Социальный институт: Семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:27, реферат

Описание работы

Современные теоретические и практические проблемы исследования семьи связаны с эффективностью ее функционирования как системы. Среди таких проблем:
несоответствие функционирования семьи общественным потребностям
противоречие между мужской и женской ролями в семье, между ролями профессиональными и семейными, низкая сплоченность семейной группы
падение престижа традиционного брака.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...3
Семья как социальный институт, основные понятия……………....4
Социология семьи, история развития……………………………….6
Этапы формирования семьи, ее функции………………………….12
Классификация семьи………………………………………………..13
Семейные роли……………………………………………………….16
Культура семьи……………………………………………………….18
Семейные конфликты………………………………………………...26
Заключение …………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

Семья как социальный институт.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

      Конфликт  может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и  переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

      Надо  сказать, что в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенство в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивало уровень смертности. 
 

      Культура семьи

    Семья  для  ребенка  -  и социальная среда,  и  воплощение  культурных традиций,  и  источник  общественного  опыта. В  ней  он  находит  и  примеры  для подражания, и  критерии оценки  первых проявлений  своего  «я»,  и  образ,  модель общества, в  которое ему  предстоит войти,  того  большого   социального  мира, где он  будет жить  и работать.  В семье происходит  как  бы  второе,  социальное рождение ребенка.                     

    Глубокая   специфичность   и   принципиальная  незаменимость  семьи  как воспитательной   среды   обусловлены  тем, что  непосредственность  и устойчивость контактов  сочетаются  здесь  с эмоциональностью   общей   атмосферы.  Только в семье  дети постоянно  и непроизвольно  осваивают опыт,   знания  старших, а взрослые  как бы  повторяют, воспроизводят в детях,  в их воспитании уже пройденные  этапы своей жизни. Семейная  среда уникальна,  предпосылки ее созданы самой природой, и люди, если не хотят потерять все, что дала  и дает им  цивилизация,  должны в каждом новом поколении   воссоздавать прочную и нравственно здоровую семью.        

    Мало  сказать: воспитательный потенциал  семьи  зависит  от  ее прочности. Нужно  еще,  чтобы эта  прочность  обеспечивалась  такими средствами  и способами,  которые  не противоречат  целям нашего социалистического воспитания.

    Семейные  узы  могут  быть  прочными и  за  счет экономической зависимости  женщины от  мужчины,  ее подчиненности  и  бесправия. Такая  прочность  несовместима с  принципами социализма  и гуманизма,  более  того - враждебна  им.

    Прочность  может  быть   следствием  и  утилитарных   экономических   интересов супругов  и  даже своего  рода круговой поруки   людей,   предпочитающих,   например,  жить  за счет  незаконных, не трудовых  доходов  и  «не выносить сор из избы».                             

    Наконец, за показатель прочности брачносемейных  отношений   в  стране, регионе,  городе  можно  принять  соотношение  браков  и  разводов  в определенный период  времени, как  это подчас делается.  В  этом случае  самый легкий путь к  укреплению семьи - затруднить  или  вообще запретить расторжение  браков.  Статистика  сразу обретет благополучный вид, но воспитание детей, другие функции семьи  от этого  вряд ли выиграют. Более того, законсервированные   семейные   конфликты, безысходность ситуации будут сказываться  и на взрослых,  и на  детях подчас  даже тяжелее, нем открытый разрыв.           

    Иногда  выражается  надежда   на  то, что  затруднение развода  обеспечит более   серьезное    отношение   молодежи к  браку.  Вряд  ли эти  надежды оправданны:  ведь перспектива  трудного развода  укрепляет  позиции  как  тех, кто хотел  бы  проверить свои  чувства, так и  тех,  кто предпочитает  искать выход в  нерегистрируемых    сожительствах.

    Ужесточение  условий  развода  уменьшит число   матерей, воспитывающих  детей без  отца в результате  расторжения  брака,  но  увеличит безотцовщину  как результат внебрачных связей.            

      Следовательно, семья тем прочнее,  чем нравственно обоснованнее  этот  выбор, чем  в большей  мере  мотивы  брака соответствуют моральным  ценностям  нашего  общества, чем выше нравственные  качества составляющих ее людей.                      

    Трения,  противоречия возможны  в любой  семье.  Хотя бы  потому, что  это - объединение  людей,  различных  по психическому складу,  характерам, возрасту и  ряду  других признаков. Однако одна семья  находит  в  себе морально-психологические  силы  преодолеть противоречие  в самом  его зародыше,  другая рушится подчас от самого легкого ветерка. Причем созидательные  силы эти  не рождаются  вместе с человеком. Они при вносятся в него воспитанием. Поэтому подготовка  молодежи  и  браку  - это не  просто  ознакомление ее с  азами супружества  и  родительства,  а формирование тех нравственных качеств, которые только  и могут обеспечить подлинную прочность и социальную дееспособность  новой семьи.  Нравственность же не изолированное явление. Она элемент более широкой   системы общественных  ценностей, которая  называется культурой.                            

    В  социологической  литературе  накопилось  немало  публикаций,  выясняющих причины  разводов.  Среди   них  обычно фигурируют  пьянство,  супружеские  измены,  несоответствие  характеров, грубость, бестактность,  ревность и т. д. Однако  в большинстве своем это перечень  не причин,  а скорее  поводов или мотивов расторжения   брака.  Зачастую они выдвигаются вообще  лишь  с целью обеспечить быстрейшее завершение бракоразводной процедуры.             

    Причин  разводов   значительно  меньше,  а  главная  из  них - низкий уровень  культурности,  духовности  многих людей.  Причем  речь  идет не  об образовании, а именно о культуре. Она невозможна  без  знания, но и  не равнозначна  образованности. Образованность  -  та  или иная   степень ознакомления с достижениями современной науки.  Культурность  -  мера  освоения личностью всех духовных  богатств, созданных народом и   человечеством, потребность руководствоваться ими

    в своей  жизни  вплоть до  повседневного поведения.  Само  по  себе  знание может быть реализовано и в  хороших, и  в плохих  поступках, но,  становясь органической частью  культуры человека,  оно делает  его    разумнее,  добрее, интеллигентнее, нравственнее и  в оценках,  и в общении, и в практических действиях.

    Овладение  культурой  означает  возвышение  всего  круга  потребностей людей, потребности  же  определяют  и  характер их  интересов,  и  уровень  их  общения, и их представления  об идеале,  о красоте, и,  наконец, само восприятие, понимание  человека  человеком. Культура включает  в  супружеские,  семейные  отношения  всю полноту   духовной  жизни людей,  делает  более  прочными   моральные  узы,  связывающие  членов семьи друг  с  другом  и  семью  с  обществом, наконец,  позволяет  выбирать  оптимальные  варианты   разрешения  внутрисемейных проблем.                           

    От  степени  культуры  зависит  и  то, как  воздействуют  на  семью  экономические  факторы,  идет  ли  речь  о  материальных  трудностях   или  материальном преуспеянии. Если  бы  дело обстояло иначе,  то можно  было бы  ожидать, что, по  мере  того  как  растет материальное благосостояние  населения, решается на все более высоком   уровне  жилищный вопрос, сами собой снимутся проблемы, от  которых  зависят прочность семьи и ее стабильность,  исчезнут  нежелательные для общества  явления  и  в семейной жизни, и  в воспитании  детей. Однако  такие  ожидания  пока что  не оправдываются.  За  четверть  века (1960 - 1985  годы)  реальные  доходы  в расчете на    душу   населения   увеличились в 2,5  раза; около 267  миллионов человек улучшили  свои  жилищные    условия, а  брачно-семейные  отношения  (если судить  по  таким  основополагающим  показателям,  как  относительное  количество разводов  и  семей  с  одним  родителем) не  укрепились,  внебрачная  рождаемость не  снизилась, среднее  количество детей в семье не возросло, показатели распространенности   необратимых   аномалий среди  новорожденных  и  случаев  отклоняющегося   поведения    подростков   за этот  период  также  отнюдь   не  уменьшились.                                

    Достаточно  сказать, что число расторгнутых  браков   возросло  за   период  с 1960  года с  1,3 до  3,5 на  тысячу человек,  относительное  количество неполных  семей  (главным образом -  матери с детьми) осталось  в основном  на прежнем уровне  (около 12  процентов всех семей),  суммарная рождаемость (среднее число детей на  одну  женщину) по сравнению с предвоенным уровнем, несмотря на  меры  по  стимулированию многодетности,  понизилась  в  два  раза (с 4,4 до 2,2),  а дола  незамужних женщин  составила  в   возрастных  пределах 25 - 29 лет - около 20, процентов, 30 - 39 лет - примерно 17, процентов,  40 - 49 лет - свыше 20 процентов.           

    Конечно, чем круче ползет  вверх кривая  разводов,  тем ниже  у людей уверенность в судьбе  собственного супружества,  а это,  в свою'  очередь, непосредственна отражается  на  планировании  родительства, то есть количества детей и сроков  их рождения.  А бездетность  или  же  минимум  детей  в семье еще  более   уменьшает  ответственность за сохранение  брака. Несомненно  и то, что  неустойчивость  брака  увеличивает количество  людей,  видящих  в одиночестве альтернативу такому, представляющемуся им весьма рискованным мероприятию, как женитьба или замужество.

      В  свою  очередь,  одиночество   стимулирует внебрачные связи,  отсюда  - одинокое материнство.                    

    Самое  же  главное - каждая  из этих тенденций  в отдельности и все  они  вместе   ослабляют   социальный  потенциал семьи,  ее позитивную  общественную активность.  А вот  активность негативная растет, и диапазон тут может быть очень широким:  от  антисоциальной направленности  семейного воспитания  до попыток подчинения         семейно-родственному принципу тех возможностей,  которые открывает перед людьми профессиональная деятельность, власть, авторитет должности и т. д.                     

    В  то же  время хорошо  известно, что нередко   люди    стремятся   сохранить семью  даже тогда,  когда шансы  на это минимальны.  И наоборот,  многие легко, бездумно,  в  запале  расправляются  со своим  браком,  с судьбами  детей, даже не вспомнив, что сыр-бор  загорелся совсем  из-за  пустячного  повода. Здесь сказывается  отсутствие  своевременной квалифицированной  психологической помощи  семье  в решающий момент, когда  совершается непоправимое  - разрыв  между  такими  супругами, которые, как говорит пословица, как будто созданы друг для друга.                    

    Это означает, что внимание  к организации  службы семьи, обеспечению  ее квалифицированными   кадрами - дело большой государственной  важности. Решать  этот  вопрос  надо  повсеместно еще  и  потому,  что служба  семьи там, где  она  создана  и  успешно  функционирует,  обычно распространяет   свое влияние  не  только  на  конфликтные семьи,  но  и  на  лиц,  которым  нужна помощь при  вступлении в  брак и  в начальный период супружества.                                          

    Нормальный  брак  (особенно  для женщин)  -  одно  из  обязательных условий удовлетворенности   жизнью,  сохранения и   поддержания   личного  достоинства. И  наоборот,  нелады  в  браке, неудачные попытки  построить  семью  ведут к  ощущению неустроенности в жизни, неполноценности.  Здесь  действуют  самые  разные  причины,  но  одна  из них заслуживает  особенного   внимания  общественного мнения.                   

      Послевоенная  демографическая   ситуация,  наряду  с  тяжелыми  просчетами  в  воспитании  молодежи,  способствовала  тому, что у  части  молодых  людей  потребность  в  любви,  в  семье оказалась  низведенной   до  удовлетворения   чисто   природн6й   надобности. Давно известно, что  поведение, диктуемое лишь одним  сексуальным  импульсом,  ведет  к   духовной   и   физической  деградации  человека. Но  эта тема  до настоящего  времени - своего рода  табу  в   педагогической  литературе и практике.  Поэтому появилось немало  мужчин  и женщин, которые слишком   поздно   убеждаются  в том, что   человеческое   счастье   лежит на путях не  просто сексуальной, а семейной  жизни. В  результате  не  состоялись  многие  супружеские  пары,  от  которых,  в  общем,  ничего больше  не требовалось,  как  только  не   бросаться в омут  сомнительных  удовольствий,  сохранить  себя  друг  для   друга,  вспомнить о   том,   что всякое   будущее начинается сегодня.                           

    О   масштабе   этой   проблемы  говорит такая,  например,   выборочная  статистика.  Большинство  беременностей  у  нерожавших  женщин во  всех   возрастах  оказались внебрачными (61,7  процента   всех   учтенных   при   обследовании зачатий).  Причем  у  женщин   в  возрасте 16 - 17 лет  они составляют  95,6 процента, в возрасте 25 - 29 лет - 54,9 процента. Соответственно  возрастает  доля браков, заключенных  в целях правовой легализации  внебрачного  ребенка, а с другой  стороны  -  количество  абортов и (как   следствие   их)   случаев потери женщиной способности иметь детей.       

Информация о работе Социальный институт: Семья