Социальный институт религии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является систематизация, накопление знаний о религии как о социальном институте.
Задачи контрольной работы:
- изучение понятия социального института, его характерных черт;
- рассмотрение религии как социального института.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Понятие социального института………………………………………5
2. Религия как социальный институт…………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....15

Работа содержит 1 файл

КОНТР Социальный институт религии.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

Своеобразную культурологическую трактовку религии предлагает Т.Парсон. Исходя из разработанной им информационно-кибернетической  модели системы человеческих действий, в соответствии с которой функционирование социокультурных систем определяется взаимосвязями (прямыми и обратными) четырех подсистем - биологического организма, личности, социальной и культурной систем - он так трактует религию: в социокультурной сфере то, что обычно называют религией, находится на самом высоком уровне кибернетической иерархии сил, которые, в смысле определения общей направленности человеческих действий среди возможных альтернатив, допускаемых условиями человеческого существования, контролируют процессы человеческих действий. Несмотря на некоторую условность этого истолкования религии, ввиду отождествления общества с кибернетическим механизмом, оно, подобно предыдущим интерпретациям, подчеркивает смыслообразующий момент религиозных ценностей, обуславливающих их уникальное место в системе культуры.

Культурологический подход к пониманию сущности религии  широко распространен в западной социологии, он имеет под собой  определенный исторический фундамент, но его защитники не принимают  во внимание социальную эволюцию религии, которая привела к заметному  ослаблению позиций религии в  обществе. В системе современной  культуры научное знание, в не меньшей мере, чем религиозное, определяет смысл и значение многих видов человеческой деятельности. Односторонность культурологической трактовки религии может быть преодолена, если дополнить его институциональным подходом, в соответствии с которым религия рассматривается как социальный институт, а ее содержание раскрывается в ходе анализа выполняемых им в обществе функций.

Рассмотрение религии  в качестве социального института  предполагает ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого.

С социологической точки  зрения можно выделить четыре основные функции религии в обществе:

1) интегративную;

2) регулятивную;

3) психотерапевтическую;

4) коммуникативную.

Первые две функции  непосредственно относятся к  деятельности религии в качестве института культуры, поскольку они  присущи ценностям и нормам, входящим в содержание культуры как системы.

Интегративная функция религии  была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии  аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозный символизм, религиозные ценности, обряды и обычаи способствуют социальной сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ. Принятие определенной системы верований, символов, согласно Дюркгейму, включает человека в религиозную  моральную общность и служит интегративной  силой, сплачивающей людей.

Регулятивная функция  религии заключается в том, что  она поддерживает и усиливает  действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через  деятельность церковных организаций, могущих поощрять или наказывать верующих, так и неформальный, осуществляемый самими верующими в качестве носителей  моральных норм по отношению к  окружающим людям. В сущности, эту  функцию религии можно было бы назвать нормативной, ибо любая  религия предписывает своим приверженцам определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими  религиозными ценностями.

Психотерапевтическая функция  религии. Сферой ее действия выступает, в первую очередь, само религиозное  сообщество. Давно было замечено, что  различные религиозные действия, связанные с отправлением культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п. - оказывают успокоительное, утешительное воздействие на верующих, придают им моральную стойкость и уверенность, предохраняют от стрессов.

Коммуникативная функция, как  и предшествующие, имеет значение, в первую очередь, для самих верующих. Общение развертывается для верующих в двух планах: в плане общения их с богом и «небожителями», и в плане их общения друг с другом. «Богообщение» считается высшим видом общения и в соответствии с этим общение с «ближними» приобретает характер второстепенности. Важнейшим средством общения выступает культовая деятельность - богослужение в храме, общественная молитва, участие в таинствах, обрядах и т.п. Языком общения служит религиозная символика, священные писания, ритуалы.

Указанные четыре функции  религии как социального института  носят универсальный характер, проявляются  в любом типе религиозной практики.

 

 

Заключение

 

 

Социальные институты - это  исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей  деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой  цели, набором социальных позиций  и ролей, типичных для данного  института.

Религия является необходимым  составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. В религии как форме духовного  освоения мира, осуществляется мысленное  преобразование мира, его организация  в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к  миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его  поведения.

Религия, рассматриваемая  как социальный институт, также характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей.

Таким образом, религия как  социальный институт - это организованное объединение людей, выполняющих  определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами  своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами  и образцами поведения.

 

 

Список использованной литературы

  1. Андреев Ю.П. Роль социальных институтов в жизни общества//Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2001 - №1.
  2. Общая социология: Учебное пособие/Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
  3. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И., Яновский Р.Г. Социология. - М.: изд-во “Мысль”, 1990
  4. Пархоменко И.Т. Религия как социальный институт//Общественно-политический и научный журнал “Россия” - 2002 - №2.
  5. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
  6. Яблоков И. Н. Социология религии. - М.: Прогресс, 1988.- 256 с.

 


Информация о работе Социальный институт религии