Социальный институт: Семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Современные теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
несоответствие функционирования семьи общественным потребностям
противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы
падение престижа традиционного брака.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3
Семья как социальный институт, основные понятия……………....4
Социология семьи, история развития……………………………….6
Этапы формирования семьи, ее функции………………………….12
Классификация семьи………………………………………………..13
Семейные роли……………………………………………………….16
Культура семьи……………………………………………………….18
Семейные конфликты………………………………………………...26
Заключение …………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Несомненно    существует   и   прямая связь    между    добрачной   сексуальной  активностью   и   весьма  высокой, примерно в два раза превышающей средний    показатель,  степенью   нестабильности молодых семей.                

    Эти наблюдения отнюдь не следует понимать  как  попытку   обвинить  всех, чья   интимная   жизнь    юридически  не оформлена,   в   аморализме.   Существуют самые различные причины, заставляющие   людей   отступать  от   принятых  в  обществе  норм  и   установлений.  Однако   вряд   ли   кто   будет возражать против того, что среди указанных причин  не   должно  быть   ни  пошлости, ни  подлости,  ни   легкомыслия.  Эмоциональная   расхлябанность  не   имеет  ничего   общего   ни  с личной свободой, ни с богатством  эмоциональной  жизни.

    К  сожалению, до  сих пор  эти  простые истины    постигаются    молодежью   чаще всего  методом  проб  и  ошибок.  По данным   социологических   опросов,   только около   10   процентов   городских старшеклассников получают информацию о взаимоотношениях  полов  от   учителей, примерно   столько   же - от  родителей, но зато более одной   трети - от  старших   товарищей. Другое   исследование    (затем   неоднократно   повторенное)   установил  прямую зависимость   между   стабильностью  брака    и  продолжительностью  предбрачного знакомства.                        

    Статистика  выявляет  также, что  в настоящее  время  больше  всего  (в  расчете  на  1000  женщин  в  возрасте  15 лет и  старше)   рожают  женщины, не имеющие  даже  начального образования (3433  ребенка), а  также лишь  с начальным   образованием   (2718).   Матери  же со   средним   и высшим  образованием дают стране соответственно   1167 и 1279  детей.  Эта  тенденция  в условиях, когда  действует  закон  о  всеобщем обязательном    среднем образовании, вызывает  большую тревогу.  Она чревата  опасностью  снижения  качественных показателей  самого   семейного  воспитания.                              

    Все  это означает,  что регулирование  рождаемости  -  дело  в  высшей  степени сложное  и чисто количественный подход здесь, по-видимому,  себя  изжил. Наряду  с   гражданской  и моральной    ответственностью   будущих отцов и матерей,  нужно думать также и   о   генетической   их  грамотности. К сожалению,  немало  есть  еще молодых (и не  только  молодых) людей, которые не знают о том,  что поражающая  детей еще во   чреве матери  и пока  неизлечимая болезнь -  умственная  отсталость  (олигофрения) может явиться результатом не  только наследственности,  но  и пьянства  или наркотических увлечений родителей. 
 

    Семейные  конфликты

    Как возникают нарушения взаимопонимания в семье? Нам всем хорошо известна такая закономерность:    предметы, расположенные слишком близко от глаз, мы видим не так  отчетливо,  как  отдаленные.  Так и с семьей: мы здесь в большинстве  случаев  находимся   не  просто «вблизи» ситуации, но  и «внутри» ее, а потому и не замечаем изменений,   особенно   изменений чисто психологических.  А если  мы   их  не учитываем,   то   н    наши   ответные поступки невольно порождают новые трудности...-И   так мало-помалу отношения   в   семье   начинают  необъяснимо> ухудшаться.              

    Очень  часто в  оценках поступков  ближних  мы   полагаемся  на эмоции.  Нам  кажется,  что между  накалом   чувств   и  значимостью  поступков есть однозначная связь. Увы,   она  именно однозначна;  оказываясь  при  таком способе восприятия  во  власти  эмоций, мы  невольно сосредоточиваемся    только на каком-то одном аспекте взаимоотношений   с   близкими,   именно  том, который нас сейчас  волнует,  и забываем   о   множестве   других   сторон.                                 

    А   между  тем  отношения  в семье - и  между взрослыми и детьми, и между самими взрослыми  -  всегда   многосторонни.  Для  мужа  и  жены  это   и  сотрудничество   в   воспитании   детей,  и  практическая  взаимопомощь  в  организации  быта,  и отношения с родственниками  и друзьями,  совместные   развлечения,   профессиональная    взаимопомощь,  сексуальные отношения и т. д.  Отдаваясь чувству недовольства  какой-то  одной проблемой,  мы  теряем  способность реально оценить ее весомость для всей системы отношений.              

