Социальный статус и социальная роль. Типы личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общество и другие группы, которые изучаются в социологии, состоят из отдельных личностей. Для того чтобы понять определенное общество или группу надо понять поведение отдельного человека, выявить те факторы, которые предопределяют его специфику. Поведение человека зависит не только от его наследственности, особенностей уникальных жизненных ситуаций, но и от условий жизни, которые типичны для определенного общества, группы. Социология изучает типичные подобные качества людей, формирующиеся благодаря общим условиям жизни, месту человека в обществе по сравнению с другими людьми, приспособленности к жизни в определенном окружении, влиянию социальных характеристик человека (возрасту, полу, семейному состоянию, образованию, местожительству, профессии и т.п.) на его поведение.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

     3. Уровнем социального престижа  и уважения в глазах общественности.

     4. Объемом и ассортиментом потребляемых  товаров и услуг.

     5. Оценкой тех или иных событий  общественной жизни.

     С понятием статус связано понятие  социальной роли. Роль отражает динамический аспект статуса – это деятельность по реализации определенных прав и  обязанностей. Т.е., если человек имеет  статус студента, сына, менеджера, пассажира, то его поведение на лекции, в  семье, на работе, общественном транспорте будет разным.

     Таким образом, социальная роль – ожидаемое  типичное поведение человека, связанное  с его социальным статусом.

     Совокупность  социальных ролей, которые отвечают определенному статусу, называется ролевым набором. Так, статус студента предусматривает выполнение им функций  слушателя в аудитории, исполнителя  лабораторных работ, старосты, практиканта  и т.п.

     Выделяют  несколько видов социальных статусов:

     - предписанные, которые не зависят от собственных усилий человека (например, статус женщины, подростка, украинца);

     - достигнутые (приобретенные), которые получены благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, президент, отец).

     Систематизация  социальных ролей впервые была разработана  Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

     1) эмоциональность, т. е. некоторые  роли предполагают широкое проявление  эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

     2) способ получения – в зависимости  от типа статуса они могут  быть предписанными, либо достигнутыми  человеком самостоятельно;

     3) масштаб – объем полномочий  одной роли четко установлен, других – неопределен;

     4) регламентированность – некоторые  роли строго регламентированы, как,  например, роль государственного  служащего, некоторые размыты  (роль мужчины);

     5) мотивация – выполнение роли  ради собственной выгоды, либо  ради общественного блага.

     В статусном наборе можно выделить главный (интегральный) статус – это  статус, определяющий положение человека в обществе в целом, наиболее характерный  для данного человека, с которым  его идентифицируют окружающие (например, Президент Украины, директор).

     Поскольку человек одновременно может выполнять  несколько ролей, то могут возникать  так называемые ролевые напряжения и ролевые конфликты.

     Ролевое напряжение – это противоречие между  представлениями человека относительно выполнения какой-то роли и условиями, в которых ему приходится эту  роль выполнять, или когда личность должна исполнять роль, которая не отвечает ни ее интересам, ни внутренним установкам. Например, студент стремится  подготовить реферат, но библиотеку закрыли на ремонт, или человека заставляют голосовать на выборах, но он этого не хочет.

     Ролевые конфликты могут быть межличностными и внутриличностными.

     Межличностные конфликты имеют место тогда, когда возникают противоречия между  людьми не как индивидуальностями, а как представителями определенных ролей. Например, Иванов и Петров могут  конфликтовать не потому, что они  не нравятся друг другу, а потому что  один из них милиционер, а второй – преступник.

     Внутриличностные  конфликты – это противоречия внутри одной личности. Эти противоречия могут быть вызваны необходимостью одновременно выполнять несколько  ролей (межролевые конфликты), так и  отвечать различным требованиям, связанным  с одной и той же ролью (внутриролевые  конфликты).

     Межролевые  конфликты возникают тогда, когда  две или больше социальных ролей, которые выполняет один человек, содержат в себе несовместимые обязанности. Примером такого конфликта может рассматриваться ситуация, когда роли студента, отца и работника фирмы выполняет одна личность. Эти роли могут требовать от личности быть одновременно на работе, дома и в институте, или выполнять столько задач, что на них не хватает времени.

