Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:19, контрольная работа
Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Введение
1. Понятие «Социальный институт»
2. Институционализация
3. Типология социальных институтов
4. Функции и дисфункции социальных институтов
5. Динамика социальных институтов
Заключение
Список использованной литературы
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2.
Политический — институт
3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5.
Религиозный – институт, организующий
коллективное почитание богов.
Большинство
социологов согласны с Миллсом в
том, что главных институтов в человеческом
обществе всего пять. Их предназначение
— удовлетворять важнейшие жизненные
потребности коллектива или общества
в целом.
Пять
основных потребностей и институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2.
Потребность в безопасности и
социальном порядке (
3.
Потребность в средствах
4.
Потребность в получении
5.
Потребность решения духовных
проблем, смысла жизни (
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Как
уже говорилось, внутри главных институтов
находятся неглавные, которые называются
также социальными практиками или обычаями.
У каждого главного института существуют
свои системы наработанных практик, методов,
процедур. Например, экономические институты
не могут обойтись без таких механизмов,
как конвертация валюты, защита частной
собственности, профессиональный подбор,
расстановка и оценка труда работников,
маркетинг, рынок и т. д. Также внутри института
семьи и брака, находятся и институты материнства
и отцовства, родовой мести, побратимства,
наследования социального статуса родителей
и т. д. Скажем, обычай назначать свидание
является элементом социальной практики
ухаживания. В отличие от основного института
неосновной институт выполняет специализированную
задачу, обслуживая конкретный обычай
или удовлетворяя нефундаментальную потребность.
Функции
и дисфункции социальных
институтов
Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)
Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.
Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.
Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).
Общество устроено так, что ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.
На заре своего возникновения государство выполняет узкий круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.
Церковь создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.
Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.
Деятельность
социального института
К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.
В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.
Функции
и дисфункции бывают явными, то
есть официально заявленными, всеми осознанными
и очевидными для всех, и латентными,
то есть скрытыми, не заявленными. Явные
функции институтов являются необходимыми.
Они формируются и декларируются в кодексах
и закреплены в системе статусов и ролей.
Латентные функции выражаются в непредусмотренных
результатах деятельности институтов
или лиц, представляющих их. Так, демократическое
государство, установившееся в России
в начале 90-х годов, через парламент, правительство
и президента стремились улучшить жизнь
народа, создать в обществе цивилизованные
отношения и внушить гражданам уважение
к закону. Таковы были явные цели и задачи.
На самом же деле в стране вырос уровень
преступности, а уровень жизни населения
упал. Таковы результаты латентных функций
институтов власти. Явные функции свидетельствуют
о том, чего хотели добиться люди в рамках
того или иного института, а латентные
– о том, что из этого получилось.
Динамика
социальных институтов
Под
динамикой социальных институтов понимают
три взаимосвязанных процесса:
1.
Жизненный цикл института от
момента появления до его
2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
3.
Эволюция института –
В
жизненном цикле института как социальной
организации выделяют несколько стадий,
которые качественно отличаются друг
от друга:
1. Зарождение организации.
2.
Период эффективности, когда
3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
4.
Период дезорганизации, когда институт
прежнюю гибкость и
Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др.
Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.
Институциональная
конкуренция может существовать в рамках
одной и той же сферы общества, между родственными
институтами. Например, в культуре подчас
идет непримиримая борьба. Институт телевидения
отбирает аудиторию как минимум у трех
институтов культуры – кино, театра и
чтения. Телевидение, киностудия и театр
представляют собой разновидность социальной
организации, а чтение – социальной практики.
У первых есть свои органы управления,
статьи финансирования, кафедры и вузы,
газеты и журналы, а чтение – это коллективная
привычка образованных людей получать
информацию, сопереживая событиям и анализируя
информацию. Хотя они все разные, между
ними могут существовать отношения не
только взаимодополнения, но и взаимной
конкуренции.
Заключение
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены. общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.