Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:53, контрольная работа
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин.
1 Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий……………………………………………………………….3
2 Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности…………….8
Литература…………………………………………………………………………………..12
Первое направление характеризу
Второе направление – взаимодействие внутри государства, между его институтами, характеризуется тем, что в оппозицию Президенту Республики Беларусь стали политические партии, имеющие места в Верховном Совете, образовавшие в нем парламентские фракции. В России фактически это проявилось в противостоянии, которое сложилось между двумя ветвями власти, и к которому частично подключилась и третья ветвь в 1993 году.
Третье направление – характеризуется социальным партнерством в области экономики и социально-трудовых проблем, направленным на достижение взаимопонимания, стабильности, подъема экономики и социальной защищенности рядовых граждан, что было уже отмечено.
Тем не менее следует выделить четвертое направление – направление взаимодействия, которое может, проявляется в форме диалога – многостороннего социопартнерства. Диалогизация отношений на всех уровнях общества может предотвратить реальные опасности распада общества на части. Все это требует расширения и углублению познаний диалога в его динамике. Тем самым создается предпосылка рассмотрения диалога, как одной из составляющих механизма взаимодействия государства и других элементов гражданского общества.
Для современного трансформирующегося
общества характерны признаки плюрализма,
различных гражданских
Одним из основных путей оптимизации социального взаимодействия является активное включение граждан в общественную деятельность. Другими словами, эффективность взаимодействия заключается в характере взаимоотношений между субъектами гражданского общества, так как общество в целом, построено на принципах взаимозависимости государственных и частных интересов и не лишено конфликтов. Однако необходим механизм, способный обеспечить это взаимодействие.
2 Крушение техногенной
цивилизации. Глобальные
За последние десятилетия
в результате стремительного роста
научно-технических достижений в
развитии производительных сил общества
произошло больше изменений, чем
на протяжении многих предшествующих
столетий. Техника, экономика, наземный
и морской транспорт
Глобальные проблемы (от латинского «Globus»
– шар) – это проблемы широкого планетарного
масштаба, возникающие в результате мощного
развития производительных сил в условиях
научно-технической революции, решение
которых возможно только общими усилиями
всего человечества. Причины появление глобальных
проблем своими корнями уходят в историю
становления современной цивилизации,
породившей обширный кризис индустриального
общества и технократически ориентированной
культуры в целом. Глобальные проблемы
порождены не только выросшими техническими
средствами воздействия общества на природу
и огромными масштабами его хозяйственной
деятельности, но и стихийностью и неравномерностью
общественного развития, неравноправными
экономическими отношениями между развитыми
и развивающимися странами.
Глобальные
проблемы современности представляют
собой единую, динамичную, постоянно изменяющую
свое состояние во времени систему, которая
является открытой, так как в нее могут
входить вновь возникающие проблемы, а
прежние – по мере их решения исчезать.
По-прежнему актуальной
остается проблема сохранения мира. Несмотря на окончание «холодной
войны», военная опасность сохраняется.
Фактически, Вторая мировая война оказалась
последней возможностью человечества
выяснять свои отношения военными средствами,
не ставя себя на грань самоуничтожения.
С появлением ядерного оружия «конец света»
стал вполне реальным. Однако наличие
ядерного оружия не остановило местных,
региональных конфликтов. После второй
мировой войны произошло около 250 локальных
войн, в которых погибло 30 млн. человек.
Проводятся ядерные испытания, нарастает
опасность попадания ядерного оружия
в руки безответственных авантюристов,
увеличилась угроза слепой технологической
случайности, которая может привести к
повторению «чернобыльского варианта».
Довольно остро в последнее время встала
проблема международного терроризма.
Преодоление отсталости развивающихся
стран и установление нового международного
экономического порядка занимают особое место в системе
глобальных проблем современности, так
как здесь кроются мощные факторы дестабилизации
всей системы сложившихся международных
отношений. В последнее время при общемировом
росте валового продукта значительно
увеличился и без того огромный разрыв
в уровне социально-экономического развития
между развитыми и развивающимися странами.
В развитых странах во все сферы общественной
жизни и экономику бурными темпами стали
внедряться компьютеры и микроэлектроника.
Экономические взаимосвязи и мировая
торговля все в большей степени стали
осуществляться главным образом за счет
обмена между экономически развитыми
государствами, тогда как развивающиеся
страны, не обладающие значительными сырьевыми
ресурсами, неуклонно вытеснялись с мирового
рынка.
Проблема обеспечения человечества энергетическими
и сырьевыми ресурсами стала сегодня глобальной.
Эти ресурсы составляют основу материального
производства и по мере развития производительных
сил играют все более значительную роль
в жизни человека. В настоящее время человечество
сжигает около 3 млрд. тонн нефти в год
и, таким образом, при нынешних темпах
потребления этот невоспроизводимый природный
продукт исчезнет через 40 лет.