     Внутриролевые конфликты состоят в противоречивых требованиях, которые выдвигаются  к носителям одной роли разными  социальными группами. Например, студент  должен выбирать, к какому предмету ему готовиться, прийти к декану, который его вызывает, или на лекцию, которая проводится в настоящее  время по расписанию.

     Существует  несколько способов разрешения ролевых  конфликтов и снятия ролевых напряжений:

     1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).

     2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).

     3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).

     4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно сыгранную роль на других).

     Как уже отмечалось выше, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:

     1. Идеальный – тип личности, который  выступает идеалом для членов  данного общества, к которому  они стремятся в будущем.

     2. Базисный (нормативный) – тип  личности, который объективно необходим  для оптимального развития данного  общества.

     3. Модальный (реальный) – тип личности, который преобладает в данном  обществе (средний украинец, истинно  русский). Он обнаруживается при помощи социологических исследований.

     Идеальный, модальный и базисный типы личностей  могут совпадать или нет.

     3. Социализация личности.

       Социализация представляет собой  процесс развития в человеке  его социальной природы. Социализация  – это процесс усвоения индивидом  на протяжении жизни социальных  норм и культурных ценностей  того общества, к которому он  принадлежит. Благодаря процессам  социализации формируется и развивается  личность.

     По  мнению многих социологов, способность  к социализации содержится в самом  человеке, при этом сама социализация понимается как усвоение накопленного в обществе опыта. В процессе социализации индивид усваивает нормы, ценности, знания, умения. В результате социализации человек приобретает качества, которые  разрешают ему действовать в  определенных условиях места и времени. Социализация является активным двусторонним процессом, т.е. человек не просто пассивно приобретает определенные черты, но и влияет на окружающую среду.

     В настоящей момент, как в западной, так и в отечественной социологии принято выделять два основных этапа  социализации:

     Первичная социализация – это усвоение ребенком базового набора ролей, формирование социальных установок, усвоение основных духовных ценностей, норм поведения для нормального  функционирования в обществе. На стадии первичной социализации мы учимся пользоваться столовыми приборами, ездить в общественном транспорте, приветствовать знакомых, отмечать праздники, уважать старших, общаться с ровесниками и т.п.

     Вторичная социализация – это усвоение дополнительных социальных ролей в процессе жизни. Как правило, на этапе вторичной  социализации происходит усвоение профессиональных ролей, роли жены или мужа, роли избирателя или политического деятеля и т.п.

     На  каждом из этапов социализация включает ряд моментов, которые называют структурой социализации:

     1. Адаптация – приспособление к новым условиям.

     2. Интериоризация – усвоение ценностей, норм, знаний нового окружения, включение их в свой внутренний мир.

     3. Экстериоризация – реализация усвоенных норм, ценностей, образцов поведения. Экстериоризация может дополняться социальной активностью, т.е. продуцирования новых норм и ценностей.

     Основными агентами социализации (теми, кто оказывает  содействие социализации человека) являются семья, группы ровесников, институт образования (прежде всего детский садик и  школа), средства массовой коммуникации (телевидение, книги, интернет), религиозные  институты (церковь). На этапе вторичной  социализации к ним подключаются различные организации и учреждения (трудовые коллективы, политические партии, общественные объединения).

     Как же происходит формирование личности? Для ответа на этот вопрос обратимся  к теории Джорджа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» формируется в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс  формирования личности проходит четыре стадии:

     1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.

     2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). Ролевое поведение становится собранным и целенаправленным, появляется способность ощущать роли других людей, например роли партнеров. При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я» – социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).

     3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «обобщенного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.

     4. Ориентация «на обобщенного другого», усвоение норм взаимодействия в широком круге ситуаций (а не только в игре), с разными людьми, т.е. общих правил поведения в данном обществе.

     Заключение

     Личность  – это социальное в человеке. Особенности личности зависят от общества, в котором она живет, его культуры, состояния экономики, политической ситуации, т.е. от многочисленных социальных характеристик окружения  человека.

 

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Гофман  А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
  2. История теоретической социологии / Под ред. И. Ф. Девятко. М.,1998.
  3. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, O.A. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.
  4. Фролов С.С. Социология. М., 1999.
  5. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
  6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М. 1996. – 208 с.
  7. Социология. Учебное пособие / Под ред. д.ф.н., проф. Э.В. Тадевосяна. –М.: Знание, 1995. – 272 с.

Информация о работе Социальный статус и социальная роль. Типы личности