Социоинженерная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Социальное инженерия – довольно странное и непривычное для слуха словосочетание. Его трудно встретить в списке однообразно воспроизводимых “престижных и перспективных специальностей”, а между тем в отечественной и западной практике управления это научно-практическое направление развивается уже не одно десятилетие.

Содержание

Вступление 2
Социоинженерная деятельность 3
Заключение 15
Литература 16

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

  Міжрегіональна  академія бізнесу та права 
ім. Н. Кручиніної

  КОНТРОЛЬНА  РОБОТА

  з дисципліни : “Соціологія”

  Студента  другого курсу заочного відділення

  Очеретяного Максима Олександровича

  Спеціальність, група Комерційна діяльність, КД-10-1/11(3) 
№ залікової книжки 000765

  Дата  відправки роботи 

  Дата  отримання роботи 

                  Викладач               Демчук Т. П. 

План

  1. Вступление  2
  2. Социоинженерная деятельность 3
  3. Заключение  15
  4. Литература 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вступление 

     Социальное  инженерия – довольно странное и непривычное для слуха словосочетание. Его трудно встретить в списке однообразно воспроизводимых “престижных и перспективных специальностей”, а между тем в отечественной и западной практике управления это научно-практическое направление развивается уже не одно десятилетие.

Согласно самому общему определению социальная инженерия  – это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы  на целенаправленное изменение организационных  структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним, или – комплексный подход к изучению и изменению социальной реальности, основанный на использовании  инженерного подхода и наукоемких технологий.

     Специалисты в области социальной инженерии  занимаются главным образом, социальными  проблемами на производстве или в  сфере взаимодействия с общественностью, и, как правило, имеют комплексную  подготовку по ряду наук, применяя в  своей исследовательской и практической деятельности данные социологии, социальной психологии, физиологии, психологии, экономики  и др. Наиболее часто применяются  такие методы, как лабораторные и  полевые исследования, наблюдения и  моделирование (включая использование  макетов и тренажеров), исследование критических (экстремальных) ситуаций, эксперимент, теория игр, линейное программирование, теория информации, тестирование и  т. д. Главным отличием социального  инженера от узкого специалиста является именно методологическая и технологическая  широта подготовки. Согласно этим требованиям  в Институте социальной инженерии разрабатываются учебно-методические программы - максимально полная междисциплинарная подготовка с опорой на три гуманитарные специальности: социология, психология и социальная антропология.

Социоинженерная деятельность 

      Для того, чтобы определить статус так  называемой "социальной инженерии" и установить характер взаимоотношения  инженерной деятельности и социологии, следует выяснить прежде всего, что  собой представляет инженерная деятельность вообще. Вопросы, на которые предстоит  в данном случае ответить, состоят  в следующем: что является необходимой  предпосылкой ее осуществления, в чем  ее специфика, каково назначение?

      Большинство авторов рассматривает инженерию  как деятельность по применению научных  знаний с целью создания искусственных, технических объектов и материальных ценностей. К такому пониманию деятельности инженера склоняется повседневное сознание, представляющее инженера как человека, имеющего дело с машинами, различными техническими средствами. Однако представление  о природе инженерной деятельности менялось по мере того, как менялись общественное производство, социальная практика, а также под влиянием развития науки, ее способности трансформировать многобразное знание в практические рекомендации. Соответственно понятие  инженерной деятельности расширялось. Постепенно к ней стали относить применение научных знаний не только к техническим средствам и  объектам, но и к экономическим, организационным  и другим системам и процессам. Во многих определениях инженерной деятельности вообще исчезло указание на вещественно-предметный ее результат. Наиболее важными и  общими для любой инженерной деятельности моментами является следующее:

      1) регулярное использование научных знаний;

      2) специальная профессиональная подготовка;

      3) практическая непосредственно-преобразовательная работа. Соответственно этому можно дать следующее определение социально-инженерной деятельности: это такой вид профессионально-практической деятельности, благодаря которой социально-научное (в частности социологическое) знание трансформируется непосредственно в преобразовательно-практическую деятельность.

      Рассмотрим  далее основные моменты социально-инженерной деятельности. Во-первых, научное знание, используемое в социоинженерной  деятельности, должно быть адаптировано применительно к практике, иметь  прикладной характер. Во-вторых, для осуществления данной деятельности необходима профессиональная подготовка. В-третьих, осуществление социоинженерной деятельности как практической работы предполагает наличие ряда условий социально-политического, экономического и социокультурного характера, ибо социальная инженерия затрагивает интересы различных групп населения и влияет на выполнение ими многообразных функций. К другим характеристикам инженерной деятельности, которые следует учитывать для более полного понимания природы социальной инженерии, относятся следующие: инженерная деятельность является оперативной, выполняемой в определенные, часто "сжатые" сроки, инженерный стиль мышления означает умение сочетать теоретическое и практическое, понятийное и образное.

      Понимание широты социоинженерной деятельности предполагает знакомство с тем, что  собой представляют "социальное проектирование" и "социальные технологии". Проектирование — основанная на научном  знании деятельность по формированию образа будущего объекта. В социальном проектировании таким будущим объектом являются те состояния общественных явлений и процессов, которые  предполагается достичь. Социальное проектирование — более позднее явление, чем  проектирование техническое. Масштабы проектной деятельности в XX веке чрезвычайно расширились. Существует точка зрения, согласно которой XX век является веком проектной культуры. Одно из следствий расширения проектной деятельности — социальное проектирование. Развитие последнего — результат трансформации общественной науки (появление прикладных направлений, приспособленных к решению практических задач) и заинтересованности общества в научно-объективных решениях по поводу будущего общественного состояния. В бывшем СССР, например, социальное проектирование несколько продвинулось вперед в связи с решением задач социального планирования.

      С социальным проектированием тесно  связан и другой вид деятельности — социально-технологический. Социальная технология — это определение  научно обоснованных способов реализации образа будущего общественного состояния. Как видим, социальная технология непосредственно  связана с проектированием, которое  формирует образ будущего объекта, рассчитывает принципиальную возможность  его достижения. Технология определяет способы достижения объекта. Использование  же этих способов для реализации образа и создания желаемого объекта  — дело социальной инженерии. Образуется, как видим, единая цепочка: проектирование — технологии — инженерная деятельность.

      Возможность технологизировать различные виды деятельности, которые ранее были недоступны технологизации, появилась  в связи с расширением прикладных функций научного знания. Благодаря  этому получили распространение  такие термины, как "технология управления", "технология общения", "социальная технология". Объектом технологизации могут стать самые разные сферы  человеческой деятельности, в том  числе и личностные отношения. Через  призму технологизации можно рассмотреть "всю совокупность используемых обществом средств эффективного функционирования — от высших органов  власти до специфических социальных институтов".

      Признание возможности технологизировать  социальную деятельность предполагает более подробное выяснение того, что такое технологизация и технология, какие черты им присуши. Уже с  древних времен технология означала искусство, мастерство, умение. Будучи "мостом от идей к реальности", она, подобно инженерной деятельности, видоизменялась на различных этапах общественного развития. Основные черты технологизации: массовость, строгая воспроизводимость результатов, канонизация принципов, стандартизация рецептуры. Обращают также внимание на такие критерии эффективности разработанной технологии, как простота (она не должна быть излишне усложненной), гибкость (приспособляемость к меняющейся обстановке), надежность (наличие дублирующего механизма), экономичность, удобство в эксплуатации (удобно для людей, которым придется с ней работать).

      Социальное  проектирование и социальные технологии — необходимые условия осуществления  социально-инженерной деятельности. В  последней часто совмещаются  все или некоторые функции, которые  в инженерно-технической деятельности разнесены. Практика развития последней  связана с функционированием  многих специализированных научно-проектных  организаций, где разрабатываются  проекты и новые технологии.

      Социально-инженерная деятельность, масштабы развития которой  еще незначительны, не обеспечена специализированным проектированием и отработанными  технологиями. Это сказывается и  на том, как ее определяют. Так, например, указывают на то, что она существует в двух формах: 1) в виде программы, содержащей процедуры и операции (способы и средства деятельности); 2) в виде самой деятельности, построенной  в соответствии с данной программой. Социально-инженерную деятельность понимают и более широко, включая в нее  социальное проектирование и конструирование, а также организационно-технологическую  деятель ность. В перспективе  по мере расширения масштабов социально-инженерной деятельности социальное проектирование и социально-технологическая деятельность будут вычленяться в самостоятельные  специализированные виду научно-практической деятельности, создающие предпосылки  для социальной инженерии.

      Важным  звеном в цепочке "научное знание — проектирование — технологизация — инженерная деятельность" являются социальные показатели. Уже на стадии социального проектирования значимость последних обнаруживается совершенно определенно. Действительно, для того, чтобы проектировать образ будущего, определить то общественное состояние, которого хотим достичь, следует исходить из "нормального, должного" состояния. Проектирование перебрасывает мостик от имеющегося состояния (выявляемого в процессе изучения и постановки "диагноза") к желаемому. Однако цель, которая проектируется как образ будущего, не есть желаемое должное. Она есть лишь некоторое приближение к желаемому, обусловленное имеющимся реальным состоянием. Социальные показатели — это и есть качественно-количественные характеристики объекта, свидетельствующие о степени приближения объекта к должному, нормальному. Использование социальных показателей — одна из важнейших составляющих социально-инженерной деятельности.

