Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:28, реферат
В наше время в сфере гуманитарных наук весьма актуальными становятся вопросы о том, какое место занимает женщина в современном обществе, какие роли играет, как сегодня понимается понятие «женственности», феминности и др.
Работы современных ученых позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «феминнинность» и «маскулинность», описывают гендерные роли, позволяющие мужчинам и женщинам вести себя тем или иным образом.
Очевидно, самое главное - не перегнуть палку и научиться придерживаться золотой середины. Ведь, кроме того, как раздать указания и накропать бизнес-план, женщина должна успеть реализоваться и как мать, и как жена, и хозяйка.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Конструирование образа женщины в прошлом и в современности Гендерная теория………………………………………………………………….5
2 Ценность профессиональной карьеры и ее влияние на семейные функции женщины ………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Конструирование
образа женщины в прошлом и в современности
Гендерная теория………………………………………………………………
2
Ценность профессиональной карьеры и
ее влияние на семейные функции женщины
………………………………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
В наше время в сфере гуманитарных наук весьма актуальными становятся вопросы о том, какое место занимает женщина в современном обществе, какие роли играет, как сегодня понимается понятие «женственности», феминности и др.
Работы современных ученых позволяют выявить личностные качества, входящие в конструкты «феминнинность» и «маскулинность», описывают гендерные роли, позволяющие мужчинам и женщинам вести себя тем или иным образом.
В сложном и многообразном ХХI веке осуществляется иная по сравнению с традиционной (заботливой матери, хозяйки дома, хранительницы очага) репрезентация роли женщины, формирование и становление нового идеала женственности, нового социального конструкта женственности (работницы, предпринимателя, руководителя, ученого, творца); происходит интенсивное глобальное обретение женщиной собственной жизни и собственной судьбы.
В последние годы во всем мире наблюдается стремительный выход женщин за рамки частной семейной сферы. Женщины органично вписываются в трудовую и общественную жизнь, достигнутые ими автономия и независимость влияют на отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Все это обусловило возникновение бурного интереса к гендерной проблематике.
Испокон веков женщину воспринимали как кухарку, прислугу, существо без мнения и амбиций и попросту рабу. Отголоски этого стереотипа чувствуются и до сих пор, являясь серьезной помехой самореализации и личностного роста. Борьба с гендерной дискриминацией началась еще в прошлом столетии. В военное время активное вовлечение женщин в производственную деятельность было обусловлено объективными причинами, а именно оттоком мужской рабочей силы с рынка труда. После этого, однако, все вернулось на круги своя, и женщина оставалась «на кухне» вплоть до конца века. Но что же происходит в настоящее время? Стремление устроить свою карьеру для современной женщины – дело обычное. А вот по поводу ее места в бизнесе, на «мужской территории» существует множество противоречивых мнений.
Бизнес и карьера в жизни женщины не должны заменять ее главного предназначения – быть матерью и женой, и многие представительницы прекрасного пола могут себя реализовать в любой сфере. Ввиду того, что по нелегкому, тернистому пути к успеху, женщине придется преодолеть ряд естественных препятствий, которые встречаются у каждого бизнесмена, не зависимо от пола, прибавляется еще одна проблема – разрушение стойко сформировавшегося стереотипа, что «ее место на кухне у плиты». Именно поэтому трудно определить истинные мотивы «кухарки», которая так отчаянно желает попасть в «большой бизнес». Что же это – стремление доказать обществу, в частности мужскому полу, что женщина способна добиться небывалых карьерных высот или же это действительно ее призвание?
Если рассмотреть первый вариант, то что мы увидим? Это, как правило, женщина, которой, как бы это ни звучало «все женское не чуждо». Она хорошо выглядит, свежа, подтянута, улыбчива, мила и кокетлива. У нее всегда хорошее настроение и она полна креативных идей. Она ладит с коллегами и для нее не существует конкурентов или соперников. Скорее всего, она старается соответствовать образу «успешной женщины», ей важен имидж.
Во втором же случае, «карьеристка» мало заботится о своей женственности, она усердно трудится, отодвигает свою личную жизнь на второй план, если вообще не исключает, и действует в интересах дела. Она коллега, сотрудник, бизнесмен, напарник, конкурент, но не женщина. Такие экземпляры, как правило, являются грубыми, неэмоциональными, а порой даже озлобленными. А если такая «милая дама» занимает руководящий пост, всем мало места будет. Например, пришла она в плохом настроении, наорала на своих подчиненных и тут же за ее спиной послышится перешептывание с применением нелестных высказываний в ее адрес: ведьма, крыса, стерва, а также много других. Это пример типичной карьеристки, ведь стремление к самореализации, свойственное любому человеку – не есть карьеризм. Это, скорее всего фанатичность. С другой стороны, бизнес требует полной отдачи, и приходится чем-то жертвовать. Однако это разделение весьма условно. Иногда женщине в связи со сложившейся жизненной ситуацией приходится работать, не покладая рук. Например, если ее бросил муж, и она вынуждена прокормить себя и ребенка. В этом случае карьера становится необходимостью.
Очевидно, самое главное - не перегнуть палку и научиться придерживаться золотой середины. Ведь, кроме того, как раздать указания и накропать бизнес-план, женщина должна успеть реализоваться и как мать, и как жена, и хозяйка.
«Женщиной не рождаются, ею становятся» - к такому выводу пришла Симона де Бовуар в своей знаменитой книге «Второй пол». Позже одна из первых идеологов феминизма «второй волны», Суламифь Файерстоун, в книге «Диалектика пола» уточнит эту мысль: «Природа сотворила женщину отличной от мужчины. Общество сделало ее отличной от человека». Изучение общественного положения женщин и отношений между полами давно уже стали традиционными.
«Женские» проблемы традиционно обуславливались биологическими особенностями женской популяции, а также исторически сложившимися стереотипами социальной практики (включая культуру, религию, мораль). Понимание того, что «женские» и «мужские» проблемы являются общечеловеческими, корни которых лежат в дискриминации людей по признаку пола, деление их на «женские» и «мужские» обусловлено социокультурной средой, выводит современную науку на новое направление, связанное с понятием гендера или социального пола.
1 Конструирование образа женщины в прошлом и в современности Гендерная теория
Образы «мужчина», «женщина», которыми оперирует обыденное сознание, формируются под влиянием дискурсов прошлого, под влиянием социокультурных обстоятельств, половой и возрастной принадлежности личности. Отраженные в языке, эти образы задают границы поля смыслов, а индивид наполняет эти образы своим содержанием. Интеллектуальные усилия самой личности, обогащение ее жизненного опыта, усвоение ею через усвоение продуктов иной культуры отчасти и иной картины мира расширяют границы поля смыслов, позволяют изменять, преломлять по-иному воспринятые тендерные образцы.
Традиционная наука предлагает нам не изучение взаимодействия полов, но изучение того, как мужчины (субъекты) конструируют свое взаимодействие с женщинами (объектами), репрезентируя некий сконструированный ими же образ противоположного пола
Традиционная
гендерная идентичность в настоящее
время подвергается огромным испытаниям,
что касается как женщин, так и
мужчин. Гендерный аспект позволяет
исследовать более широкий круг
вопросов и взглянуть по-новому на
знаковый феномен пола, как сцену
социокультурной репрезентации
женственности в русле
В работах по истории медицины и сексуальности 18 века наблюдается отрицание общезначимости и временности двусмысленности мужского и женского. Изображая происходившие в то время изменения в восприятии и репрезентации женского тела, они опровергают утверждение, что различие полов возникает в процессе присоединения «вторичной» характеристики пола (гендера) как культурного построения к «первичным», неизменным параметрам по признакам пола тела. Скорее напротив, гендер, определяемый сознанием, накладывает «отпечаток на тело». В силу этого различие по категориям гендера и пола теряет смысл, ведь оба имеют характер построения
Представления о различии полов и связанные с ними нормы поведения, выражаются чаще всего в форме разъяснений особых качеств и обязанностей, преимуществ и ограничений, свойственных женскому полу. Сущность же, природа и предназначение мужчины лишь изредка оказываются ограничены рамками определённого пола.
Символическая ассоциация мужского с рациональным и женского с эмоциональным прочно утвердилось в греческой философии. Отсюда следует, что женщина является как бы получеловеком, промежуточным звеном между человеком и животным. Вплоть до 17 века такое мышление узаконивалось антропологической теорией, которая своим авторитетом была обязана Аристотелю: мужчина есть мера человека. Женщина является существом, которое определяется через недостаток мужественности. Характер женского пола является следствием недостаточности и низкокачественности ее телесных соков, «темпераменту» женщины не хватает теплоты, которая означает полную жизненную силу. Женская кротость есть недостаток мужской смелости, женская приспособляемость и миролюбие есть недостаток мужской способности к утверждению своих позиций. Исключительно человеческое качество – способность к разумной жизни, но ими, увы, не обладают рабы и женщины. Таким образом, в эпоху античности женщина не может в полной мере воплощать природу человека.
Принципиально новый поворот в осмыслении человека содержится в христианстве. В центре средневекового мировоззрения – Бог. Только через божественное можно понять человека., ведь он создан по образу и подобию Божьему. Но от высшего предназначения его отвращает тело. В итоге традиция противопоставления материи и формы, души и тела, рациональности и эмоциональности, маскулинного и феминного продолжается (Фома Аквинский, Августин). Не зря на христианских соборах спорили о том, имеет ли женщина душу, можно ли считать женщину человеком
Однако христианское мировоззрение имеет и другую сторону взгляда на проблему «женского». Христос все время окружен женщинами. Он – Богочеловек. Человеческое для него не чуждо, но второстепенно. В целом же проблема решается путем приведения мужского и женского к общему знаменателю: перед Богом все равны, а «вечная душа» не имеет пола. Представляется, что именно в эпоху Нового Времени различие человека по полу, а значит, и проблема «женского», начинают осмысливаться в рамках проблемы человека, выходит на авансцену философской мысли. В некотором смысле благодаря христианской идеологии, которая ставит в равное положение перед Богом, как мужчину, так и женщину, женщины переосмысливаются в философии. В это время окончательно формируются качества маскулинности и феминности, «идеалы» мужчины и женщины
Женщины в
эпоху Просвещения получают надежду
на интеграцию в общество. Прежде они
были только подчиненными существами,
их угнетали и во всех буржуазных обществах.
Такое зависимое положение
В современном обществе женщины, по сравнению с мужчинами, непропорционально часто оказываются жертвами сексуальных преступлений и страдают от бедности, и то, что культурные нормы, согласно которым женщин ценят в зависимости от их молодости, стройности и физической привлекательности, приводят многих к заниженной самооценке и нервным расстройствам
Различные социальные
роли мужчин и женщин заставляют предполагать
у них наличие различных
На пути женщин к традиционно «мужским», высоким по статусу и высокооплачиваемым работам поставлено множество барьеров, таких, как завышенные, несущественные для профессиональной деятельности требования к кандидатам, сексуальные преследования на рабочем месте, опыт прошлой дискриминации и принятые в обществе нормы
Структура современного общества до сих пор весьма патриархатна: высокооплачиваемой и престижной работой занимаются, как правило, мужчины. Статистика свидетельствует, что за одинаковую с мужчиной работу женщина получает меньше
В современном обществе женщины – жены и матери – работают и учатся наравне с мужчинами, но при этом никто не освобождает их от забот по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. В быту женщины занимаются домашними делами, почти не полагаясь на помощь мужчин, что означает двойную нагрузку. Хотя такое положение дел явно несправедливо, многие привыкли к нему и совершенно не хотят его менять. «Сексизм (идеология, признающая превосходство мужчин над женщинами) так глубоко укоренен в нашей культуре и сознании, что никто его не замечает» 1
Но существует иная точка зрения, что положение женщин постепенно улучшается. Социальная практика всех стран мира, включая и Россию, свидетельствует о том, что половые особенности играют все меньшую роль при решении вопросов занятости, образования, профессионального самоопределения.
Личностная активность, выражающаяся в профессиональном самоопределении, изменившая положение женщины в политической и экономической сфере, трансформировала такой социальный институт как семья и, как следствие, роли женщины в нем. Женщины становятся более влиятельными в семье благодаря повышению своего социального статуса в обществе в целом.
В постиндустриальном обществе изменяются базовые «семейные» ценности и идеалы. Патриархатный гендерный контракт или договор: ведение домашнего хозяйства и забота о муже и детях для женщины и обеспечение материального достатка семьи для мужчины вытесняется гендерным контрактом равного статуса двух партнеров, в соответствии с которым на смену жесткой иерархии приходит выравнивание положения, прав, возможностей мужчин и женщин в публичной и приватной сферах .
Постмодернистская
социальная реальность изживает традиционное
разделение труда, большинство женщин
заняты вне дома, и сфера профессиональной
самореализации для них столь
же значима, как и семейная, частная.
Эволюция социальных ролей мужчин и
женщин, направленная на расширение социально-профессиональных
ролей женщин, их экономической независимости,
изменяет характер взаимоотношений
между мужчинами и женщинами
в семье, когда женщины по-новому
оценивают собственные
Информация о работе Социокультурный портрет современной женщины