Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:54, реферат
Таким образом, целью данной работы является определение природы конфликта и попытаться выделить российскую специфику конфликта.
В процессе созревания конфликта можно выделить 4 стадии:
1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.
Введение 3
Природа и субъекты социального конфликта 7
Происхождение конфликтов 11
Динамика социальных конфликтов 12
Типология социальных конфликтов 17
Природа человека и социальный конфликт 19
Заключение 23
библиографический список 26
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
Ульяновский
государственный технический
Гуманитарный факультет
Кафедра
«Политология, социология и связи с общественностью»
Реферат
По дисциплине
«Социология»
Социальный конфликт
Ульяновск, 2011
Содержание
Введение 3
Природа
и субъекты социального
конфликта 7
Происхождение
конфликтов 11
Динамика социальных
конфликтов 12
Типология
социальных конфликтов 17
Природа
человека и социальный
конфликт 19
Заключение 23
библиографический список 26
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с которыми вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения были выбраны неудачно, либо вы не смогли верно оценить сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Как выйти из сложившейся ситуации? Надо ли предпринимать какие-либо специальные усилия для того, чтобы преодолеть ее и вновь завоевать расположение окружающих вас людей? Или же не нужно этого делать: просто не следует обращать внимание на то, как к вам относятся другие?
Чтобы найти правильное решение этой дилеммы, весьма полезно знать, что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов.
Другой пример пояснит конфликтную ситуацию несколько иного рода: вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но это благо может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называется ситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе ее складываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет в выигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будут развиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса и каков будет характер этих взаимоотношений впоследствии?
На этот вопрос можно ответить лишь тогда, когда знаешь, что такое конфликт и еще кое-что о конфликтах.
Третий
пример приведем из отношений между
большими группами людей. Открыто крупное
месторождение газа. Освоение его
даст существенный экономический выигрыш
и вместе с тем нанесет огромный
ущерб окружающей местности, экологическому
равновесию, приведет к разрушению
традиционного образа жизни людей.
Как правило, в таких ситуациях
мнения людей разделяются. Одни стоят
за первый вариант и апеллируют к
прогрессу и экономическим
Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знанием экономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Ведь ситуации такого типа возникают повсеместно.
Таким образом, целью данной работы является определение природы конфликта и попытаться выделить российскую специфику конфликта.
В процессе созревания конфликта можно выделить 4 стадии:
1. Скрытую стадию, обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина - стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.
2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена - при примиренческом подходе, очень сильна - при непримиримости сторон.
3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности.
4. Несовместимость, являющуюся следствием высокой напряженности. Это, собственно, и есть конфликт.
Причины конфликта - различия в представлениях и ценностях; различия в манере поведения, уровне образования; различия в целях.
Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуют всюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линию поведения в конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики. Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.
Вместе
с тем, политика - не только область
примирения конфликтующих сторон. Она
очень часто оказывается
Собственно,
суть любого политического режима заключается
именно в том, что он определяет формы
политического конфликта в
Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества - и политические и человеческие - во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.
Следовательно,
задачи изучения конфликтов многогранны.
Каждый извлекает из этого изучения
пользу для себя. Предприниматель
получает сведения о том, как развивается
конкуренция в условиях рынка, профсоюзный
деятель узнает о методах защиты
интересов своей
А “простому
человеку” изучение конфликтов нужно
для того, чтобы избавиться от своей
“простоты” и получить те сведения,
без которых невозможно быть гражданином
своей страны, своего отечества и
действовать сообразно
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главных момента:
Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:
Исходное
положение дел: интересы
Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
Ответные
меры; степень готовности к
Отсутствие
взаимопонимания, т.е.
Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.
Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов, жертвы насилия.
Мобилизация
контрресурсов; идеологизация
Тупиковая
ситуация, ее саморазрушающее
Осознание тупиковой ситуации, поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон.
Переосмысление,
переформулировка собственных
Новый этап социального взаимодействия.
В современной социологии существуют различные объяснения природы социального конфликта. Если природа конфликта рассматривается с ресурсной точки зрения, то указывается на то, что он развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности (территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования).