Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

В нашей жизни мы сталкиваемся с конфликтами повсеместно. Начиная от банальных ссор в транспорте и до вооружённых столкновений – всё это конфликты, со временем различных типов конфликтов становится всё больше, так как развитие общества обуславливает появление всё новых интересов и ценностей.
Конфликты имеют как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, конфликты не дают общ

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………...2
2. Основные характеристики социального конфликта……………………3
2.1. Социальный конфликт. Причины, виды, структура социального конфликта……………………………………………………………..3
2.2. Динамика социального конфликта…………………………………6
2.3. Формы и критерии завершения конфликта………………………..9
3. Профилактика конфликта……………………………………………….11
4. Заключение. …………………………………………………………….14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

к.р. по социологии.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

     Разрешение  конфликта осуществляется как через  изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую  перестройку, изменения субъективного  образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Как уже  отмечалось выше, возможно частичное  или полное разрешение конфликта. Полное разрешение означает прекращение конфликта  на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего  образа конфликтной ситуации. В этом случае “образ врага” трансформируется в “образ партнера”, а психологическая устаковка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичном же разрешении конфликта изменяется только внешнее конфликтное поведение, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства, сдерживаемые либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны.

       Формы и критерии  завершения конфликта

     Общим понятием, описывающим финал конфликта, является понятие завершение конфликта, т.е. это - прекращение его существования  в любой форме.

     Основные  формы завершения конфликта1:

     · Разрешение - совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по изменению условий взаимодействия и устранению причин конфликта.

     · Урегулирование - в устранении противоречий принимает участие третья сторона

     · Затухание - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. 

  1. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные  конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .

     Причины затухания:

     истощение ресурсов обоих сторон

     потеря  мотива к борьбе

     переориентация  мотива

     · Устранение - воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются его основные структурные компоненты.

     Способы устранения:

     изъятие из конфликта одного из оппонентов

     исключение  взаимодействия оппонентов на длительное время

     устранение  объекта

     устранение  дефицита объекта

     · Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие Исход конфликта - результат борьбы с точки зрения сторон. Исходами конфликта могут быть:

     устранение  одной или обеих сторон

     приостановка  конфликта

     победа  одной из сторон

     деление объекта конфликта

     согласие  о правилах совместного использования  объекта

     равнозначная  компенсация одной из сторон за овладение  объектом другой

     отказ обеих сторон от посягательств

     альтернативное  определение таких объектов, которые  удовлетворяют интересы обеих сторон

     Основной  критерий разрешенности конфликта - удовлетворенность сторон результатом. Для окружающих важны и такие параметры, как степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта (от этого зависит степень нормализации отношений сторон и взаимоотношений с другими людьми) и победа правого оппонента.

       Профилактика конфликта

     Профилактика  конфликтов - еще один важный вид  управленческого воздействия. Она  направлена на такую организацию  жизнедеятельности субъектов социального  взаимодействия, которая исключает  или сводит к минимуму вероятность  возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

     К объективным условиям профилактики конфликтов они относят:

     1. Создание благоприятных условий  жизнедеятельности людей.

     2. Разработка правовых и других  нормативных процедур разрешения  типичных предконфликтных ситуаций.

     3. Справедливое и гласное распределение  материальных благ.

     4. Успокаивающая материальная среда,  окружающая человека.

     Социально-психологические  условия профилактики конфликтов.

     Конфликт  имеет социально-психологическую  природу. Поэтому социально-психологические  условия профилактики конфликтов вызывают наибольший интерес:

     · Баланс ролей или ролевого взаимодействия.

     · Баланс взаимозависимости в решениях и действиях.

     · Баланс взаимных услуг.

     · Баланс ущерба.

     · Баланс самооценки и внешней оценки.

     · Баланс ответственности.

     Первая  стадия разрешения конфликта -- это постараться избежать его. Забудьте о нем. Постарайтесь проигнорировать его и вести себя миролюбиво.

     В том случае если это не помогло, и  конфликт состоялся, то оппонентам следует  действовать следующим образом:

     1. Прекратить борьбу с оппонентом. Понять, что путем конфликта не  удастся защитить свои интересы. Оценить возможные непосредственные  и перспективные последствия  конфликта для себя.

     2. Внутренне согласиться, что когда  два человека конфликтуют, то  не прав тот из них, кто  умнее. Трудно ждать инициативы  от этого упрямого оппонента.  Гораздо реальнее самому изменить  свое поведение в конфликте.  Я от этого только выиграю  или, по крайней мере, не проиграю.

