательность, владение стратегией и маневром карьеры, обладанием необходимых качеств для конкурентной борьбы

В заключение можно констатировать, что положение  женщин в социуме стремительно меняется: двойная занятость, гипертрофированная ответственность за детей, запреты  на многие престижные виды деятельности, сегрегация в малооплачиваемых сферах занятости, отчуждение от процесса управления на всех уровнях уходят в прошлое . Таким образом, роли женщин изменяются и в публичной сфере, и в частной сфере семьи. Профессиональное самоопределение, продвижение по карьерной лестнице, представленность в информационной, экономической и политической сферах, мобильность уже не ограничивается половой принадлежностью, и женщины постепенно начинают обретать социальную свободу и возможность полнее реализовать свой творческий потенциал.

 

2 Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины

 

Сегодня соотношение  работающих мужчин и женщин примерно 1/1. Интересен тот факт, что современные  женщины стремятся к интенсификации своей профессиональной жизни. Причем во многих случаях они стремятся  не просто к работе, а к достижению определенного должностного, социального  статуса, к максимальной самореализации в профессиональной сфере, т.е. к  построению карьеры. 

 До сих пор в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна. 

 Работающие женщины считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Ригидны и полоролевые стереотипы, влияющие на отношение женщины к самой себе и отношения к ней окружения в связи с деловой активностью. Итогом этого несоответствия является двойная занятость женщин – на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблеме деловой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний. Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же. В среднем женщины посвящают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины – 9,2 часа. 

 В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, однако при этом сами не желают выполнять работу по дому наравне с супругами, воспитание детей также остается обязанностью женщин. Более того женщины на рынке труда занимают, обычно, второстепенные места. Им по-прежнему отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе. Гендерная стратификация на рабочем месте очевидна. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой – либо области, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины. 

 Таким образом, сегодня существуют проблемы, связанные со сложностью совмещения женщиной 2 сфер: семейной и профессиональной, подходы для их решения не разработаны. На данном этапе появилась объективная необходимость по оптимизации сложившейся ситуации среди работающих женщин. Несомненно, для этого необходимо привлечь как специалистов из разных областей, так и различные государственные и общественные организации. Для выявления проблем работающих семейных женщин было проведено исследование в форме анкетного опроса. Анкета, состоящая из 26 вопросов позволила выявить круг проблем, которые возникают у работающих женщин, а также определить их успехи в построении карьеры и главные ценности (семья или карьера). Цель исследования – определить ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины. Задачами было определить гендерные аспекты карьеры, главную ценность женщин (семья или карьера), рассмотреть возможность совмещения женщинами 2 сфер: семейной и профессиональной. Были опрошены женщины разных специальностей, добившиеся определенных карьерных успехов. Всего в ходе исследования было опрошено 70 женщин в возрасте от20 до 55. В проведенном исследовании выяснилось, что сами женщины чувствуют дискриминацию, оценивают свои возможности быть принятыми на работу как низкие в сравнении с мужчинами. 30% считают, что мужчина имеет больше шансов быть принятым на работу при равных условиях. В то же время для большинства женщин карьера и профессиональный рост не являются главной ценностью в жизни, работа для них, прежде всего средство заработка необходимых средств к существованию. Семью, здоровье детей они ставят на первое место (55%). С этой целью женщины ищут работу с высоким заработком, что предполагает наличие высокого должностного статуса.  
В то же время, 32% женщин выбирают работу и собственную карьеру, они для них – жизненная необходимость, возможность самореализации, раскрытие собственных возможностей. К сожалению, 40% женщин видят в собственной карьере только упорный труд, 50% из них работают и после рабочего дня, невыполненную работу приносят доделывать домой и зачастую выполняют ее в выходные дни; в итоге 60% выходные дни посвящают бытовой работе, 52% имеют трудности в воспитании детей,75% считают, что не полностью выполняют домашние дела, в большинстве случаев с многими семейными обязанностями они также не справляются, мало времени уделяют общению с детьми и близкими родственниками. В то же время 71% женщин не желают расставаться с работой ни при каких условиях. 85% из них в возрасте от 25 до 35 лет. Более того именно эта возрастная группа рассматривает карьеру как источник самореализации и раскрытия собственных способностей, в то время как более старшая возрастная группа рассматривает работу как источник дополнительного дохода. Уровень образования и профессия играют немаловажную роль в ценностных притязаниях женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Высокий уровень образования и престижная работа ориентируют женщину на ценность карьеры (70%), низкий уровень образования – к ценности семьи (90%). Женщины старше 35 лет в иерархии ценностей ставят семью на первое место.