    Для  современного   человека  эмоции    -   ценность.  Если их  нет  или их   мало,  человек   начинает  активно  искать  ситуации,  события, людей, которые   являются   источниками  эмоций,  Причем  ценностью   обладают  не только   положительные эмоции. Мы предпочитаем волнующие  фильмы и книги, но  ведь волнуясь, мы испытываем   и  тревогу,  и  печаль, и  горе.  В  отношении к  жизненным, и в частности семейным, событиям   человек  часто   ведет  себя  так  же:  самая   худшая  атмосфера в доме - это не чередование  бурных  ссор  и  примирений,  а однообразное,     холодное  равнодушие, леденящее душу безразличие.     

    Может  быть,  именно   потому,  что  эмоции,     эмоциональная   насыщенность   жизни   стали   ценностью,  мы так  неохотно  подвергаем   их  анализу,  с  таким  трудом   вносим  «алгебру   разума»   в   «гармонию   эмоций».                                        

    Увы,   многим,  имеющим   опыт  семейной  жизни,  знакома  картина,  ныне    обстоятельно    проанализированная   психологами.  Сначала   в  браке баланс положительных и отрицательных    эмоций явно  в  пользу первых,   велика   и   близость  между супругами.  Но  идет   время,  восхищенное   удивление   своим   спутником жизни    сменяется  привычкой.  Все большое, значительное,   драматическое, выявляющее любовь и преданность,   имеет  ту особенность, что  происходит  редко,  а   вот  мелкое,  раздражающее,  досадное  случается,   увы,  часто,   и  постепенно баланс   эмоций   смещается в пользу отрицательных.  Близость   все  же сохраняется:  партнер  хоть  и раздражающий,  но  все  же  свой.  Но отрицательный баланс все  нарастает - и  вот  уже  и свой  превращается в    чужого. Эмоции сделали  свое дело,  привели к  результату, которого  мы  вовсе  не   хотели.  Эмоции распорядились за нас.

    Нечто подобное происходит  и  в  отношениях   родителей   с  детьми. Сначала   все   радует:   беспомощность, ласковость, привязчивость,    неуклюжесть. Но  идет время,  и  вот  уже  беспомощность   и  неуклюжесть  вызывают  не  симпатии,  но раздражение  и  досаду; а  выросший ребенок  либо  замыкается  в  себе, либо  ищет  компанию,  где  его  оценят  иначе,  где баланс  эмоций для  него  вновь  будет  в  пользу положительных.                       

    Получается,  что   в  современной семейной  жизни,  где  все  держится  прежде  всего  на  эмоциях,  на  «люблю - не люблю»,  «нравится - не нравится», все же  не обойтись без какого-то  регулятора, ослабляющего  действие негативных    эмоций.  Такая  регуляция возможна,  конечно  же,  лишь на  основе разума,  ясного интеллектуального  понимания  причин  тех  или  иных событий, суровой честности  перед собой  и  умения   «видеть  насквозь» и себя, и  близких -  видеть реальность, а не наши представления о ней.                           

    Как  правило,  мы   не  ограничиваемся   лишь констатацией  явления, породившего  то  или   иное чувство, но строим  свою «модель» происходящего. Казалось бы, все очень просто: надо понять,  чем это чувство  вызвано,  почему  оно для нас важно и какая есть возможность изменить ситуацию.  Однако в реальной   жизни   все оказывается намного сложнее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

      Таким образом, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности.

      Почти любой социальный объект доступен наблюдению и изучению изнутри. Брак и семья  же являются наиболее интимной разновидностью социальных и личных отношений, которые  большей своей частью скрыты от постороннего наблюдателя. В связи с этим возникает ограниченность в методах изучения брачно-семейных отношений. Наиболее надежным источником общесоциальных тенденций в области брака и семьи является не изучение и описание отдельных семейных групп, а анализ статистических и документальных данных относительно положения женщины в обществе, уровня материального положения и духовной культуры, динамика рождений, браков, разводов. Поэтому проблемы брачно-семейных отношений необходимо исследовать с использованием комплексного подхода, т.к. многие из них находятся на стыке социологии и психологии, социологии и педагогики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы 

  1. А.А. Радугин, К.А. Радугин  «Социология. Курс лекций»- Москва: 1996
 
  1. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» - Мн.: НТООО, «ТетраСистемс», 1998.
 
  1. М.С. Мацковский «Социология  семьи. Проблемы, теории, методологии и  методики» – М.: 1999
 
 

Информация о работе Социальный институт: Семья