Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:28, реферат
В наше время в сфере гуманитарных наук весьма актуальными становятся вопросы о том, какое место занимает женщина в современном обществе, какие роли играет, как сегодня понимается понятие «женственности», феминности и др.
Работы современных ученых позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «феминнинность» и «маскулинность», описывают гендерные роли, позволяющие мужчинам и женщинам вести себя тем или иным образом.
Очевидно, самое главное - не перегнуть палку и научиться придерживаться золотой середины. Ведь, кроме того, как раздать указания и накропать бизнес-план, женщина должна успеть реализоваться и как мать, и как жена, и хозяйка.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Конструирование образа женщины в прошлом и в современности Гендерная теория………………………………………………………………….5
2 Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины ………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17
С изменением
самих женщин, их потребностей, когда
наблюдается некоторое
В конце 80-х – начале 90-х годов XX века в России появляется так называемый новый тип женщины рациональнорыночной ориентации. 90-е годы перестройки дали этот новый тип, волевой, активной, деятельной, предприимчивой. Как отмечают психологи, именно женщина быстро приобретает опыт управления фирмами в ситуации неопределенности, опираясь на чисто женские качества: интуицию, гибкость, сугубо национальный подход к решению проблем, логику здравого смысла. Черты этого социокультурного конструкта женственности связаны со стремлением достичь по возможности многого: успеха, материального благополучия; выстраивания жизни и работы на основе расчета, свободы и независимости. Практичность, деловитость, инициатива – необходимые атрибуты нового типа женственности
Несмотря
на активное вхождение женщин в сферу
бизнеса, в России, что отмечено во
многих источниках, женское предпринимательство
еще готовит себе почву, что отмечают
многие современные исследователи.
Но по-прежнему в нашем обществе
влиятельными остаются традиционные взгляды
на отношение полов как
Маскулинная идеология, господствующая в обществе, конструирует женственность по мужской модели, предполагая такие свойства, как жесткость, независимость, уверенность в своих силах, бескомпромиссность. В профессиональной сфере востребована женственность, ассоциируемая с такими свойствами, как индивидуализм, состязательность, владение стратегией и маневром карьеры, обладанием необходимых качеств для конкурентной борьбы
В заключение можно констатировать, что положение женщин в социуме стремительно меняется: двойная занятость, гипертрофированная ответственность за детей, запреты на многие престижные виды деятельности, сегрегация в малооплачиваемых сферах занятости, отчуждение от процесса управления на всех уровнях уходят в прошлое . Таким образом, роли женщин изменяются и в публичной сфере, и в частной сфере семьи. Профессиональное самоопределение, продвижение по карьерной лестнице, представленность в информационной, экономической и политической сферах, мобильность уже не ограничивается половой принадлежностью, и женщины постепенно начинают обретать социальную свободу и возможность полнее реализовать свой творческий потенциал.
2 Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины
Сегодня соотношение
работающих мужчин и женщин примерно
1/1. Интересен тот факт, что современные
женщины стремятся к
До сих пор в нашем обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым дом – традиционно женская сфера, работа – традиционно мужская. Традиционная точка зрения на добывание денег как на исключительно мужскую роль уже неверна.
Работающие женщины считаются теперь скорее правилом, чем исключением. Ригидны и полоролевые стереотипы, влияющие на отношение женщины к самой себе и отношения к ней окружения в связи с деловой активностью. Итогом этого несоответствия является двойная занятость женщин – на работе и дома. Если женщина не просто наемный работник, а развивает собственную деловую активность, то к проблеме деловой перегрузки добавляется комплекс специфических внутри- и межличностных переживаний. Работающие женщины теперь меньше времени уделяют домашнему хозяйству, хотя доля работы, проделываемая ими по дому, осталась примерно такой же. В среднем женщины посвящают домашним делам 16,5 часа в неделю, тогда как мужчины – 9,2 часа.
В целом мужчины соглашаются с тем, что женщинам нужно работать, однако при этом сами не желают выполнять работу по дому наравне с супругами, воспитание детей также остается обязанностью женщин. Более того женщины на рынке труда занимают, обычно, второстепенные места. Им по-прежнему отведены наименее оплачиваемые должности, которые предполагают весьма ограниченные возможности продвижения по службе. Гендерная стратификация на рабочем месте очевидна. Более того, чем выше доход и престиж профессии в какой – либо области, тем больше соответствующих должностей занимают мужчины.
Таким образом,
сегодня существуют проблемы, связанные
со сложностью совмещения женщиной 2 сфер:
семейной и профессиональной, подходы
для их решения не разработаны. На данном
этапе появилась объективная необходимость
по оптимизации сложившейся ситуации
среди работающих женщин. Несомненно,
для этого необходимо привлечь как специалистов
из разных областей, так и различные государственные
и общественные организации. Для выявления
проблем работающих семейных женщин было
проведено исследование в форме анкетного
опроса. Анкета, состоящая из 26 вопросов
позволила выявить круг проблем, которые
возникают у работающих женщин, а также
определить их успехи в построении карьеры
и главные ценности (семья или карьера).
Цель исследования – определить ценность
профессиональной карьеры и ее влияние
на семейные функции женщины. Задачами
было определить гендерные аспекты карьеры,
главную ценность женщин (семья или карьера),
рассмотреть возможность совмещения женщинами
2 сфер: семейной и профессиональной. Были
опрошены женщины разных специальностей,
добившиеся определенных карьерных успехов.
Всего в ходе исследования было опрошено
70 женщин в возрасте от20 до 55. В проведенном
исследовании выяснилось, что сами женщины
чувствуют дискриминацию, оценивают свои
возможности быть принятыми на работу
как низкие в сравнении с мужчинами. 30%
считают, что мужчина имеет больше шансов
быть принятым на работу при равных условиях.
В то же время для большинства женщин карьера
и профессиональный рост не являются главной
ценностью в жизни, работа для них, прежде
всего средство заработка необходимых
средств к существованию. Семью, здоровье
детей они ставят на первое место (55%). С
этой целью женщины ищут работу с высоким
заработком, что предполагает наличие
высокого должностного статуса.
В то же время, 32% женщин выбирают работу
и собственную карьеру, они для них – жизненная
необходимость, возможность самореализации,
раскрытие собственных возможностей.
К сожалению, 40% женщин видят в собственной
карьере только упорный труд, 50% из них
работают и после рабочего дня, невыполненную
работу приносят доделывать домой и зачастую
выполняют ее в выходные дни; в итоге 60%
выходные дни посвящают бытовой работе,
52% имеют трудности в воспитании детей,75%
считают, что не полностью выполняют домашние
дела, в большинстве случаев с многими
семейными обязанностями они также не
справляются, мало времени уделяют общению
с детьми и близкими родственниками. В
то же время 71% женщин не желают расставаться
с работой ни при каких условиях. 85% из
них в возрасте от 25 до 35 лет. Более того
именно эта возрастная группа рассматривает
карьеру как источник самореализации
и раскрытия собственных способностей,
в то время как более старшая возрастная
группа рассматривает работу как источник
дополнительного дохода. Уровень образования
и профессия играют немаловажную роль
в ценностных притязаниях женщин в возрасте
от 25 до 35 лет. Высокий уровень образования
и престижная работа ориентируют женщину
на ценность карьеры (70%), низкий уровень
образования – к ценности семьи (90%). Женщины
старше 35 лет в иерархии ценностей ставят
семью на первое место.
Заключение
Проанализировав историю конструирования образа женщины, можно предположить, что произошла революция, в которой большое значение сыграло разделение полов, репрезентации женщин и изменение традиционных женских ролей. В наши дни наблюдается активная трансформация роли, социального статуса женщин в основных сферах постиндустриального общества: сферах культуры, политики, экономики, семьи.
Несмотря на отделения и ограничения, женщины нашли в себе силы преодолеть все мужские теории, при этом остаться для них загадкой и внести ясность в свое существование, приспособиться к всевозможным изменениям во всем мире и при этом показать себя значимыми фигурами в обществе.
Современная
гендерная теория не пытается оспорить
существование тех или иных биологических,
социальных, психологических различий
между конкретными женщинами
и мужчинами. Она просто утверждает,
что сам по себе факт различий не
так важен, как важна их социокультурная
оценка и интерпретация, а также
построение властной системы на основе
этих различий. Таким образом, социальные
различия между мужчинами и женщинами
сконструированы и используются
в традиционном обществе для установления
властных отношений над женщинами.
Необходимо отказаться от «природности»
половых ролей и признать тот
факт, что мужское доминирование
широкой системы мужской
Сегодняшний портрет современной успевающей идеальной женщины изменил свои черты. Неизменным остаются требования верности, преданности и честности. В течение нескольких веков женщины вели жестокую войну с мужчинами за равноправие, наконец-то они добились некоторых успехов в этом деле. Современная женщина западных стран практически ни в чём не уступает мужскому полу. По крайней мере, имеет те же права, возможности, на фундаменте которых и демонстрирует впечатляющие результаты своей борьбы и труда.
Современный мир, если не касаться философии исламских стран, уверенной походкой приближается к эпохе равенства, в которой на первые позиции выдвигается личность. Так какой же должна быть идеальная женщина в мире, к которому она так стремилась? На этот вопрос ответить труднее, чем объяснить, как заработать на ПАММ2. Итак, главный факт, который диктуют реалии современного мира – это то, что образу современной женщины не присущи черты трогательной и слабой героини средневековых романов.
Можно поспорить,
что это изменение не нравится
мужчинам, да и не все женщины
считают это положительной
Как бы там ни было, но в любую эпоху женщина должна оставаться женщиной, иначе человеческий род прервётся. Женщину от мужчины должна отличать не только возможность стать матерью, но и внешние качества – облик и поведение.
Литература
1 Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления. [Текст] / И.О. Тюрина // Социологические исследования. : «Социс», 2002. № 11. С.137
2
ПАММ-счёт (от англ. Percent Allocation Management Module, PAMM —
модуль управления процентным распределением) —
специфичный механизм функционирования
торгового счёта, технически упрощающий
процесс передачи средств на торговом
счете в доверительное управление выбранному доверенн
Информация о работе Социокультурный портрет современной женщины