 

Заключение

 

Проанализировав историю конструирования образа женщины, можно предположить, что  произошла революция, в которой  большое значение сыграло разделение полов, репрезентации женщин и изменение  традиционных женских ролей. В наши дни наблюдается активная трансформация  роли, социального статуса женщин в основных сферах постиндустриального  общества: сферах культуры, политики, экономики, семьи.

Несмотря  на отделения и ограничения, женщины  нашли в себе силы преодолеть все  мужские теории, при этом остаться для них загадкой и внести ясность  в свое существование, приспособиться к всевозможным изменениям во всем мире и при этом показать себя значимыми  фигурами в обществе.

Современная гендерная теория не пытается оспорить существование тех или иных биологических, социальных, психологических различий между конкретными женщинами  и мужчинами. Она просто утверждает, что сам по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная  оценка и интерпретация, а также  построение властной системы на основе этих различий. Таким образом, социальные различия между мужчинами и женщинами  сконструированы и используются в традиционном обществе для установления властных отношений над женщинами. Необходимо отказаться от «природности»  половых ролей и признать тот  факт, что мужское доминирование  широкой системы мужской власти, причем оно является ни естественным, ни неизбежным.

Сегодняшний портрет современной успевающей идеальной женщины изменил свои черты. Неизменным остаются требования верности, преданности и честности. В течение нескольких веков женщины  вели жестокую войну с мужчинами  за равноправие, наконец-то они добились некоторых успехов в этом деле. Современная женщина западных стран  практически ни в чём не уступает мужскому полу. По крайней мере, имеет  те же права, возможности, на фундаменте которых и демонстрирует впечатляющие результаты своей борьбы и труда.

Современный мир, если не касаться философии исламских  стран, уверенной походкой приближается к эпохе равенства, в которой  на первые позиции выдвигается личность. Так какой же должна быть идеальная  женщина в мире, к которому она  так стремилась? На этот вопрос ответить труднее, чем объяснить, как заработать на ПАММ2. Итак, главный факт, который диктуют реалии современного мира – это то, что образу современной женщины не присущи черты трогательной и слабой героини средневековых романов.

Можно поспорить, что это изменение не нравится мужчинам, да и не все женщины  считают это положительной чертой. Но за что боролись, на то и напоролись. Нельзя быть одновременно слабой и  обладать одними правами и обязанностями  с мужчиной. Однако, психология современной  женщины устроена так, что ей просто необходимо чего-либо добиваться, и  делает она это не для окружающих, а скорее для себя, чтобы доказать самой себе, что она действительно  имеет право на равные права с  мужчиной. Итак, вывод таков: современная  женщина должна уметь анализировать  и принимать самостоятельные  решения, но в тоже время, она должна оставаться женственной.

Как бы там  ни было, но в любую эпоху женщина  должна оставаться женщиной, иначе  человеческий род прервётся. Женщину  от мужчины должна отличать не только возможность стать матерью, но и  внешние качества – облик и  поведение.

 

 

Литература

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Бендас - СПб. : «Питер», 2006. - 431 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. [Текст] / Ш. Берн - СПб. : «Прайм-Еврознак», М: «Олма-пресс», 2004. – 318 с.
  3. Бовуар С. де Второй пол./ Гендерные исследования. Хрестоматия. [Текст] / С. Бовуар – СПб. : «Алетейя», 2003. – С.162-172.
  4. Кардапольцева В.Н. Феномен женственности в контексте судьбы России рубежа веков. [Текст] / Судьба России: вектор перемен. Материалы Международной научной конференции. Том I / Под ред. Р.Г. Пихои. - Екатеринбург - Москва: Академический проект, 2007. - 544 с.
  5. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления. [Текст] / И.О. Тюрина // Социологические исследования. : «Социс», 2002. № 11. С.135-142.

1 Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления. [Текст] / И.О. Тюрина // Социологические исследования. : «Социс», 2002. № 11. С.137

2 ПАММ-счёт (от англ. Percent Allocation Management Module, PAMM — модуль управления процентным распределением) — специфичный механизм функционирования торгового счёта, технически упрощающий процесс передачи средств на торговом счете в доверительное управление выбранному доверенному управляющему для проведения операций на финансовых рынках.


Информация о работе Социокультурный портрет современной женщины