Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:04, реферат
В настоящее время существует две основные концепции личности: личность как функциональная ( ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли.
1 Понятие личности;
2 Социокультурная среда и личность;
3 Культурная активность личности в процессе социализации.
Тема: Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации
План
1 Понятие личности;
2 Социокультурная среда и личность;
3 Культурная активность личности в процессе социализации.
I Понятие личности
В настоящее время существует две основные концепции личности: личность как функциональная ( ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значительности этого аспекта понимания личности он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.
Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает ее уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь – сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и « верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобраования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.
В понятии человеческого организма подчеркивается его биологическое начало, в понятии человека - его биосоциальное начало, а в понятии личности оттеняются прежде всего интегративные социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценка, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, принципы образа жизни, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т.д. Будучи высшей ступенью иерархического рассмотрения человека, понятие личности вместе с тем более конкретно и более содержательно, чем понятие человека вообще.
Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, один вектор которых направлен в прошлое, а другой – в грядущее будущее. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических.
Личностные качества человека есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит его социальная жизнь.
На протяжении веков человек формировался как личность по мере создания социальной и мыслительной культуры и по мере своего индивидуального приобщения к ней. Ребенок, особенно в самом раннем возрасте,- это, разумеется, человек, но еще не личность. Он еще должен стать ею. Если же нарушаются социальные связи человека или происходят патологические процессы в организме ( душевные расстройства и т.д.), личность распадается полностью или частично в зависимости от силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.
Таким образом, личность – это результирующая функция социального и биологического начал человека. Без какого-либо из этих ингредиентов личность не состоится; более того, даже при частичном ущемлении или биологического, или социального начала в человеке эта деформация сразу же скажется на личности. Хотя само по себе тело не составляет сущности личности, но без него нет никакой личности. Сущность личности укоренена в ее теле как материальном носителе личностного начала. Думать иначе – значит возвращаться к исторически пройденным этапам становления категории личности, когда обособлялось и абсолютизировалось сознание человека, считавшееся единственным носителем личностного начала.
Личность выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой, походкой, с особенным выражением лица, манерой говорить и т.д.
Необходимым обеспечением целостности личности является окружающая и социальная среда, которая не только формирует личность, но и является полем ее проявления.
Личность не сводится ни к ее телесным, антропологическим особенностям, ни к ее многообразным социальным функциям. Она представляет собой замкнутую в себе целостность телесных и социальных проявлений.
IІ Социокультурная среда и личность
Специалисты в области культурологии, педагогики, теории и методики социально-культурной деятельности научно обосновали различные аспекты воздействия социально-культурной среды на человека и выявили, что важным средством формирования личности является социальнокультурная среда. О влиянии среды на формирование человека думали и писали великие педагоги, эстетики, культурологи, известные мыслители, философы прошлого (Э. Дюркгейм, А.С.Макаренко, К. Маркс, Г. Спенсер, П. Сорокин, Л. Уорд и мн.др.). Однако в конце XX века все чаще стали говорить не просто о среде обитания человека, и не просто о культурной среде, как это было принято в прошлом, а о среде социально-культурной. Социокультурная среда представляет собой сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Социокультурная среда накладывает на человека отпечаток своеобразия, который способствует проявлению индивидуальности и творчества. Уподобление той среде, в которой индивид находится, включая язык, следование примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность с этой средой. Однако, нужно учитывать, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Таким образом среда не только формирует личность, но и в то же время сама может изменяться под влиянием деятельности человека, что объясняет почему рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, педагогика, социология).
Социокультурную среду можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле социокультурную среду можно понимать как структуру, включающию несколько взаимосвязанных уровней – глобальный, региональный и локальный. К глобальному можно отнести общемировые тенденции развития культуры, экономики, политики, образования, глобально-информационные сети и др. Региональный уровень ( страны, крупные регионы) включает в себя образовательную политику, культуру, систему образования, жизнедеятельность в соответствии с социальными и национальными нормами, обычаями и традициями, средства массовой коммуникации и др. Локальный уровень характеризуют образовательное учреждение, ближайшее окружение, семью.
В узком смысле социокультурная среда понимается как непосредственное окружение индивида. Именно это окружение и общение с ним может оказывать наиболее сильное влияние на становление и развитие человека.
Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория "синергетики" (В.Г.Афанасьев, Т.Парсонс, В. П. Казначеев, Н.Н.Моисеев, Э.Г.Юдин, Ю.А.Урманцев и др.). В отличие от традиционных научных направлений, рассматривающих в основном жестко детерминированные явления, реализующиеся в замкнутых системах, синергетика делает акцент на изучение систем открытого типа, основными принципами существования которых являются самоорганизация и само-регуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной иерархии структурных элементов, предполагающей информационно-энергетическую открытость и активность системы за счет постоянного взаимодействия с другой системой или внешней средой. Синергетический подход предполагает новое диалектическое содержание категории детерминации, которое основывается на равно-вероятности случайного и необходимого в жизни сложных систем. В жизни любой сложной системы случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость ее состояний взаимодополняют друг друга.
Исследования показывают, что развитие личности во многом зависит от того, влияние каких систем (открытых или закрытых) преобладает в ее индивидуальном опыте. Педагогические воздействия тех или иных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад человека, который, в свою очередь, с определенного момента начинает оказывать влияние на самостоятельные выборы его внешних связей и отношений, причем условием наиболее успешного развития индивида является обеспечение открытого взаимодействия (диалога) его в окружающей среде.
Системный анализ проблем взаимодействия личности и историко - педагогической среды позволяет рассматривать различные интервалы времени (от коротких до длительных), в течение которых происходили изменения в мировосприятиях педагогов и учащихся. Такие изменения могут быть непосредственно связаны со структурными преобразованиями в жизни общества, зарождением и развитием новых тенденций в культуре (науке, искусстве и т.д.), формирующих ноосферную среду как открытую систему. Взаимодействие личности с такой открытой системой может осуществляться как непосредственно, через органы чувств и соответствующие им формы познания, так и опосредованно, то есть через образовательные системы (образовательное учреждение, совокупности образовательных учреждений, педагогическую культуру и т.д.).,
В общем виде среда любого образовательного учреждения может иметь следующие компоненты структуры:
1Пространственно-семантический компонент:
а) архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений, возможность пространственной трансформации помещений при возникающей необходимости и др.);
б) символическое пространство (различные символы - герб, гимн, традиции и др.).
2Содержательно-методический компонент:
а) содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.);
б) формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., исследовательские общества, структуры самоуправления и др.).
3Коммуникационно-
а) особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);
б) коммуникационная сфера (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.);
в) организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.);
Можно выделить некоторые основания, которые могут служить для типологизации образовательной среды:
а) стиль взаимодействия внутри среды (конкурентная -кооперативная, гуманистически – технократическая среда и т.д.);
б) по характеру отношения к социальному опыту и его передаче (радиционная - инновационная, национальная – универсальная среда и т.д.);
в) по степени творческой активности (творческая - регламентированная);
г) по характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).
Необходимо отметить, что любая типология образовательной среды условна. В одном образовательном учреждении может быть сочетание разных, иногда весьма противоречивых условий среды.
В основе создания того или иного типа образовательной среды лежат ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека. Эти доминанты отражаются в философских и психолого-педагогических концепциях, которые могут быть сформулированы (отрефлексированы), либо присутствовать имплицитно.
IІІ Культурная активность личности в процессе социализации
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности.
Активность личности как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма и активности личности, варажающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Активность личности обусловлена теми или иными потребностями
Потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения.
Потребности человека очень многообразны. Н. Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей:
- по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные;
- по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные;
-по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные;
- по степени конкретизации: общие и конкретные;
- по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетворенные;
- по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные;
-по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях;
- по степени активности: активные и пассивные;
- по степени рациональности: рациональные и иррациональные («псевдопотребности»);
- по степени реальности: реально осуществимые и нереальные;
- по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные.
В содержательном плане выделяют:
- биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие;
- эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.;
- этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.;
- социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп;
-трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в деятельности и др.;
- познавательные: потребность в познании, образовании;
- экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами;
-другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.).
А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А.Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению.
К.Альдерфер согласен с А.Маслоу, что индивидуальные потребности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени:
1) существования - факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы);
2) родственности - потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, общение, любовь);
3) развития - потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным ростом индивида.
Информация о работе Социокультурная среда и культурная активность личности в процессе социализации