      Что может делать социолог, выступая в  роли социального инженера? Другими  словами, какие социально-практические проблемы он может решать на основе социологического знания? Если иметь  в виду принципиальные возможности, то они велики. Речь в данном случае идет о том, какие социальные проблемы находятся в поле зрения мировой социологии, какой объем знаний о них накоплен к настоящему времени так называемой "проблемно ориентированной" социологией. Оказывается, что диапазон этой проблематики обширен: это противоречия, возникающие в сфере производства (проблемы технологии бизнеса и труда); это проблемы функционирования семьи, системы здравоохранения, здоровья; это проблемы урбанизации, народонаселения и экологии, проблемы насилия, терроризма и войны. Наконец, это традиционные для социологии проблемы, которые стимулировали появление и распространение эмпирических социологических исследований", преступности и "отклоняющегося" поведения, наркомании, наличия сексуальных отклонений, проявлений расизма и этноцентризма, проблемы взаимоотношения поколений, социальной дифференциации, предполагающей наличие "бедности" и др.

      Почти все эти проблемы изучаются и  другими науками, однако социология определяет иное направление их решения, так как использует иной (более  полный, а потому более глубокий) подход к их изучению и практическому  преодолению. Так, например, "бедность" рассматривается как сложное  социокультурное явление, несводимое к экономическому состоянию и  приобретающее относительно самостоятельное  значение в сравнении с "физической бедностью". "Феномен нищенства" для социолога тоже весьма сложная  система, которая предполагает изучение не только самих нищих, но и подающих людей, причем с учетом многообразия характеристик и тех, и других. Масштабы изучения социальных проблем  социологией расширяются в такой  степени, что признается необходимость  выделения особой отрасли "социология социальных проблем". При этом исходят  из следующего понимания социальной проблемы: она существует тогда, когда большие группы отстаивают свои права на определенные социальные условия, затрагивая этим интересы большого числа людей; когда социальная проблема может быть преодолена посредством коллективного действия. Но всякие ли попытки устранения, преодоления, "исправления" социальной проблемы, выявленной социологическими средствами, будут носить социоинженерный характер? Нет, не всякие. Для инженерного преодоления этих проблем нужны разработки социально-проектировочного и социально-технологического характера, осуществленные на основании социологического знания. Этим объясняется тот факт, что использование социологов для практического решения масштабных социальных проблем крайне недостаточно.

      Значительно чаще социологи используются для  решения практических задач, находящихся  в сфере компетенции более  низкого уровня управления. На любом  предприятии, в любой организации  существует круг проблем, связанных  с необходимостью претворения в  жизнь определенных социальных программ и управленческих решений, связанных  с оптимизацией использования человеческого  фактора. К ним относятся, например, вопросы подбора и расстановки, продвижения кадров; интеграции коллектива и удовлетворенности работой и различными сторонами трудовой деятельности и многие другие. Разумеется, деятельность социолога, если учесть опыт изучения социологией социальных проблем, в принципе может быть связана и с реализацией более масштабных социальных программ — регионального, поселенческого (реализуемого в определенном городе, селе), отраслевого характера (организация системы образования, культуры, отраслей народного хозяйства). Мировая практика социологической работы свидетельствует о том, что социологи заняты в управленческих органах различного уровня, а также в различных сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни; в службах социальной защиты, в органах правопорядка, в бизнесе и информации и др. Американская социологическая ассоциация, например, публикует обширный список должностей, которые могут занять люди, получившие профессиональную социологическую подготовку различного уровня обучения. Значительное место в списке занимают социально-инженерные должности. Существует также мнение, согласно которому социологическая ориентация социально-инженерной деятельности усиливается по мере расширений социоинженерной деятельности, что не может не отразиться и на подготовке соответствующих специалистов. Масштабы использования социологов на социально-инженерных должностях в нашей стране на сегодняшний день еще незначительны. Тем не менее в последние годы социологи приглашаются на работу в администрацию, министерские отделы, службы занятости, органы правопорядка, крупные телевизионные центры. Наиболее распространенная ранее форма социально-инженерной деятельности социолога — "заводская социология", к сожалению, имеет тенденцию к сворачиванию, хотя именно применительно к ней разрабатывались в 70 — 80-е годы социальные технологии и определялись основные принципы социально-инженерной деятельности. Расширение масштабов социальной инженерии в бывшем СССР обусловило появление в конце 80-х годов систематических курсов по социальной инженерии на факультетах социологии и психологии, определился профиль социально-инженерной деятельности, подготовка к которой все в большей степени стала осуществляться на базе социологического образования.

Информация о работе Социоинженерная деятельность