Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:27, курс лекций
Социальный контроль — это специфическая деятельность, направленная на поддержание нормального поведения индивида, группы или общества (соответствие этого поведения принятым нормам) различными средствами социального воздействия.
Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации и производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).
В-третьих, нормальное поведение, дисциплинированность для многих людей — это доступные способы самоутверждения, самосовершенствования. Самоконтроль способен быть защитным механизмом в трудовой организации: если по каким-то причинам ослабевает и нарушается административный контроль, то контрольные функции сознательно или подсознательно принимают на себя рядовые работники, при этом сохраняется и дело, и коллектив.
В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.
1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения, подвергающиеся надзору. Сплошной социальный контроль носит непрекращающийся характер, наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности без включения каких-либо его элементов, объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.
При избирательном контроле его функции относительно ограничены, они распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Сплошной или избирательный характер социального контроля определяется многими факторами — индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации) .
Обычно считают, что избыток социально-контрольных функций лучше, чем их дефицит. Тем не менее сплошной контроль имеет свои отрицательные стороны, которые необходимо знать и учитывать в практических целях:
Во-первых, излишние социально-контрольные функции иногда создают эффект деструктивного вмешательства: прерывают, например, трудовую деятельность в благоприятных ее режиме и условиях, приостанавливают выработанные позитивные организационно-трудовые связи и контакты.
Во-вторых, постоянное наблюдение, свойственное сплошному социальному контролю, создает дискомфорт несамостоятельности, унижает недоверием.
В-третьих, во многих случаях излишним вниманием и оценкой подавляются активность, ее функциональные характеристики. Еще в ранних исследованиях американскими индустриальными социологами было установлено, что в условиях жесткой аттестации работника он оказывается закрепощенным (закомплексованным) в каких-то задачах и функциях, и показатели его работы именно в этих задачах и функциях падают. Кроме того, в условиях жестких санкций работник или коллектив естественно склоняются к поведению по принципу «чем меньше действий, тем меньше нарушений».
Интенсивность всех видов социального контроля в трудовой организации не может быть постоянной, более или менее регулярно наблюдаются то расширение, то сужение социально-контрольных функций, колебания между их сплошным и избирательным характером. Социальный контроль подчиняется общим законам активности. Любой административной структуре свойственно периодически «отдыхать» от утомительной контрольной деятельности. Это явление распространяется и на взаимный контроль: сами субъекты организационно-трудовых отношений не могут быть всегда одинаково внимательны и требовательны друг к другу. Это касается и самодисциплины, потому что даже самый дисциплинированный человек не способен постоянно поддерживать высокий уровень контроля за своим поведением.
На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если достаточно длительное время серьезные нарушения не отмечаются, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции как бы «вновь пробуждаются», при этом «на всякий случай» принимают сплошной характер.
2. Содержательный и формальный. Основанием для выделения этих типов социального контроля является то обстоятельство, что любые системы отношений и деятельности (как и все в природе) имеют свою форму и содержание.
Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, •действенность контроля, а понятие «формальный» — его поверхностность, видимость, непринципиальность.
В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергаются не содержательное качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности.
Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации:
- пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы;
- внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.
Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.
Особенно распространенный случай имитативного поведения — формализм. Он возникает вследствие как нежелания, так и неспособности следовать установленным нормам поведения, т.е. может быть умышленным или неумышленным. С точки зрения формализма следует обратить внимание на следующее противоречие: человек, ориентирующийся на дисциплину, может оказаться в конечном итоге формалистом, а человек, ориентирующийся только на существо дела, — недисциплинированным работником. Ориентация на дисциплину ограничивает творчество, а в процессе творчества неизбежны нарушения дисциплины. Соотношение таких явлений, как дисциплина, творчество и формализм, — это большая практическая проблема.
3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой и скрытой формы социального контроля определяется состоянием осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, что оказывается объектом этих функций.
Можно выделить несколько более конкретных аспектов открытого или скрытого социального контроля в трудовых организациях. Прежде всего, характер контроля определяет наблюдение за поведением работника:
1. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных ли неформальных контролеров, сбора информации через посредников.
2. Важный аспект социального контроля — определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неизвестность и неожиданность в социальном контроле, что в свою очередь способствует его открытому характеру, повышает социальный комфорт в процессе трудовой деятельности. Если работник не информирован о необходимости выполнения установленных требований и санкциях, которые могут быть применены к нему в случае невыполнения этих требований, то речь может идти о скрытом характере социального контроля.
3. Еще один показатель открытого или скрытого характера социального контроля — это предупреждение нарушений или же наказание за них. Если в трудовой организации доминирует практика своевременной регистрации отклоняющихся от принятых норм действий, доброжелательное предупредительное информирование о них и их последствиях, посильная помощь в нормализации поведения, то это свидетельствует об открытости социального контроля.
Социальный контроль в сфере труда обладает сложной экономической психологией, что особенно проявляется в следующем. В состав любой организации входят разные люди с их специфическими потребностями и интересами, поэтому неизбежны и разные представления о том, что такое дисциплина труда и какой она должна быть. Таким образом, установившаяся вследствие социальной борьбы определенная дисциплина труда может оказаться механизмом, создающим экономические привилегии для одних и ущемляющим их в отношении других.
Согласно данным, полученным в результате многих исследований и наблюдений, многие работники сами не заботятся о своей личной безопасности, например, ради «больших денег» по собственному желанию работая сверхнормативное время или во вредных условиях. В подобных случаях экономическое поведение людей более или менее явно противоречит их здоровью, а поэтому административный и общественный контроль может и должен компенсировать «провалы» самоконтроля, страховать человека и далее отвечать за его благополучие.
Правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы — совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, регулирующая их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В них, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают Должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они выступают эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.
Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций, то есть мер поощрения и наказания.