Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:04, реферат
В настоящее время существует две основные концепции личности: личность как функциональная ( ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли.
1 Понятие личности;
2 Социокультурная среда и личность;
3 Культурная активность личности в процессе социализации.
Культурная активность личности в процессе социализации обусловлена прежде всего потребностями духовными или культурными ( потребность в усвоении общественных норм и ценностей), потребностями интеллектуальными – потребность в познании и образовании. Эти потребности личность удовлетворяет как раз в социокультурной среде. Благодаря этим потребностям личность не только включается в существующую систему общественных отношений, но и постоянно находится в процессе развития.
В процессе социализации личность является активным субъектом познания. Она постоянно усваивает новые нормы и ценности получая повседневную информацию обыденного характера, обучается технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми. Личность является « потребителем» культуры, так как использует нормы и правила усвоенной культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и т.д. как способами личной самоидентификации и социальной самореализации в данном обществе.
Личность постоянно проявляет активность в «производстве» культуры, творчески порождая культурные образцы, либо давая оценку в суждениях имеющимся образцам, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества.
С точки зрения социальной психологии, социализация личности включает три процесса: деятельность, общение, самосознание.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением « каталога деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс - концентрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами стоит процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности.
Процесс общения с точки зрения социальной психологии рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельнстью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрализация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Наконец, третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я». В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. В социальной психологии особо большое значение придается включению человека в те или иные группы, так как в группах происходит активное формирование образа «Я», т.е познавательной ( знание себя), эмоциональной ( оценка себя) и поведенческой ( отношение к себе ) целостности.
Личность представляет собой физическое, психическое и духовное единство. Главным условием развитие личности является включенность ее в систему общественных отношений, социокультурную среду, которая представляет собой непосредственное окружение индивида ( семья, друзья, педагоги, средства массовой информации) и жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями.
Личность социализируется на протяжении всей жизни и проявляет активность в процессе социализации, так как она постоянно усваивает повседневную информацию, новые ценности, нормы. Личность постоянно взаимодействует с другими людьми пользуясь языками и символами коммуникации, расширяет свой круг деятельности. Кроме того, детерминантами активности личности в процессе социализации являются духовные или культурные потребности (потребности в усвоении существующих общественных норм и ценностей) Благодаря включенности в социальные группы личность формирует свое самосознание. То есть она получает знание о себе, формирует самооценку и отношение к себе.
Источники :
1 Андреев Социальная психология
2 Спиркин Философия : учебник 2 изд. –М Гардарики, 2007 – 736 ст.
3 Ru Wikipedia. org /wiki
4 www. peoples.ru / statesmen
5 www anodonta . com ua
Министерство образования и науки Украины
Запорожский национальный университет
Реферат
По социологии культуры
Тема: Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
Информация о работе Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации