Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин.

Содержание

1 Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий……………………………………………………………….3
2 Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности…………….8
Литература…………………………………………………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

27 В печать политология.docx

— 42.57 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Светлогорский  государственный индустриальный колледж»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа  № 1

По дисциплине:«ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ  И  ПОЛИТОЛОГИИ»

Вариант 27

 

 

Выполнил _____________

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлогорск

2012 г.

Содержание

1 Социальный механизм  взаимодействия, его основные элементы. Типологии     социальных взаимодействий……………………………………………………………….3

2 Крушение техногенной  цивилизации. Глобальные кризисы  и опасности…………….8

Литература…………………………………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий.

В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество  элементарных актов социального  взаимодействия, даже не подозревая о  том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя  в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все  это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий.  Однако далеко не все, что  мы делаем во взаимосвязи с другими  людьми, относится к социальному  взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей. Итак, сделаем вывод: социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида: физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге; вербальное, или словесное действие, например, оскорбление, выражение приветствия "здравствуйте"; жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие; мысленное действие выражается только во внутренней речи. Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое, вербальное, жестовое. Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам: экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки; профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных; демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.; религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания; территориально-поселенческая сфера — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами. Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая — на статусных системах.

Социальное взаимодействие в широком смысле, как «общественное» - охватывающие основные сферы жизнедеятельности  общества: экономическую, политическую, культурно-духовную. Такие отношения между субъектами этих различных сфер (полей) общества и представляют собой социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие – это действия социальных субъектов  в некотором промежутке времени, заинтересованных в общественно-полезном и взаимовыгодном результате своих действий. Характер взаимодействия формирует определенные ожидания субъектов, влияющих на их поведение. Если ожидания приобретают стабильный характер в отношении определенного поведения, то они становятся нормами взаимодействия и начинают регулировать последние.

Степень согласованности  интересов необходима в любом  обществе. Без этого невозможна социополитическая  и социоэкономическая стабильность. Тем не менее, разница в интересах  отдельных социальных субъектов  рождает и взаимодействие между  ними. Формы этого взаимодействия могут быть различными: конфликт, компромисс, сотрудничество, консенсус. Они так же могут ярко проявиться в ходе социального диалога, как способа социовзаимодействия. Конфликт и сотрудничество, борьба и консенсус в обществе неразрывно связаны. Таким образом, конфликту, консенсусу и компромиссу присущи элементы взаимодействия.

Признавая конфликт важной движущей силой трансформационных  изменений, следует отдавать предпочтение теории согласия и единства, основным принципом которой является гармония интересов, а не их соперничество. Так  как одним из наиболее существенных факторов, определяющих степень социального  взаимодействия в обществе, является уровень достигнутой им социальной стабильности. Социальная стабильность зависит как от объективной общественно-политической ситуации, так и от субъективных действий государственной власти и самого общества.

В мировой практике первой серьезной попыткой ввести в «системные»  рамки отношения основных сторон социального конфликта было создание модели социального взаимодействия, которая получила название «трипартистская», основанной на принципах социального  партнерства. Ростки трехстороннего взаимодействия зародились на Западе в период мирового кризиса 1929 – 1933 гг. Считается, что во многом именно благодаря такому подходу, странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.

Начало этому было положено шведскими социал-демократами еще  до Второй мировой войны, но в большинстве  западных стран трипартизм утвердился уже в послевоенный период. По своей  сути это был социальный диалог, опиравшийся на детально разработанный механизм согласования интересов сторон, где представителями наемных рабочих и служащих выступали профсоюзы, а со стороны предпринимателей – союзы бизнеса. Государство влияло на достигнутые договоренности законодательными и иными актами, являясь своего рода координатором, выступавшим от имени всего общества, тогда как профсоюзы и предпринимательские организации отстаивали, прежде всего, свои собственные, корпоративные интересы.

Многообразный опыт развития социального взаимодействия на принципах  трипартизма в высокоразвитых странах  Запада подтверждает его эффективность. Эта система все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это  главное, непременное условие эффективной  трансформации общества, особенно с  учетом неоднозначных тенденций  начавшегося нового, XXI века.

В последнее время по отношению  к проблеме социального взаимодействия – диалога ярко проявились две  тенденции. Сторонники первой утверждают, что необходимости в социальном партнерстве – диалоге нет, т.к. в конституциях большинства высокоразвитых стран закреплен принцип социального государства. Государство стремится обеспечить достойные условия существования граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, что достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев населения.