Среди экологических
проблем угрожающий характер приобретает загрязнение природной среды. В год на каждого жителя Земли
приходится более 20 тонн промышленных
и других отходов. Происходит уменьшение
количества кислорода в атмосфере, нарастание
«парникового эффекта», загрязнение Мирового
океана. Человечеству угрожает гибель,
поскольку оно приближается к предельной
величине биологических возможностей
выживания.
Глобальный
характер приобрела и демографическая проблема. По оценкам некоторых специалистов,
имеющиеся на планете энергетические,
сырьевые, продовольственные и другие
ресурсы могут обеспечить достойную жизнь
на Земле только 1 млрд. человек. В то же
время население нашей планеты сегодня
составляет уже 6 млрд. человек. Высокие
темпы прироста населения характерны
преимущественно для развивающихся стран.
В развитых странах демографическая проблема
связана с низкой рождаемостью и ростом
числа людей преклонного возраста.
Под угрозой находится не только окружающий
мир, но и наш организм, человеческая телесность. Повсеместно фиксируется резкое
ослабление иммунитета человека под воздействием
таких факторов, как радиация, ультразвук,
электромагнитное поле, а также многочисленных
стрессов. Человечеству угрожает опасность
разрушения как вида, вследствие накопления
генных нарушений, патологий и заболеваемости
людей. Количество больных и инфицированных
СПИДом с каждым годом растет.
Глобальные проблемы современности –
это не чисто экономические, политические
или научные, а, прежде всего, проблемы
духовно-нравственные. Духовно-нравственной
основой появления глобальных проблем
современности является широкое распространение
идеологии потребительства, которая побуждает
людей к бесконечной погоне за новыми
вещами. Выход из этой ситуации ряд мыслителей
видит в самоограничении производства
и потребления, переориентации людей на
духовные ценности.
Будущее человека и общества. Принципиальное преодоление
глобальных проблем – дело не только чрезвычайно
сложное и долгое, но и не имеющее пока
однозначных ответов, окончательных решений
по поводу того, как добиться желаемых
результатов. Вместе с тем многие исследователи
связывают преодоление глобальных кризисов
с формированием и укреплением в массовом
сознании новой этики, с развитием культуры
и ее гуманизацией. Вместе с тем, это хотя и необходимый,
но только первый шаг на пути их преодоления,
и связан он с формированием такого мировоззрения,
которое бы соответствовало постоянно
изменяющейся ситуации и адекватно отражало
реалии современной эпохи. В основу этого
обновленного мировоззрения должен быть
положен новый гуманизм, в котором отразилось
бы и новое содержание, и новые черты общественных
отношений, не существовавшие в прежние
эпохи. Новый гуманизм должен быть ориентирован
на выработку глобального сознания и включать в себя как минимум
три основополагающих начала: чувство глобальности, нетерпимость
к насилию и любовь к справедливости, проистекающую
из признания основных прав человека.
Сегодня ученые различных стран практически
единодушны в том, что человечество сумеет
преодолеть экологические и другие глобальные
проблемы, но при условии, если будет осуществлен
переход к другой цивилизации, построенной
на новой системе ценностей. Они должны
базироваться на биосфероцентризме, акцентирующем внимание на
уникальности феномена жизни и необходимости
поддержания биосферы в состоянии равновесия.
У человека нет иного пути, кроме как изменить
свое видение мира, выработать новую систему
ценностей и ориентиры общественного
развития, опираясь на принципы гуманизма
и коэволюцииприроды и общества.
В философской
литературе активно разрабатывается термин
«научный гуманизм», который выражает настоятельную
необходимость коренного изменения человеческой
деятельности, ставящей научно-технический
прогресс в прямую зависимость от нравственных
свойств не только отдельного человека,
но и человечества в целом.
Известный гуманист Альберт Швейцер (1875
– 1965), разработавший «этику благоговения
перед жизнью», подчеркивал приоритет этики нравственной
личности над этикой общества. Отмечая прямую зависимость успехов
в преодолении глобальных проблем от соблюдения
прав каждого человека, известный ученый В.А.Энгельгардт
также настаивал на необходимости проявить
внимание к «внутренней среде» человеческой
личности, к ее более глубоким аспектам.
Таким образом,
человечество, как самоорганизующаяся
живая система методом проб и ошибок ищет
выходы из кризисных ситуаций, борется
за свое существование, стремится к лучшему
будущему. При этом глобальные проблемы
не оставляют человечеству иного выбора,
как, преодолевая раздробленность и разногласия,
идти к своему единству, сохраняя самобытность
культур, вековых традиций и особенностей
отдельных наций и народов. А такое единение
может происходить только на основе признания
и соблюдения общечеловеческих ценностей,
среди которых центральное место занимают
неотьемлемые права человека, разрабатывать
и отстаивать которые в первую очередь
должна философия.
Философия и футурология. Будущее человечества всегда
было значительной мировоззренческой
и методологической проблемой, а социальный
прогноз всегда выступал как мысленная
модель предстоящего развития, то есть
как философское осмысление будущего.
В современной
науке выделяется особая дисциплина – футурология. Футурология (от латинского
futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность
представлений о будущем человечества,
в узком – область насущных знаний, охватывающая
перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был
введен «для обозначения философии будущего»
в 1943 году немецким ученым О.Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал
употребляться на Западе как история будущего
или «наука о будущем». В 1968 году была создана международная
организация, получившая название Римский клуб. В него вошли известные ученые,
общественные деятели и бизнесмены, а
возглавил организацию итальянский экономист П.Печчен. Основными направлениями работы
этой организации являются стимулирование
исследований глобальных проблем, формирование
мирового общественного мнения и диалог
с руководителями государств. Уже первый
доклад этой организации «Пределы роста», опубликованный в 1972 году,
вызвал эффект «разорвавшейся бомбы».
Полученные авторами доклада результаты
сводились к тому, что конечность размеров
планеты с необходимостью предполагает
и пределы человеческой экспансии. Построив
компьютерную модель основных тенденций
мирового развития, они пришли к выводу,
что при сохранении этих тенденций уже
в начале третьего тысячелетия человечество
может полностью утратить контроль над
событиями и в результате прийти к неизбежной
катастрофе. Исходя из этого делался вывод,
что необходимо «заморозить» производство,
сохранить его рост на «нулевом уровне»,
а быстро увеличивающуюся численность
населения стабилизировать с помощью
соответствующей социальной политики.
Особым видом прогнозирования
является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением
процессов, происходящих в обществе. Основоположником глобального прогнозирования
с использованием математических методов
и компьютерного моделирования считается
Дж.Форрестор, который в 1971 г. создал вариант
модели мирового экономического развития
с учетом роста численности населения
Земли, роста промышленного производства,
загрязнения среды. Математическое моделирование
показало, что если не ограничить рост
указанных факторов, то сам рост промышленного
производства приведет к социально-экологической
катастрофе и гибели человечества в середине
XXI века.
Авторы книги «За пределами» предложили три глобальные
программы, с помощью которых человечество
сможет, по их мнению, предотвратить грядущую
катастрофу. Первая предусматривала сокращение
в XXI веке численности населения Земли
на протяжении жизни трех поколений до
1 миллиарда человек, предусмотрев для
разных стран свои квоты. Согласно второй
программе страны «третьего мира» не должны
развивать у себя промышленность по типу
западных держав, а обязаны ориентироваться
на «зеленые» технологии, которые позволят
прокормить население. Программой предусматривалось
повсеместно значительно ограничить материальное
потребление, а населению перейти к жизни
со скромным достатком.
Стратегия человечества выступает как
органический идеал его целеполагающей
деятельности в планетарном масштабе
в чрезвычайно сложных условиях. Актуальной
задачей стало создание планетарного гражданского
общества как института, в рамках которого
только и возможна эффективная реализация
стратегии человечества, сопровождаемая
необходимыми формами контроля международных
организаций. Большинство футурологов
обеспокоены, что в странах Запада доминирующая
технико-экономическая компонента подчас
подавляла культурно-этическую составляющую.
В этой связи ставится задача перехода
от техногенной, в том числе информационной
цивилизации, к антропогенной, где основной
ценностью был бы человек.
Концепция экологически приемлемого
развития («органического роста») провозглашается сейчас в качестве
исходной для Римского клуба. Основные
ее положения предусматривают: четкую
координацию целей для обеспечения совместимости
в широком мировом масштабе; создание
ресурсосберегающих, безотходных технологий,
технологий очистки природной среды от
различного вида промышленных загрязнений,
утилизацию или надежное захоронение
смертоносных отходов; освоение новых
источников энергии, ресурсных потенциалов
Мирового океана; систематическое, независимое
развитие мировой системы, исключающее
рост и процветание какой-либо составляющей
за счет других; развитие в соответствии
с мировыми потребностями, которое должно
учитывать особенности различных частей
и регионов мира; информатизацию общества
на основе компьютеризации; выработку
планетарного сознания как органического
единства экологизации, гуманизации и
глобализации.
Литература
Елсукова А.Н. Социология. Учебное пособие для студентов ВУЗов / под ред. Елсукова А.Н. Мн., 2001г
Мельник, В.А. Политология: учебник / В.А. Мельник. Минск, 2008.
Кравченко, А.И. Социология и политология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. М., 2000.
Кравченко, А.И. Социология и политология : учеб. пособие / А.И. Кравченко. М., 2000.
Шварценбергер Дж. Политическая власть. Изучение мирового общества. – Социально-политический журнал. – 1997. № 6.