Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:24, доклад
Сущность семьи и ее функции.
Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
По мнения исследователей, семья имеет двойственный характер:
- социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;
В зависимости от формы брака различают типы семьи моно и полигамию. Моногамная семья–такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае когда кто то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.
Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.
В настоящее время
в нашей стране преобладают
простые семьи, имеющие детей
или без них. Сложные же семьи,
Средняя величина семьи колеблется от 3 среди городского населения Латвии и Эстонии до 6-7 среди сельского населения Туркменистана и Таджикистана. В распределении семей по величине можно выделить три региона: с преобладанием малых семей–Прибалтийские страны, Украина и большая часть России; с преобладанием средних семей включает Белоруссию, Грузию, Молдавию; с преобладанием больших семей включает страны Средней Азии, Армению, Азербайджан.
Расширенные семьи встречаются во всевозможных формах по всему миру. иногда супружеские связи практически отсутствуют.
Например, так было в кастовой группе найяр, проживавшей в юго-восточной части Индии до ее колонизации Британией. Когда девушка достигала возраста половой зрелости, она проходила ритуальную церемонию «вступления в брак» с мужчиной, которого выбирало для нее обширное собрание. По прошествии трех церемониальных дней она проходила другой ритуал - «развода», после чего становилась свободной и могла выбирать себе «приходящих мужей», или любовников. Хотя любовники женщины регулярно дарили ей подарки по установленным случаям, никто из них не содержал ее. Когда у женщины рождался ребенок, один из ее мужчин - не обязательно биологический отец ребенка - выплачивал ей определенную сумму и тем самым подтверждал его законорожденность. Тем не менее этот мужчина не имел никаких экономических, социальных, юридических или ритуальных прав и обязанностей по отношению к ребенку. Ответственность за ребенка несли кровные родственники его матери.
В течение некоторого времени
социологи полагали, что индустриализация
подорвали расширенную семью, одновременно
способствуя развитию нуклеарных семей.
К примеру, Уильям Дж. Гуд на основании
обзора состояния семей во многих
странах мира пришел к выводу, что
индустриализация ослабляет расширенную
семью за счет ряда факторов. Во-первых,
индустриализация побуждает людей
перемещаться в поисках новой
работы и возможностей служебного роста,
что ослабляет родственные
Однако в последние
годы многие социологи пришли к другому
мнению и полагают, что индустриализация
и расширенная семья не являются
несовместимыми. В частности, исследователи,
изучавшие семейную жизнь текстильных
рабочих в Нью-Гампшине в XIX в., обнаружили,
что индустриализация способствовала
усилению родственных связей. Разные
поколения не только жили в одном
доме и вели общее хозяйство, но и
во многом помогали друг другу. В самом
деле, экономические перемены и увеличение
численности кровных
Типы властных отношений.
Власть. Хотя на власть, которой пользуется мужчина или женщина в семейной жизни, значительно влияют их личные качества, тем не менее общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель.
При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии - старший по возрасту мужчина в семье. В качестве исторических примеров такого уклада можно привести древних евреев, греков и римлян, а также китайское и японское общества XIXв.
Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Тем не менее, хотя матриархат в большинстве обществ не является предпочтительной формой семейного уклада, он часто возникает в силу определенных обстоятельств - в результате смерти мужа или его ухода из семьи.
В эгалитарном типе - власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.
В нетрадиционном (эксплуататорском) женщины работают наравне с мужчинами , работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями.
В детоцентрической семье
реально психологически доминирует
ребенок с его капризами и
потребностями. В такой семье
главной задачей родителей
Супружеская семья- главная функция эмоциональное удовлетворение партнеров по браку. По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространен в обществе, характеризует семью будущего.
Профессиональная карьера обоих супругов способствует установлению в семье эгалитарных отношений.
Типы внутри семьи.
Великий немецкий философ Г.Ф. Гегель выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи:
- между Мужчиной и Женщиной,
- Родителями и Детьми,
- Братом и Сестрой.
Первый лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание ребенка и общий труд (семейное достояние).
Несовершенство
Третий тип. У них - одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае, они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами семьи в ней меньше всего «природного» .
Место проживания.
Общества так же различаются в зависимости от того, какое место проживания выбирает супружеская пара после свадьбы.
В случае патрилокального проживания молодожены поселяются в доме семьи мужа.
Обратная схема превалирует в условиях матрилокальной модели. К примеру, у юго-западных индейцев племени хопи муж после брачной церемонии перебирается в дом семьи жены, там он принимает пищу и спит.
В России молодые
пары чаще всего выбирают
Матрифокальные -отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми.
Авункулокальные -маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери.
Амбилокальные -нет строгой привязки к порождающей семье.
Натолокальные -и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей.
Цикл семьи .
Семья проходит ряд этапов из которых складывается жизненный цикл семьи. Выделяется различное число фаз этого цикла. Это образование семьи–вступление в первый брак; начало деторождения–рождение первого ребенка; окончание деторождения–рождение последнего ребенка; «пустое гнездо»–вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи–смерть одного из супругов.
Жизненный цикл также называют моделью развития семьи, которая исследуется по шкале возраста супругов (или одного из них).
Формы брака.
Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли контроля по крайней мере над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения. Брак - исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Эндогамия и экзогамия. Все
общества ограничивают допустимый круг,
из которого индивидам следует выбирать
себе партнеров для брака. Родители,
как правило, обеспокоены желанием
не просто женить своих сыновей или
выдать замуж дочерей. Они хотят,
чтобы дети выбрали себе «подходящую»
супругу или «подходящего»
Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест - запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются - они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую подпонятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове его покойного брата.