Социалогия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:24, доклад

Описание работы

Сущность семьи и ее функции.
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
По мнения исследователей, семья имеет двойственный характер:
- социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 59.33 Кб (Скачать)

Запрет на инцест по-разному  интерпретировался антропологами  и социологами. Например, Клод Леви-Строс  предположил, что табу на инцест способствует созданию союзов между различными семьями  и укреплению их социальной взаимозависимости. Джордж Питер Мердок утверждает, что  табу на инцест способствует освобождению членов семьи от разрушительных чувств сексуальной ревности и соперничества. Социолог Кингсли Жейвис заявляет, что кровосмесительные отношения  запретны потому, что могут повлечь  за собой безнадежное смешение семейных статусов (например, ребенок мужского пола, появившийся на свет в результате кровосмесительного союза между  отцом и его дочерью, приходился бы сыном собственной сестре, пасынком своей бабушке и внуком собственному отцу). Социологи, отмечающие, что дети, выросшие вместе в израильских кибуцах, редко вступают в браки друг с  другом, утверждают, что подобное заявление  заложено генетически. По общему признанию, эти вопросы остаются нерешенными, и социологи продолжают ломать голову над реальным источником на инцест.

Типы брака.

 Взаимосвязи между  мужем и женой могут строиться  по четырем различным принципам:  моногамия - один муж и одна  жена; полигиния - один муж и  две или большее число жен;  полиандрия - два или более мужей  и одна жена; групповой брак - два  или большее число мужей и  две или большее число жен.  Моногамия наблюдается во всех  обществах, хотя другие формы  могут быть не только доступными, но и предпочтительными. Моногамия считалась предпочтительным или идеальным типом брака в менее чем 20% из 862 обществ, включенных в выборку для сравнительного исследования культур. Полигиния получила широкое распространение в мире - в 83% из 862 обществ, включенных в выборку, мужьям разрешается иметь по две жены.

Судьба мужей, не похожа на голливудские представления об арабском шейхе, которого ждет гарем, в любой  момент готовый исполнить каждое желание своего властелина. В действительности антрополог Ральф Линтон убежден  в том, что такой муж достоин  не зависти, а жалости:

«В редких обществах с  принятой полигинией мужчина находится  действительно в лучшем положении, чем в условиях моногамии. Если жены одного мужчины не ладят друг с  другом, семья превращается в арену  непрекращающейся борьбы, а мужу отводится  неблагодарная роль посредника или  громоотвода. Если жены живут в согласии друг с другом, то муж, вероятнее  всего, становится объектом организованной женской оппозиции».

Хотя Линтон переоценивает  ситуацию, его точка зрения заслуживает  рассмотрения. Как правило, только наиболее состоятельные мужчины могут  позволить себе иметь больше одной  жены (например, в Китае, Индии и  исламских странах полигиния  обычно являлась привилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется  множеством других факторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями  экономического производства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования.

Полиандрия встречается  крайне редко. Как правило, принцип  полиандрии не предполагает свободы  сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может найти жену только для старшего сына. Антрополог У.Г.Р. Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, и сделал следующие наблюдения:

«Тодас имеют четко  организованную и определенную систему  полиандрии. Когда женщина выходит  замуж, подразумевается, что она  одновременно становится женой братьев  своего мужа. Если юноша женится  на девушке, то обычно мужьями девушки  считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже  после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата… Братья живут вместе, и мои собеседники  посчитали странным мое предположение  о том, при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности… По мнению тодас, когда  мужчина не хочет делиться своей  женой с другими, это безнравственно».

Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства  того, что такая форма брака  действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей  Маркизских островов в южной части  Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при котором несколько  братьев имели более одной  общей жены.

     Роль  отца и матери в семье.

Во все времена велико и нечем не заменимо  было  место  отца  в  семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому,  что бы  стать мужем, отцом, как и каждая женщина–матерью и женой. Человек всегда думает  о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни.  Недаром  подмечено, что человек как дерево, могуч  своими  корнями.  Поэтому,  вступая  в  брак, мужчина берет на себя огромную ответственность–быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все  чаще семейной жизнью руководит женщина–жена,  мать.  Авторитет  отца  значительно упал, из-за сокращения доли участия его  в  семейных  делах.  В  современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера  отца.  Его  труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать.  Хотя  она  тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

     Однако, все   равно  отец–это  сила,  ум  и  опора  семьи  в   житейских вопроса. Отцовство–также экзамен на социальную и нравственную зрелость  мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся  отцовства  или  жене  готовые  к  нему.  Ребенок–большое  испытание  на  прочность  семьи.   В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие  нормально,  а  после его рождения ухудшившие свое общение.  Муж все  чаще  не  появляется  дома, избегает  ребенка  и  жену.  Это  может  свидетельствовать  об   отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры,  хотя  и  неприятно, но не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно  отметить, что  чувство  отцовства  рождается несколько позднее чем чувство  материнства.   Аристотель  заметил,  что  по- настоящему отцами мужчины становятся позже,  чем  женщины–матерями.  Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену.  Чаще  это  проявляется  у мужчин с развитым духом собственичества , которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

    В наше время  российская действительность такова, что в детских садах  и школах с детьми работают в основном  женщины,  ощутимым  становится  дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие  отца  ведет  к тому, что у детей (особенно  у  мальчиков)  начинают  развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому  отцы  должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном  случае воспитание будет ущербным.

    Сейчас критика  в адрес  отцовства  исходит   в  основном  из  уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени  бесед  и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по  оказанию  помощи родителям, труд по приобретению  детьми  дополнительных  знаний  и  т.д.–вот первостепенная задача отца.

    Находясь рядом  с детьми, отец проявляет лучшие  свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не  только  отец  воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям в о всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

   В воспитании детей очень важен живой пример  отца.  Сыновья  во  многом копируют  образ  жизни  и   мыслей   отцов:   перенимают   походку,   манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов  они  воспринимают  такие  черты,  как крепость духа,  силу,  мужскую  надежность,  предприимчивость,  отношение  к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен  к  матери,  женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если  отец отстраняется от работы, то эту  же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший  вред наносит воспитание детей в  неблагополучных семьях детям–увеличивается общее  количество  неврозов,  растет  пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится,  как  уже  говорилось,  только  к  воспитанию детей.  Вместе  с  матерью  он  обеспечивает  семью  всем  необходимым.   Он ответственен перед семьей за устройство быта.  Ремонт  квартиры,  трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д.–это прежде  всего  обязанность отца.

Некоторые отцы вообще всё  сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое  значение  играет  роль  матери  в  семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала  маленьких  обезьянок отнимали от матерей. Для  животных  это  обернулось  трагедией,  замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось  прекратить.  При  втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу  после  рождения,  а  в  роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили  бутылку с  соской  и  вскармливали  обезьянок  искусственно.  К   креслу   обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали,  они  начинали  волноваться. Но вот эксперимент был закончен и выросших обезьянок пустили в  общее  стадо обезьян. Они  оказались очень необщительны и были настолько агрессивны,  что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались  от  обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям  никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку,  а  другая  раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в  стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать  или  кто-нибудь  из  других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был  неодушевлённый  предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым,  да  и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось  важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру  и любви, даёт первые  уроки  человечности,  уроки душевного  отношения  к  людям,  ибо  мать  обладает  особым   эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать - это зеркало в  которое смотрится ребёнок. Может  ли она  воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она  дома  ходит  в  грязном  халате?

Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в  доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами  подсчитано,  что  средняя домашняя нагрузка женщины  в  два  раза  больше  средней  домашней  нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше   на  15-20  %  общей  трудовой нагрузки мужчины. Женщина–мать имеет двойной рабочий день–на производстве  и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые  отрицательно  сказываются на взаимоотношениях в  семье  и  на  воспитании  детей.  Профессиональные  и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно  сделать вывод, что в семье  нужны  обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети  получают  ласку,  нежность,  доброту  и чуткость к  людям,  а  от  отца  мужество,  силу  воли,  умение  бороться  и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Общение в семье.

Жизнь в семье невозможна без общения  в  ней,  общения  между  мужем  и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений.  Общение в семье представляет  собой  отношение  членов  семьи  друг  к  другу  и  их взаимодействие, обмен информацией между ними, их  духовный  контакт.  Спектр общения в семье может быть  очень  разнообразным.  Помимо  бесед  о  работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей и знакомых оно  включает  в  себя обсуждение вопросов, связанных с воспитанием детей,  искусством,  политикой, и так далее.

 Удовлетворённость супругов  общением зависит от степени  совместимости их взглядов,  ценностей.  Не  вызывает  сомнения  тот  факт,  что нервозность, неуравновешенность,  замкнутость  и  другие  отрицательные  черты  характера являются плохими спутниками семейного общения. Социологические   исследования   показывают,   что    при    нормальных взаимоотношениях в семье супруги обычно всегда делятся  между  собой  своими огорчениями и получают при этом морально психологическую поддержку, чего  не скажешь про неблагополучные семьи.

Информация о работе Социалогия семьи