Социальный конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 01:16, реферат

Описание работы

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие, будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.

Работа содержит 1 файл

социология.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     Существует  много способов для завершения конфликта. В основном они направлены на изменение самой конфликтной ситуации либо путем воздействия на участников конфликта, либо путем изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами.

     Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление доступных договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договоренностей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договоренностей стороны не только не прекращают «боевых действий», но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующими сторонами и включают следующие возможные процедуры:

     • признание наличия конфликта;

     • утверждение процедурных правил и норм;

     • выявление основных спорных вопросов (оформление протокола разногласий);

     • исследование возможных вариантов  решения проблем;

     • поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию конфликта  в целом;

     • документальное оформление всех достигнутых  договоренностей;

     • выполнение всех принятых взаимных обязательств.6

     Переговоры могут отличаться друг от друга как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими между ними разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

     Послеконфликтная  стадия

     Завершение  непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

     — насколько удалось в ходе конфликта  и последующих переговоров достичь преследуемой цели;

     — какими методами и способами велась борьба;  

     — насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и  др.);

     — насколько велика степень ущемленности чувства собственного достоинства  той или иной стороны;      

     — удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

     — какие методы были положены в основу переговорного процесса;

     — насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

     — был ли компромисс навязан под  силовым давлением (одной из сторон или некой «третьей силой»), или явился результатом взаимного поиска путей решения конфликта;

     — какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.

     Если  одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоотношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, ставшие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают, конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

  1. Функции социального конфликта

     Конфликт  выполняет самые разнообразные социальные функции, как положительные, так и отрицательные. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.

     Позитивное  или негативное воздействие конфликта  во многом обусловлено также той  социальной системой, в которой присутствует конфликт. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и где существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой

     Вот некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.

     1. Конфликт вскрывает и разрешает  возникающие в отношениях между людьми противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременна выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

     2. В открытом обществе конфликт  выполняет функции стабилизации  и интеграции внутригрупповых  и межгрупповых отношений, снижает  социальное напряжение.

     3. Конфликт многократно увеличивает  интенсивность связей и отношений,  стимулирует социальные процессы и придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.   

     4. В состоянии конфликта люди  более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование  объективных проблем и противоречий общественного развития.

     5. Конфликт способствует получению  информации об окружающей социальной  среде, о соотношении силового  потенциала конкурирующих формирований.

     6. Внешний конфликт способствует  внутригрупповой интеграции и  идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников и выявляет врагов и недоброжелателей.

      7. Внутренние конфликты (в группе  организаций, обществ) выполняют  следующие функции:

     — создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

     — социальный контроль за соблюдением  общепринятых норм, правил, ценностей;

     — создание новых социальных норм и  институтов и обновление существующих;

        — адаптация и социализация  индивидов и групп;

     — группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

     — установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений,

        — установление неформальной  иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

      8. Позитивные функции конфликта  заключаются также в том, что  он выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

     Конфликт  несет в себе негативные функции:

     — когда он ведет к беспорядку и  нестабильности;

     — когда общество не в состоянии  обеспечить мир и порядок;

     — когда борьба ведется насильственными  методами;

     — когда следствием конфликта являются большие материальные и моральные  потери;

     — когда возникает угроза жизни  и здоровью людей. К негативным можно  отнести большинство эмоциональных конфликтов, и в частности конфликты, возникающие  вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

  1. Типы  социальных конфликтов.
  1. Внутриличностные  конфликты

       Решение внутриличностных конфликтов  прежде всего зависит от самого  человека, от способности и возможности  жить в согласии (в гармонии) с  самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «между тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты таких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. С оценочной точки зрения внутриличностные конфликты можно представить как борьбу двух позитивных или двух негативных тенденций или как борьбу позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одновременно (например, предложенное повышение в должности предполагает нежелательный переезд на новое место жительства).

     Выделяют  психологический конфликт, когда преграда для тех или иных действий кроется в нас самих. Это проблемы выбора из двух различных стремлений:

     а) конфликт потребностей (самому хочется  съесть и угостить надо);

     б) конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

     в) конфликт социальных норм (дуэль и  церковь).7

     Одним из видов внутриличностного конфликта является неосознанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полностью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы уже забыли. Но на бессознательном уровне мы продолжаем нести груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конфликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией.

     Способы разрешения внутриличностных конфликтов

     Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказался индивид. Она включает в себя самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. В социальной психологии есть понятие «рефлексия». Это способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, своих переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

     Межличностные конфликты

     Межличностные конфликты можно рассматривать  как столкновение личностей в  процессе их взаимоотношений. Такие  столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). Причины таких столкновений бесконечно многообразны — от удобного места в общественном транспорте до президентского кресла в государственных структурах.

       Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

     Все межличностные конфликты, возникающие  из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.

     Первый  — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.

     Второй  — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей' и интересов.

     Третий  — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов.

Информация о работе Социальный конфликт