     3. Минимизировать свои негативные  эмоции по отношению к оппоненту.  Постараться найти возможность  уменьшить его негативные эмоции  по отношению к себе.

     4. Настроиться на то, что потребуются  определенные усилия для решения  проблемы путем сотрудничества  либо компромисса.

     5. Попытаться понять и согласиться  с тем, что оппонент, как и  вы, преследует свои интересы  в конфликте. То, что он их  отстаивает, так же естественно,  как и защита ваших собственных  интересов.

     6. Оценить суть конфликта как  бы со стороны, представив на  своем месте и месте оппонента  наших двойников. 

     7. Выявить, каковы истинные интересы  вашего оппонента в этом конфликте.  Чего он, в конечном счете, хочет  добиться. Увидеть за поводом  и внешней картиной конфликта  его скрытую суть.

     8. Понять основные опасения оппонента.  Определить, что он боится потерять. Выявить, какой возможный ущерб  для себя оппонент старается  предотвратить.

     9. Отделить проблему конфликта  от людей. Понять, в чем главная  причина конфликта, если не  учитывать индивидуальные особенности  его участников.

     10. Продумать и разработать программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение  проблемы с учетом интересов  не только своих, но и оппонента.  Игнорирование интересов оппонента  сделает программу разрешения  конфликта благим пожеланием. Подготовить  3-4 варианта решения проблемы.

     11. Продумать и разработать программу-минимум,  нацеленную на то, чтобы максимально  смягчить конфликт. Практика показывает, что смягчение конфликта, снижение остроты создают хорошую основу для последующего разрешения противоречия. Подготовить 3-4 варианта частичного решения проблемы или смягчения конфликта.

     12. Определить по возможности объективные  критерии разрешения конфликта.

     13. Спрогнозировать возможные ответные  действия оппонента и свои  реакции на них по мере развития  конфликта.

     14. Провести открытый разговор с  оппонентом с целью разрешения  конфликта. Логика разговора может  быть следующей: 

     - конфликт нам невыгоден: учиться  и жить придется вместе, поэтому  лучше помогать, а не вредить  друг другу;

     - предлагаю борьбу прекратить  и обсудить, как мирно решить  проблему;

     - признать свои ошибки, приведшие  к конфликту;

     - сделать уступки оппоненту в  части того, что для меня в  данной ситуации не является  главным;

     - в мягкой форме высказать пожелание  об уступках со стороны оппонента  и аргументировать свое предложение;

     - обсудить взаимные уступки;

     - полностью или частично разрешить  конфликт;

     - если разговор не удался, не  обострять ситуацию, а предложить  вернуться к обсуждению проблемы  еще раз через 2-3 дня.

     15. Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только  тактику, но и стратегию своего  поведения в соответствии с  конкретной ситуацией.

     16. Еще раз оценить свои действия  на этапах возникновения, развития  и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно,  а где были совершены ошибки.

     17. Оценить поведение других участников  конфликта, тех, кто поддерживал  меня или оппонента. Конфликт  сам по себе тестирует людей  и выявляет те особенности,  которые до этого были скрыты.

     Заключение

     Изучив  основные характеристики социальных конфликтов мы можем сказать, что большая  часть проблематики конфликта разрабатывается  на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных  с задачами объяснения социокультурных  изменений в современном обществ.

     В своем проекте я решила рассмотреть  эту тему, так как проблема конфликтных ситуации в наше время является актуальной. И в это нелегкое время для нас мы просто должны уметь справляться с этими ситуациями.

     Любой конфликт, как негативный, так и  позитивный, может и должен быть решаем, насколько серьезным он бы ни был. Выход существует даже из тупиковой ситуации. Главное – истинное желание решить тот или иной конфликт, готовность пойти на некоторые уступки, которые при ближайшем рассмотрении окажутся несерьезными по сравнению с преимуществами, полученными в результате разрешения конфликта.

     В то же время, позитивные конфликты должны и будут существовать, служа определенными  стимуляторами для общества.

     Таким образом, конфликты должны возникать, а люди должны их решать, дабы сохранять  поступательный ход развития прогресса  и истории. 
 
 
 

     Литература

 
  1. Фролов  С. С. Социология. 3-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 344 с.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева - М.: 2004.
  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология/ А.Я. Анцупов, А.И Шипилов. - 3-е изд.- М.: СПб.: Питер, 2007.-268с.
  4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова - М.: Академия, 2001.
  5. Дмитриев, А.В. Социальный конфликт: общее и особенное/ А.В. Дмитриев - М.: Гардарики, 2001. - 526с.
  6. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-468с.
  7. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .

Информация о работе Социальный конфликт