Сторонники второй тенденции  стремятся исключить профсоюзы  из переговорного процесса. Свои доводы они основывают на том, что модель социального взаимодействия с профсоюзами не востребована современной рыночной экономикой, т.к. наемный работник сам заключает с работодателем трудовой договор, где оговариваются условия труда, социальная защита и др. Современная рыночная экономика широко закрепила практику участия работников в акционерном капитале и распределении прибыли .

Тем не менее, распространившись  практически на все основные западноевропейские страны, трипартистская система по существу заняла центральное место  в механизме выработки и снятии основных социально-экономических  проблем. Она существенным образом снизила конфликтность социально-трудовых отношений. Своего наивысшего, по мнению многих исследователей, влияния трипартизм достиг в 1960-е годы.

Сегодня международная практика социального партнерства не ограничивается методом регулирования социально-трудовых отношений. Стабилизация общества достигается  благодаря внедрению механизмов политического согласия субъектов  общественного развития – объединений граждан: общественных организаций (профессиональных союзов, политических партий, благотворительных организаций), с одной стороны, и органов государственной исполнительной власти, – с другой.

Вообще же, механизм социального  взаимодействия и достижения на этой основе общественного согласия и  партнерства предполагает создание межпартийных коалиций, межфракционных блоков (в политике), а также тарифных национальных, региональных и отраслевых соглашений (в экономике). Роль государства (как одного из социальных партнеров) заключается в создании условий, удовлетворяющих общественные потребности субъектов взаимодействия не только путем согласования интересов работодателей и представителей наемных работников по вопросам социально-экономической политики. В европейских странах трипартистская система социального взаимодействия широко используется для решения проблем кризисного развития в различных сферах жизнедеятельности общества. В социальной сфере на месте трипартизма возникает система «нового многостороннего социального партнерства», которая и по своему характеру, и по своим методам принципиально отличается от трипартизма. Основное отличие этой системы заключается в том, что место профсоюзов в ней заняли организации гражданского общества. Которые, вступив в полосу своего развития и под названием «новые социальные движения» превратились в существенный фактор социально-экономических и политических отношений в странах Запада. Начав преимущественно с протестных акций (особенно характерных для антивоенных, экологических, правозащитных и ряда других организаций), они постепенно стали включаться в систему функционального представительства, или представительства интересов. Интегрировавшись в нее, пытаясь заменить профсоюзы в качестве основной составляющей трипартистской системы. Однако профсоюзы не были вытеснены, они сохранили свою роль.

Другим существенным отличием новой системы от старой стало  то, что далеко не все организации  и движения гражданского общества вписались  в нее (в первую очередь это  относится к антивоенным движениям  и организациям). По существу, в течение сравнительно непродолжительного времени произошла институционализация нового понятия «социовзаимодействие».

В некоторых случаях «новое социальное партнерство» сформировалось в рамках уже функционировавших  механизмов и институтов. Наиболее яркий пример – система консультативных  учреждений Европейского Союза. Созданный  еще в самом начале формирования ЕС Экономический и социальный совет  представлял организации работодателей  и профсоюзов, а затем, с созданием  европейских некоммерческих организаций, в его состав были включены их представители.

Таким образом, в странах, где организации и движение гражданского общества обрели существенный политический вес, модель социовзаимодействия носит  более равновесный характер и  ее по праву можно именовать системой многостороннего социопартнерства. Участие в ней организаций  гражданского общества обеспечивает их весомую роль в выработке и отчасти в принятии важных государственных решений, в том числе и на наднациональных уровнях.

Успех и результаты трансформационных изменений зависят от выбора такой модели социального взаимодействия, которая обеспечивала бы опору государству в гражданском обществе. Вот почему сегодня одной из более актуальных проблем представляется формирование и задействование надежных механизмов, способных обеспечивать подчинение государства контролю гражданского общества – демократизация общественной жизни. Речь идет, по сути, о структурировании гражданского общества и формировании в нем институтов, придающих его взаимодействию с государством легальные и организованные формы.

В свете вышеизложенного  представляется весьма актуальным рассматривать взаимодействие основных элементов переходного общества (для примера - Россия, Белоруссия) в условиях трансформации в следующих направлениях:

Первое – политическое взаимодействие в борьбе за власть основных элементов политической системы, которому присуща конфликтность и конфронтация.

Второе – взаимодействие внутри самого государства, между его институтами, которому так же присуще конфликтное соперничество.

Третье – взаимодействие государства с наиболее прогрессивными элементами в области экономики и социально-трудовых проблем, т.е. социальное партнерство, которому присуще конфликтное сотрудничество.

Информация о работе Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий