Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:54, реферат

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является определение природы конфликта и попытаться выделить российскую специфику конфликта.
В процессе созревания конфликта можно выделить 4 стадии:
1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.

Содержание

Введение 3
Природа и субъекты социального конфликта 7
Происхождение конфликтов 11
Динамика социальных конфликтов 12
Типология социальных конфликтов 17
Природа человека и социальный конфликт 19
Заключение 23
библиографический список 26

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ СОЦиАЛЬНЫй КОНФЛИКТ.docx

— 46.68 Кб (Скачать)

    Стратегия ПОИР – примирительная. Начальные  примирительные действия несут риск, но не подрывают ничьей безопасности. Если одна из сторон осуществит агрессивный  выпад, другая ответит тем же, давая  понять, что этого не потерпит. Однако ответные шаги не являются столь активной реакцией, которая могла бы повлечь  за собой новый виток конфликта. Коль скоро противник предпринимает  собственные шаги к примирению, от них тоже следует равный или даже чуть больший ответ. Стратегия ПОИР часто используется при переговорах.

    Большое значение имеет заключительная стадия – послеконфликтная. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована  социально-психологическая напряженность, и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенностью в группе. Вместе с тем он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

    Социальные  системы, исключая источники противоречий и трений между различными сторонами  конфликта, получают возможность усовершенствовать  свою структуру. Социальный конфликт может  выступать в роли механизма для  установки норм, соответствующих  новым условиям. 

Типология социальных конфликтов

    Основания для типологии социальных конфликтов могут быть весьма различными. Их классификация  может быть осуществлена в зависимости  от причин, лежащих в основе того или оного конфликта. На этом основании  все конфликты можно подразделить на две большие группы, созданные  объективными и субъективными причинами. К объективным причинам можно  отнести особенности структурного и функционального состояния  системы. Тогда конфликты определяются наличием социального неравенства  и несправедливости, заложенных в  самой структуре социальных отношений. Они могут быть вызваны также  и недостатками в организации  совместной деятельности или порождены  процессом функционирования социальной системы, когда социальная нестабильность становится закономерным результатом  происходящих в обществе перемен.

    Рассматривая  объективную обусловленность, нельзя не учитывать вовлеченность людей, а также мотивацию их поступков. Среди психических мотивов деятельности людей существенную роль играют такие, как стремление к безопасности, власти или превосходству над другими, потребность в общественном признании, личной свободе, дружбе и любви, помощи и протекционизме. Эти мотивы способны быть источником социальных  конфликтов, ибо люди охотно действуют в интересах общественного благополучия, когда это улучшает их самочувствие и укрепляет ощущение безопасности, но реагируют негативно на все, что является противоположным или воспринимается таковым. Когда человек оказывается не в состоянии добиться желаемого результата, у него может возникнуть состояние внутренней дисгармонии, неудовлетворенности, разлада с самим собой. Это состояние. В свою очередь, может стать источником его конфликта со средой, где он живет или временно находится.

    Конфликты могут и не иметь под собой  определенной объективной основы. Они  могут быть вызваны причинами  субъективного характера, возникнуть, например, из-за бессилия изменить конкретную жизненную ситуацию, вследствие мании  преследования, болезненной подозрительности, неврастении.

    Л. Козер предлагал деление конфликтов на «реалистические» и «нереалистические. К последним он относил те коллизии, которые движутся только врожденными  чувствами их участников, стремящихся  к «непрактичным целям». При этом «нереалистические» конфликты могут  иметь как рациональный, так  и  иррациональный характер. В первом случае «враждебные» чувства осмыслены, осознаны как неизбежно враждебные в силу ряда особых причин, а во втором они носят подсознательный характер, их невозможно логически обосновать или объяснить.

    Классификация социальных конфликтов может проводиться  и в зависимости от особенностей социальных противоречий, лежащих в  основе их возникновения и развития. Критериев классификации социальных конфликтов по данному основанию  может быть несколько: время действия противоречий; отношение к данной системе; характер противоречий; роль и значение противоречий; сфера их проявлений. Конфликты могут возникать  на основе противоречий в сфере экономики, политики, духовной жизни. Социальные конфликты, возникающие, например, на основе главного и второстепенного противоречий, могут не различаться ни масштабом, ни остротой, ни другими заметными признаками, и, тем не менее, всегда важно определить, какое именно противоречие лежит в основе начавшегося конфликта.

    Возможна  обширная классификация социальных конфликтов на основе особенностей процесса их развития в обществе. Здесь необходимо обратить внимание на масштаб и остроту  проявления конфликта, время его  протекания, характерные особенности  противостоящих в нем субъектов. В зависимости от субъектов, можно  выделить индивидуальные (индивид –  индивид) и коллективные (индивид  – коллектив и коллектив –  коллектив) социальные конфликты.

    В зависимости от времени протекания, конфликты можно подразделить на постоянные. Долговременные, кратковременные.

    Следует помнить, что конфликт – не дисфункция, не аномалия, а норма отношений  между людьми, необходимый элемент  социальной жизни, который дает выход  социальной напряженности, энергии  деятельности, порождая социальные изменения  различного масштаба.

     

Природа человека и социальный конфликт

 

    Вопрос  о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд ясным и  простым. Но, как это часто бывает, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, об их роли в  жизни общества и жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.

    Во  многом ответы на эти вопросы зависят  от более общих мировоззренческих  установок, которые принимаются  в качестве исходной базы в рамках соответствующих социологических  теорий. Прежде всего понимание конфликта  связано с пониманием природы  самого человека. Человек? Что это  такое? И в чем состоит его  собственная природа?

    С древних времен до наших дней сталкиваются между собой по меньшей мере две  точки зрения при ответе на этот вопрос.

    Первая  точка зрения восходит к Аристотелю  (384-322 до н.э.), к его знаменитому  трактату “Политика”, в котором  этот основоположник европейской науки  систематизировал сложившиеся к  его времени взгляды на общественное устройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах  организации совместной жизни людей.

    Аристотель  утверждал: “государство - продукт  естественного возникновения... Государство  принадлежит тому, что существует по природе, человек по природе своей  есть существо политическое, а тот, кто... живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек”.

    “Очевидно, - утверждает Аристотель, - государство  существует по природе и по природе  предшествует каждому человеку, поскольку  последний, оказавшись в изолированном  состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству  такое же, как отношение любой  части к своему целому”.

    Как видно из приведенных высказываний, Аристотель в решении главного вопроса  социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдает приоритет  обществу. Общество, государство для  него есть первичное начало, это  целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого. Государство, право, справедливость по Аристотелю, - разные стороны государственного общения, стремление к которому заложено во всех людях от природы. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется, Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образом решает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э.), которого иногда называют первым социалистическим мыслителем.

    К решению вопроса о соотношении  общества и личности в пользу человека как отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздо  позже.

    Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических и  социальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших на позиции  общественного договора, был английский социальный мыслитель Томас Гоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 году свой знаменитый трактат “Левиафан, или  Материя, форма и власть государства  церковного и гражданского”.  Если Аристотель считал, что государство  существует от природы и что человек  по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббс полагает, что  естественное состояние общества  - это “война всех против всех”. Он считает, что “природы создала людей  равными в отношении физических и умственных способностей”. Но это  равенство людей от природы само по себе не есть благо.

    Гераклит  сделал попытку вскрыть причину  движения, представить движение вещей  и явлений как необходимый, закономерный процесс, порождаемый борьбой противоположностей. Борьба всеобща и “все проходит через борьбу и по необходимости”, - писал он.

    В период конца VI V века до нашей эры были сделаны первые обобщения, касающиеся роли такого социального конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло. По его мнению, некогда существовал “золотой век”, когда “люди любили друг друга и относились друг к другу доброжелательно”. Тем не менее в “идеальном государстве” Платона имеются воины, готовые выступить в поход в любое время.

    Интересны идеи относительно природы конфликтов, высказанные английским философом  Фрэнсисом Бэконом. Он впервые подверг  основательному теоретическому анализу  систему причин социальных конфликтов внутри страны. Среди них ключевое положение играет бедственное материальное положение народа. Возникновению  конфликтов способствует пренебрежение  государями мнений сената и сословий, политические ошибки в управлении, распространение слухов и кривотолков, а также “пасквили и крамольные речи”.

    Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен в работе Адама  Смита “Исследования о природе  и причинах богатства народов”. В основе конфликта лежит деление  общества на классы (капиталисты, земельные  собственники, наемные рабочие) и  экономическое соперничество. Противоборство между классами А. Смит рассматривал как источник поступательного развития общества, а социальный конфликт, следовательно, как определенное благо человечества.

    Проблема  борьбы за существование занимала центральное  место в учении английского биолога  Чарльза Дарвина. Содержание его  теории биологической эволюции изложено в книге “Происхождение видов  путем естественного отбора, или  сохранение благоприятствуемых пород  в борьбе за жизнь”, изданной в 1859 году. Главная идея этой работы сформулирована в самом названии - развитие живой  природы осуществляется в условиях постоянной борьбы за выживание, что  и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов. В дальнейшем взгляды Ч. Дарвина  получили развитие в некоторых социологических  и психологических теориях конфликта.

    Таким образом, проследив эволюцию научных  воззрений на конфликт, можно сделать  вывод, что конфликт - это норма  жизни, разногласия в отношениях, оценках, приоритетах, стилях жизни  и интересах встречаются в  любой сфере взаимоотношений. Конфликт толкает общество к дальнейшему  развитию, стимулируя борьбу за выживание, в которой побеждает сильнейший.

    Заключение

    Большая часть проблематики конфликта разрабатывается  на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных  с задачами объяснения социокультурных  изменений в современном обществе.

    Вместе  с тем, проблематика конфликта носит  сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении  вполне конкретных ситуаций, в которых  наблюдается столкновение интересов  двух или большего числа сторон. По сути дела, в практике организации  современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается  непосредственное столкновение противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получение название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в “горячие точки”, где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях в разных ситуациях.

    В целом, можно сделать вывод, что  конфликт означает несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих взглядов и  помешать другой стороне сделать  то же самое. Потенциальные причины  конфликта - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, восприятиях и ценностях, в стиле поведения и биографиях людей, а также плохая коммуникация.

Информация о работе Социальный конфликт