Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 14:53, контрольная работа
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин.
1 Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий……………………………………………………………….3
2 Крушение техногенной цивилизации. Глобальные кризисы и опасности…………….8
Литература…………………………………………………………………………………..12
Учреждение образования
«Светлогорский государственный индустриальный колледж»
Вариант 27
Выполнил _____________
2012 г.
Содержание
1 Социальный механизм
взаимодействия, его основные элементы.
Типологии социальных взаимодействий…………………………………………
2 Крушение техногенной
цивилизации. Глобальные
Литература……………………………………………………
1 Социальный механизм взаимодействия, его основные элементы. Типологии социальных взаимодействий.
В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, даже не подозревая о том. Встречаясь, мы здороваемся за руку и говорим приветствие, входя в автобус, пропускаем вперед женщин, детей и пожилых людей. Все это — акты социального взаимодействия. Оно складывается из отдельных социальных действий. Однако далеко не все, что мы делаем во взаимосвязи с другими людьми, относится к социальному взаимодействию. Если автомобиль сбил прохожего, то это обычное дорожно-транспортное происшествие. Но оно становится социальным взаимодействием, когда водитель и пешеход, разбирая происшедшее, отстаивают каждый свои интересы как представители двух больших социальных групп. Водитель настаивает на том, что дороги построены для автомобилей, и пешеход не имеет права переходить, где заблагорассудится. Пешеход, напротив, убежден в том, что главное лицо в городе — он, а не водитель, и города созданы для людей, но не машин. В данном случае водитель и пешеход обозначают социальные статусы. У каждого из них свой круг прав и обязанностей. Выполняя роль водителя и пешехода, двое мужчин выясняют не личные отношения, основанные на симпатии или антипатии, а вступают в социальные отношения, ведут себя как обладатели социальных статусов, которые определены обществом. Общаясь между собой, они рассказывают не о семейных делах, погоде или видах на урожай. Содержанием их беседы выступают социальные символы и значения: предназначение такого территориального поселения, как город, нормы перехода проезжей части, приоритеты человека и автомобиля и т.п. Выделенные курсивом понятия составляют атрибуты социального взаимодействия. Оно, как и социальное действие, встречается повсюду. Но это не значит, что оно подменяет собой все другие виды взаимодействия людей. Итак, сделаем вывод: социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.
Взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие. Действие можно подразделить на четыре вида: физическое действие, например пощечина, передача книги, запись на бумаге; вербальное, или словесное действие, например, оскорбление, выражение приветствия "здравствуйте"; жесты как разновидность действия: улыбка, поднятый палец, рукопожатие; мысленное действие выражается только во внутренней речи. Из четырех видов действия три первых относятся к внешним, а четвертое к внутреннему. Примеры, подкрепляющие каждый вид действия, соответствуют критериям социальных действий М. Вебера: они осмыслены, мотивированы, ориентированы на другого. Социальное взаимодействие включает первые три и не включает четвертый вид действия (никто, кроме телепатов, не взаимодействовал при помощи прямой передачи мыслей). В результате мы получаем первую типологию социального взаимодействия (по видам): физическое, вербальное, жестовое. Уже говорилось о том, что социальное взаимодействие основано на социальных статусах и ролях. Указывалось также на сферы, или системы статусов. Приведем их еще раз, так как они дают нам вторую типологию социального взаимодействия по сферам: экономическая сфера, где индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели, рантье, капиталисты, бизнесмены, безработные, домохозяйки; профессиональная сфера, где индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора, шахтеры, повара;семейно-родственная сфера, где люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, кузин, бабушек, дядей, тетей, крестных отцов, побратимов, холостяков, вдов, новобрачных; демографическая сфера, включающая контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас (национальность включается в понятие еще и межэтнического взаимодействия);политическая сфера, где люди противоборствуют или сотрудничают как представители политических партий, народных фронтов, общественных движений, а также как субъекты государственной власти: судьи, полицейские, присяжные, дипломаты и т.д.; религиозная сфера подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих, если по содержанию их действия относятся к области вероисповедания; территориально-поселенческая сфера — столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами. Итак, сделаем второй вывод: первая типология социального взаимодействия основана на видах действия, а вторая — на статусных системах.
Социальное взаимодействие в широком смысле, как «общественное» - охватывающие основные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, культурно-духовную. Такие отношения между субъектами этих различных сфер (полей) общества и представляют собой социальное взаимодействие.
Социальное взаимодействие – это действия социальных субъектов в некотором промежутке времени, заинтересованных в общественно-полезном и взаимовыгодном результате своих действий. Характер взаимодействия формирует определенные ожидания субъектов, влияющих на их поведение. Если ожидания приобретают стабильный характер в отношении определенного поведения, то они становятся нормами взаимодействия и начинают регулировать последние.
Степень согласованности интересов необходима в любом обществе. Без этого невозможна социополитическая и социоэкономическая стабильность. Тем не менее, разница в интересах отдельных социальных субъектов рождает и взаимодействие между ними. Формы этого взаимодействия могут быть различными: конфликт, компромисс, сотрудничество, консенсус. Они так же могут ярко проявиться в ходе социального диалога, как способа социовзаимодействия. Конфликт и сотрудничество, борьба и консенсус в обществе неразрывно связаны. Таким образом, конфликту, консенсусу и компромиссу присущи элементы взаимодействия.
Признавая конфликт важной движущей силой трансформационных изменений, следует отдавать предпочтение теории согласия и единства, основным принципом которой является гармония интересов, а не их соперничество. Так как одним из наиболее существенных факторов, определяющих степень социального взаимодействия в обществе, является уровень достигнутой им социальной стабильности. Социальная стабильность зависит как от объективной общественно-политической ситуации, так и от субъективных действий государственной власти и самого общества.
В мировой практике первой серьезной попыткой ввести в «системные» рамки отношения основных сторон социального конфликта было создание модели социального взаимодействия, которая получила название «трипартистская», основанной на принципах социального партнерства. Ростки трехстороннего взаимодействия зародились на Западе в период мирового кризиса 1929 – 1933 гг. Считается, что во многом именно благодаря такому подходу, странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.
Начало этому было положено
шведскими социал-демократами
Многообразный опыт развития
социального взаимодействия на принципах
трипартизма в высокоразвитых странах
Запада подтверждает его эффективность.
Эта система все больше играет
роль эффективного фактора социальной
стабилизации и устойчивости. А это
главное, непременное условие
В последнее время по отношению к проблеме социального взаимодействия – диалога ярко проявились две тенденции. Сторонники первой утверждают, что необходимости в социальном партнерстве – диалоге нет, т.к. в конституциях большинства высокоразвитых стран закреплен принцип социального государства. Государство стремится обеспечить достойные условия существования граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, что достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев населения.
Сторонники второй тенденции стремятся исключить профсоюзы из переговорного процесса. Свои доводы они основывают на том, что модель социального взаимодействия с профсоюзами не востребована современной рыночной экономикой, т.к. наемный работник сам заключает с работодателем трудовой договор, где оговариваются условия труда, социальная защита и др. Современная рыночная экономика широко закрепила практику участия работников в акционерном капитале и распределении прибыли .
Тем не менее, распространившись практически на все основные западноевропейские страны, трипартистская система по существу заняла центральное место в механизме выработки и снятии основных социально-экономических проблем. Она существенным образом снизила конфликтность социально-трудовых отношений. Своего наивысшего, по мнению многих исследователей, влияния трипартизм достиг в 1960-е годы.
Сегодня международная практика
социального партнерства не ограничивается
методом регулирования
Вообще же, механизм социального взаимодействия и достижения на этой основе общественного согласия и партнерства предполагает создание межпартийных коалиций, межфракционных блоков (в политике), а также тарифных национальных, региональных и отраслевых соглашений (в экономике). Роль государства (как одного из социальных партнеров) заключается в создании условий, удовлетворяющих общественные потребности субъектов взаимодействия не только путем согласования интересов работодателей и представителей наемных работников по вопросам социально-экономической политики. В европейских странах трипартистская система социального взаимодействия широко используется для решения проблем кризисного развития в различных сферах жизнедеятельности общества. В социальной сфере на месте трипартизма возникает система «нового многостороннего социального партнерства», которая и по своему характеру, и по своим методам принципиально отличается от трипартизма. Основное отличие этой системы заключается в том, что место профсоюзов в ней заняли организации гражданского общества. Которые, вступив в полосу своего развития и под названием «новые социальные движения» превратились в существенный фактор социально-экономических и политических отношений в странах Запада. Начав преимущественно с протестных акций (особенно характерных для антивоенных, экологических, правозащитных и ряда других организаций), они постепенно стали включаться в систему функционального представительства, или представительства интересов. Интегрировавшись в нее, пытаясь заменить профсоюзы в качестве основной составляющей трипартистской системы. Однако профсоюзы не были вытеснены, они сохранили свою роль.
Другим существенным отличием
новой системы от старой стало
то, что далеко не все организации
и движения гражданского общества вписались
в нее (в первую очередь это
относится к антивоенным
В некоторых случаях «новое
социальное партнерство» сформировалось
в рамках уже функционировавших
механизмов и институтов. Наиболее
яркий пример – система консультативных
учреждений Европейского Союза. Созданный
еще в самом начале формирования
ЕС Экономический и социальный совет
представлял организации
Таким образом, в странах,
где организации и движение гражданского
общества обрели существенный политический
вес, модель социовзаимодействия носит
более равновесный характер и
ее по праву можно именовать системой
многостороннего
Успех и результаты трансформационных изменений зависят от выбора такой модели социального взаимодействия, которая обеспечивала бы опору государству в гражданском обществе. Вот почему сегодня одной из более актуальных проблем представляется формирование и задействование надежных механизмов, способных обеспечивать подчинение государства контролю гражданского общества – демократизация общественной жизни. Речь идет, по сути, о структурировании гражданского общества и формировании в нем институтов, придающих его взаимодействию с государством легальные и организованные формы.
В свете вышеизложенного представляется весьма актуальным рассматривать взаимодействие основных элементов переходного общества (для примера - Россия, Белоруссия) в условиях трансформации в следующих направлениях:
Первое – политическое взаимодействие в борьбе за власть основных элементов политической системы, которому присуща конфликтность и конфронтация.
Второе – взаимодействие внутри самого государства, между его институтами, которому так же присуще конфликтное соперничество.
Третье – взаимодействие государства с наиболее прогрессивными элементами в области экономики и социально-трудовых проблем, т.е. социальное партнерство, которому присуще конфликтное сотрудничество.